и перспективах
подготовки специалистов
для транспортной отрасли.
В середине декабря 2011 г. в Санкт–Петербурге прошла Всероссийская конференция «Кадровая политика», посвященная кадровому обеспечению транспортного комплекса России, которую организовала компания Conference Point.
Проблем и вопросов, касающихся подготовки профессиональных кадров для транспорта с учетом специфики каждой отрасли, накопилось достаточно. К этой теме с учетом многообразия аспектов мы будем еще не раз обращаться, а сегодня поговорим об общем состоянии и перспективах подготовки специалистов для транспортной отрасли.
Государственное регулирование в сфере кадрового обеспечения видов транспорта направлено на подготовку, привлечение и закрепление квалифицированных кадров и включает в себя такие направления, как система подготовки в образовательных учреждениях транспортного комплекса в соответствии с изменяющимися требованиями рынка; совершенствование программ переподготовки и повышения квалификации персонала; система государственного контроля качества подготовки персонала для различных видов транспорта.
Сеть образовательных учреждений, находящихся в ведении федеральных агентств Минтранса России, выглядит следующим образом: в Росжелдоре – 9 университетов с 90 филиалами, в Росморречфлоте – 7 университетов с 31 филиалом, а в Росавиации – 3 университета с 15 филиалами. Головные университеты путей сообщения имеются во всех федеральных округах, за исключением Северо–Кавказского. Университеты системы Рос-авиации находятся только в 3 округах – Центральном, Северо–Западном и Приволжском. Вузы, готовящие кадры для морского транспорта, находятся в Северо–Западном, Дальневосточном и Южном округах. А для речной отрасли кадры готовят вузы, находящиеся в Центральном, Северо–Западном, Приволжском и Сибирском округах. Можно сделать вывод, что полностью транспортными вузами укомплектованы 3 округа – Центральный, Северо–Западный и Приволжский.
Если внимательно посмотреть географию размещения транспортных университетов и филиалов, то за Уральскими горами, за исключением Новосибирска, Иркутска и Хабаровска, во всех остальных городах имеются только филиалы. Безусловно, такое ярко выраженное тяготение транспортных образовательных и научных центров к Европейской части сказывается на равномерности распределения специалистов по стране. Если рассматривать в динамике контингент студентов по всем транспортным вузам (ВПО) и техникумам (СПО) за 2008–2010 гг., то положительная динамика наблюдается по всем категориям обучающихся. В 2010 г. в учреждениях СПО системы Минтранса обучались 101,1 тыс. человек, или 4,72% от общего количества студентов этого направления по России, а в учреждениях ВПО – 222,2 тыс. человек, или 2,99% от общего показателя по России.
Судить о том, достаточно ли такого количества студентов, т. е. будущих специалистов–транспортников, для нужд экономики, только по этим цифрам – трудно. А если обратиться к данным таблицы, то из нее следует, что по основным транспортным специальностям налицо нехватка квалифицированных кадров.
Реакция на потребности рынка
Самая большая потребность на конец 2010 г. имелась в пилотах самолетов и специалистах родственных профессий (5,6% от необходимого количества) и техниках по безопасности движения самолетов (3,8%). Думается, что комментарии к этим цифрам не требуются. Всего же при занятых в экономике 2208,5 тыс. работников транспорта дополнительная потребность в них составляет 55,9 тыс. человек, т. е. 2,5%.
По–разному можно трактовать динамику данных по формам обучения. С одной стороны, очное образование по качеству, безусловно, выше, с другой – заочное позволяет без отрыва от производства обучаться тем, кто уже работает на транспорте. Так вот, доля очной формы в контингенте ВПО сократилась за 2008–2010 гг. с 55% до 45,4%. При этом контингент очников СПО остался на прежнем уровне – 68,4%.
Соотношение очной и заочной форм обучения – тема отдельного разговора, но смотрите, что получается по вузам, находящимся под крылом своих федеральных агентств (таблица 2).
Структура бюджетного приема
В целом по вузам превалирует очная форма обучения, а по основным для каждого вуза направлениям – заочная.
К чести вузов, относящихся к системе Минтранса, надо отметить, что по профильным специальностям доля студентов, обучающихся по бюджетной форме, не ниже, а порой даже и выше доли тех, кто обучается на контрактной основе. Это касается учебных заведений всех видов транспорта как высшего, так и среднего профессионального образования.
Что же касается конечного результата, т. е. трудо-устройства выпускников, то динамика оставляет желать лучшего (таблица 3).
Трудоустройство выпускников
Для того чтобы переломить негативную тенденцию, необходимы объединенные усилия вузов, Минтранса и работодателей.
Чтобы вывести транспортное образование на мировой уровень, необходимо соответствующим образом мотивировать преподавательский состав вуза. К сожалению, профессия преподавателя вуза не привлекает молодых людей, да и людей среднего возраста (таблица 4).
Возрастная структура профессорско–преподавательского состава
Причины искать не надо – не просто низкая, а крайне низкая зарплата, отсутствие каких–либо социальных гарантий и при всем при этом необходимость профессионального роста, общение порой с очень непростым контингентом. Хотелось бы пожелать, чтобы государство наконец повернулось лицом к преподавателю.
Отечественная система высшего и среднего специального образования находится в движении и развитии, встраиваясь благодаря Болонской конвенции в межнациональную образовательную систему. И важно, чтобы для выпускника российского вуза диплом о высшем профессиональном образовании послужил надежным пропуском в мир.
Ирина ПОЛЯКОВА,
обозреватель «ТР»,
кандидат экономических наук
02.02.2012