с 1 сентября 2012 года утилизационного сбора.
Для транспортников начало осени можно с полным основанием назвать автомобильным: в Крокус Экспо, крупнейшем выставочном центре столицы, начиная с конца августа проходили мероприятия в рамках традиционного Международного автомобильного салона. В их числе – «круглый стол» по теме, которая волнует как профессионалов, так и всех, кто имеет хоть малейшее отношение к автомобилю. Речь идет о введении с 1 сентября этого года утилизационного сбора (УС).
Тема оказалась настолько интересной и актуальной, что представителей Минпромторга, ведомства, занимающегося разработкой и внедрением УС в практику, долго не отпускали, задавая вопросы, высказывая замечания. К сожалению, и после разъяснений у представителей автобизнеса остались неясности, и связаны они не только с трудностями начального периода введения УС. Впрочем, обо всем попорядку…
Утилизационный сбор (УС) – это своеобразный налог на колесное транспортное средство, которое платят импортеры при ввозе машин на территорию России. При этом для производителей, работающих на территории России, предусматривается освобождение от уплаты УС. Ставки УС и федеральный орган, отвечающий за его сбор, определяются Правительством РФ. Оплата УС дает гарантию владельцу транспортного средства на его бесплатную утилизацию после того, как оно исчерпает свой срок службы. Инициатором нововведения стало Министерство промышленности и торговли РФ. Федеральный закон «О внесении изменений в ФЗ «Об отходах производства и потребления» и статью 51 Бюджетного кодекса Российской Федерации» вступил в силу 1 сентября 2012 года.
Причин введения такого скрытого налога несколько, и лежат они в разных плоскостях. Безусловно, в первую очередь речь идет о защите интересов отечественных производителей, прежде всего таких крупных, как ГАЗ, КАМАЗ, АвтоВАЗ, и в определенной степени – о преференциях для промсборки на территории РФ, которая получила широкое распространение.
Симптоматична и дата вступления постановления об УС в силу – с 1 сентября 2012 года. Дело в том, что за неделю, т. е. 23 августа Россия фактически вступила в ВТО, следовательно, ввозные таможенные пошлины на импорт, в т. ч. автомобили, начнут снижаться. Автомобильный хлам, который в Европе невыгодно и нельзя использовать как с экономической, так и экологической точки зрения, хлынет мутным потоком к нам. Благо у нас «проходят» машины, потребляющие Евро 0, – не в крупных городах, конечно, но в регионах вполне. Имея в грузовом сегменте парк машин на более чем 60% старше 10 лет, наш автоперевозчик вряд ли будет напуган сверхподержанной иномаркой. А вопросы безопасности и экологии уходят на дальний план. Причем экологический урон в настоящее время – это 6% от общего количества смертей в год (80 тыс. человек), которые происходят по причине загрязнения воздуха. Это больше, чем смертность в ДТП и от туберкулеза, вместе взятых.
Но если необходимость защиты интересов отечественных производителей и окружающей среды, повышения безопасности дорожного движения не вызывает возражения, то с коэффициентами расчета УС, базовыми ставками и исключениями из перечня обложения УС – не все так гладко.
Прежде всего, если следовать букве постановления Правительства РФ № 870 от 30 августа 2012 года, утилизационный сбор уплачивают практически все юридические лица, ввозящие и производящие ТС, в т. ч. и на территории РФ. Причем отечественным производителям достаточно дать гарантии о последующей обязательной утилизации произведенного ТС, а импортерам техники необходимо сразу заплатить сбор. Согласитесь, между гарантиями, срок исполнения которых наступит через несколько лет, и «живыми» деньгами, которые необходимо заплатить сегодня, существует большая разница.
Далее. Хотя постановление об УС уже вступило в силу, ясности об уплате или неуплате сбора для предприятий, ведущих промсборку на территории РФ, особенно крупноузловую, до сих пор нет. Дело в том, что если на территории РФ на совместном предприятии ведутся сварка, окраска и сборка кузова – действует принцип предоставления гарантии об УС, если нет – никто толком сказать не может, как платить УС. В кулуарах представитель совместных предприятий в Ульяновске, в частности, сказал, что они плотно работают над этим вопросом, а время идет…
Если вы ввезли такое средство, как шасси, то УС согласно действующему постановлению не взимается. А если на этой платформе изготовлено и смонтировано грузовое, пассажирское и специальное транспортное средство, то как быть с уплатой УС, без которого не выдадут ПТС на эту машину? С одной стороны, действует принцип однократности обложения УС, а с другой – какие обязательства по УС должен предоставить владелец построенного на основе шасси ТС – на всю машину, на часть? Скажу сразу – не стало это понятно и после разъяснения представителей Минпромторга.
Гарантии по утилизации от
отечественных производителей принимаются в том случае, если они вошли в реестр Минпромторга. Естественно, что такие производители, как ГАЗ, КАМАЗ, АвтоВАЗ, могут и дали такие гарантии. А что делать мелким и средним, не имеющим своих возможностей для утилизации? Им предлагается либо кооперироваться для создания предприятий по утилизации, либо присоединяться к тем, кто такими мощностями располагает. Решать и решаться необходимо в течение осени, так что времени совсем мало.
Кстати, несмотря на уже подписанный тройственный приказ «МВД – ФТС – Минпромторга», согласно которому предприятие, вошедшее в реестр, может получать ПТС как давшее гарантии, в ГИБДД пока не «раскачались» и задерживают выдачу документов на машины. Об этом говорили представители из регионов. И если трудности переходного периода – явление временное, то ставки УС – это постоянная финансовая нагрузка и на автопроизводителей, и на автоперевозчиков, и на владельцев личных машин.
Размеры газетной статьи не позволяют привести полный перечень всех транспортных средств, базовых ставок и коэффициентов по УС. Приведем лишь некоторые, чтобы оценить уровень финансовой нагрузки. Так, для машин массой до 20 т ставка составляет 150 тыс. руб., коэффициент для новых – 1,47, для трехлеток и более – 10,06. Таким образом, УС в первом случае составляет 220 тыс. руб., а во втором – 1,5 млн руб. Цифры говорят сами за себя.
Что же касается самосвалов, предназначенных для эксплуатации в условиях бездорожья, массой до 80 т, при ставке в 150 тыс. руб. коэффициенты для новых машин – 13,6, для трехлетних и более – 31. Таким образом, за право обладать почти новым самосвалом необходимо заплатить 4,6 млн руб.
Реакция транспортного сообщества на снижение ввозных пошлин и одновременное введение УС не заставит себя ждать. Как изменятся цены на машины, ввезенные, произведенные у нас, какие организации и на каких условиях будут утилизировать машины? Вопросов пока больше, чем ответов.
Ирина ПОЛЯКОВА,
обозреватель «ТР»,
кандидат экономических наук
13.09.2012