не чувствовать себя
ущемленными.
Что удобно человеку в коляске, то удобно всем. Главное, чтобы была доступность и безопасность. Таково мнение Олега Рысева, заместителя председателя Всероссийского общества инвалидов, с которым меня свела журналистская судьба. Мы познакомились в аэропорту Внуково, где сегодня выстроена инфраструктура, необходимая для пассажиров с ограниченными физическими возможностями. Газета «Транспорт России» писала об этом в марте нынешнего года. А спустя два месяца Госдума РФ приняла изменения в Воздушный кодекс Российской Федерации, позволяющий инвалидам беспрепятственно пользоваться воздушным транспортом.
Все это, конечно, хорошо, однако люди с ограниченными возможностями во много раз чаще вынуждены пользоваться наземным и даже подземным транспортом. Что сделано или делается здесь для этой категории граждан? Так ли о них заботятся, скажем, в метро? С этим вопросом я обратился к руководству Московского метрополитена и вскоре получил «добро» на встречу со специалистами Алексеем Луценко и Павлом Раковым, в чьем ведении сегодня находятся все подъемные механизмы подземки.
И надо же было такому случиться: в день нашей встречи на станции «Пятницкое шоссе» шла приемка четырех новых лифтов.
– Мы–то их приняли раньше, – пояснил Алексей Луценко, – а сейчас лифты принимает специальная комиссия. В ее составе – представители строительных организаций, службы энергоснабжения, связисты. В ближайшее время будут приниматься лифты на станции «Алма–Атинская» и подъемник для инвалидов в переходе от станции «Красногвардейская» на станцию «Зябликово».
Вообще в Московском метрополитене сегодня эксплуатируются 32 лифта четырех фирм. Первой, на которой были установлены лифты, стала Бутовская линия. Здесь они появились в 2003 году и были предназначены только для перевозки маломобильных пассажиров. Еще по одному лифту исключительно для инвалидов установили на станциях «Кунцевская» в конце 2009 года и «Волоколамская» в 2010 году. Пользоваться такими лифтами просто: инвалид нажимает на кнопку, сигнал поступает к дежурному по станции, который видит пассажира на мониторе через видеокамеру. Затем дежурный открывает тамбур и осуществляет полное сопровождение маломобильного пассажира.
Помощь людям с ограниченными возможностями является не только актуальной проблемой для общества, но и приоритетным направлением государственной социальной политики. Большое значение имеет создание необходимых условий, благодаря которым возможна наиболее полная и максимальная интеграция инвалидов в общество. В связи с этим в 2011 году была запущена государственная программа «Доступная среда», рассчитанная на пять лет – до 2015 года включительно. За это время российские города должны стать более приспособленными для жизни инвалидов. Одна из целей программы – сделать 45% объектов абсолютно доступными для жизни инвалидов. Это объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры. Что касается конкретно транспорта, в частности, метро, то здесь, по сообщению московской
мэрии, должен быть проведен эксперимент по использованию лифтов для инвалидов на старых станциях. Дело в том, что на всех строящихся станциях уже предусмотрено оборудование для людей в инвалидных колясках, в то время как станции, построенные десятилетия назад, никак не приспособлены для маломобильных пассажиров.
Метрополитен намерен ситуацию изменить.
Впереди, что называется, планов громадье. А именно: до конца 2013 года планируется ввести в эксплуатацию 20 новых лифтов и два лифтовых подъемника. А в 2014 году в столичной подземке появятся еще 60 лифтов. Из действующих ныне 32 лифтов 4 – фирмы «ОТИС», по 7 лифтов двух итальянских производителей: Klemmann, модель Atlas, и фирмы ELEX, модель SuperGenius. Еще 14 лифтов немецкой фирмы ThyssenKrupp, модели
Sinergy и Spirity. Однако, как выразился Алексей Луценко, «мы уже наэкспериментировались и теперь разработали свое техническое задание с учетом использования так называемых тяжелых лифтов. Выбор связан с большим пассажиропотоком на многих станциях, а брать снова лифты типа тех, что уже установлены, нет смысла. Нам сейчас нужны лифты, у которых было бы повышенное число включений в час. Прежние машины рассчитаны примерно на 160 включений, а тяжелые – на 240. Плюс ко всему у нас народ такой: набивается в кабинки, поэтому не всякому лифту под силу все время работать в таком напряжении».
К другим необходимым требованиям технического задания относится рамная конструкция кабины, то есть наличие рамы для крепления на ней ловителей, материал, из которого изготовлена кабина, должен быть антивандальным. Тяжелые лифты планируется установить на станциях «Жулебино», «Лермонтовский проспект», открытие которых намечено на осень 2013 года.
На вопрос, были ли серьезные аварии на лифтах подземки, Алексей Луценко ответил, что за его семилетнюю практику здесь аварий не было. Были остановки. Причины технические – электроника подводила. Зачастую присутствует человеческий фактор.
– Контингент граждан, проживающих в разных районах Москвы, тоже разный, – пояснил Алексей Луценко. – Есть места, где тишь и гладь, люди нормальные, но есть такие районы, где процветает вандализм. К примеру, в январе 2013 года на станции «Строгино» лифт был полностью выведен из строя, а лифт на станции «Новокосино» – это и вовсе наша головная боль. Что ни день, то обязательно что–то ломают. Только там поставили новую кабину, в ней сразу выбили все стекла. Про то, что двери ногами пинают и гнут их, так это и вовсе сплошь и рядом. К примеру, на станциях «Марьина роща» или «Достоевская». Удалось ли поймать? Если не ошибаюсь, один только раз и поймали. Проблема в том, что в самом лифте камер слежения нет. Они есть на площадке. Кстати, в новом техническом задании установка видеокамер в кабине лифта предусмотрена.
Работа над усовершенствованием технического задания ведется эскалаторной службой совместно с дирекцией строящегося метрополитена и другими его службами, а также с генподрядной проектной организацией ОАО «Мосинжпроект». Один из тех, кто находится у руля всей этой деятельности, – заместитель начальника дистанции капитального и среднего ремонта эскалаторной службы Павел Раков. Он не новичок в метрополитене. Павел Раков курирует лифты уже одиннадцать лет, а вообще работает здесь более тридцати. На его глазах многое изменилось в столичной подземке. Остаются, правда, почти неизменными эскалаторы.
– Срок их службы 50 лет, – рассказал он, – но есть у нас эскалатор–долгожитель. На станции «Бауманская». Он смонтирован в 1944 году, когда была введена в эксплуатацию и сама станция. Так вот эскалатор там еще не реконструировался. А вообще в Московском метрополитене всего 681 эскалатор. Самый длинный из них – 126 метров – смонтирован на станции «Парк Победы», которая имеет одно из самых глубоких залеганий – 84 метра. Там у эскалатора порядка 870 ступенек. Другие эскалаторы короче. Тем не менее общее количество ступеней на всех эскалаторах Московского метрополитена составляет порядка полумиллиона.
…Для столичной подземки май – месяц особенный. Московский метрополитен был открыт 15 мая 1935 года. Сегодня это основная транспортная система столицы. Доля Московского метрополитена в перевозке пассажиров среди предприятий городского пассажирского транспорта составляет почти 60%. Ежедневно по 12 линиям метрополитена общей протяженностью 312,9 км со 188 станциями проходят более 10 тысяч поездов. В среднем услугами Московского метрополитена каждый день пользуются более 8 миллионов пассажиров. И это – наивысший показатель в мире!
Валерий БУДУМЯН,
обозреватель «ТР»
20.06.2013