Подготовка к Белой Олимпиаде 2014 года выходит на финишную прямую. Спортивные объекты уже вступили в строй, и на большинстве из них прошли тестовые соревнования. Во всеоружии собирается встретить гостей зимних Игр и транспортная инфраструктура.
На днях открылся самый современный и самый большой в стране железнодорожный вокзал «Адлер». Этот комплекс объединяет в единую сеть все виды сообщения: и воздушное, и морское, и автомобильное, и, конечно, железнодорожное. Прибывший на «премьеру» Президент РФ Владимир Путин заметил, что станция «Адлер» отличается не только оптимальными логистическими и высокими пропускными способностями, но и уникальными техническими решениями.
Одними из тех, кто убедился, что у вокзала запоминающийся, оригинальный внешний облик и блестящее архитектурное решение, стали мы, журналисты из разных изданий, прибывшие сюда накануне открытия по инициативе Информационного центра Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте.
Как рассказал нам начальник участка досмотра пассажиров вокзалов Сочинского региона Виктор Андреев, в новом вокзальном комплексе создается единый ситуационный центр по обеспечению безопасности на железнодорожном транспорте столицы Игр. Вход на территорию вокзала и перроны участников и гостей Белой Олимпиады будет осуществляться через 56 досмотровых проходов, рассчитанных на 7200 человек в час. За ситуацией будут следить 482 видеокамеры.
После новенького «Адлера» железнодорожный вокзал Сочи со своей легендарной башней, построенный еще в 1952 году, не так бросался в глаза. Скепсиса добавил довольно узкий подъезд к нему общественного городского транспорта. Но первые впечатления, как это зачастую бывает, оказались обманчивыми. На вокзале произведена комплексная реконструкция и модернизация: построены второй тоннель пассажирского перехода и еще одна, четвертая, пассажирская платформа. Вокзал оснащен комплексом современных инженерных систем и оборудования. В том числе и поставленных на службу безопасности.
Уже сейчас функционируют два досмотровых павильона. Имеющиеся 8 проходов работают в типовом режиме. Сразу на входе – радиационный контроль. Автоматически производится сканирование радиационного фона. Если он повышен – об этом сообщает световая и звуковая сигнализация. «Виновников» снимает видеокамера, и зафиксированное событие архивируется на сервере.
Далее все по схеме: металлодетекторы, их ручные «собратья», интроскоп. Весь процесс досмотра занимает не более 23 секунд. Именно такой ритм позволяет избежать очередей, которые, как правило, и являются особо привлекательными для террористов.
Скорость, впрочем, не мешает качеству. За последние полгода выявлены приблизительно 800 единиц опасных предметов.
Надо сказать, что имеющиеся досмотровые залы обслуживают сотрудники дирекции железнодорожных вокзалов. Но к Олимпиаде изменится многое. В частности, строятся павильоны, где будет обеспечиваться безопасность участников и гостей Игр. Всего таковых будет 96. Тут уже править бал будут сотрудники полиции.
Как пояснил Виктор Андреев, в дни Олимпиады весь проходящий через вокзалы пассажиропоток будет разделен на «чистую» и «грязную» зоны. С некоторых платформ электропоезда «Ласточки» будут отправляться к олимпийским объектам, доступ на них возможен только после 100%–ного досмотра. Дабы пассажиров не разувать и не раздевать, на помощь будут привлечены сканеры для обуви, газоанализаторы. А также аппарат личного досмотра Хомо–Скан.
«На вокзале Сочи у нас работают 156 видеокамер, – говорит Виктор Андреев. – Уже сегодня они помогают не только выявлять потенциально опасных лиц, но и предупреждать преступления бытового характера». В подтверждение – за последний год не было ни одного обращения пассажиров по поводу как карманных краж, так и багажа.
…Для знакомства с железнодорожными вокзалами накануне Игр мы, конечно же, в основном передвигались на городском транспорте. Естественно, вопрос витал в воздухе: «А как будет организована работа автобусной сети?» За ответом отправились на встречу с заместителем генерального директора транспортной дирекции Олимпийских игр Павлом Чипюком.
– Для организации транспортного обслуживания в период проведения Белой Олимпиады, – рассказал он, – нашей дирекцией заключены контракты с перевозчиками на приобретение 963 автобусов и 9 эвакуаторов. В частности, 709 из них поставит ГУП МО «Мосавтотранс», 100 – СПб ГУП «Пассажиравтотранс» и 154 – ООО «Буревестник» (Татарстан). Кстати, последнее имеет уже богатый опыт, полученный при проведении летней Универсиады–2013.
В соответствии с требованиями закона все автобусы оснащены системами видео-
регистрации. На представленном нам крафтере их три. Одна находится на водительском месте, две другие – в салоне. С помощью микрофонов записываются все разговоры. Эта информация потом хранится на серверах логистического транспортного центра (ЛТЦ). Туда же поступает в автоматическом режиме сигнал с датчиков задымления.
Бортовое навигационно–связное оборудование отвечает всем требованиям системы ГЛОНАСС. И позволяет водителю в любое время обратиться к диспетчеру, не отвлекаясь от дорожной обстановки, в любой момент нажать кнопку «вызов». В свою очередь при нештатных ситуациях диспетчер может связаться со спецслужбами для организации оперативного тестирования.
Познакомились мы и с тем, как подбирают обслуживающий персонал, как разрабатываются будущие маршруты, где определены места стоянок автотранспорта. Но самое главное, четко убедились в том, что меры безопасности на Играх будут беспрецедентными.
Виктор ДМИТРИЕВ
07.11.2013