• декабря 24, 2020 В КРЕМЛЕ

    Подписан закон

    о требованиях к российским международным перевозчикам

  • декабря 24, 2020 В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

    Продлен срок

    программы поддержки авиакомпаний

  • декабря 24, 2020 В ГОСДУМЕ РФ

    Дорожный фонд пополнится

    за счет штрафов за нарушения законодательства о пользовании платными дорогами

  • декабря 24, 2020 917

    Хроника 21 – 27 декабря 2020 года

    Состоялось совместное заседание Коллегии и Общественного совета Федерального агентства морского и речного транспорта.

    Состоялось заседание экспертного совета по транспорту в Азиатско–Тихоокеанском регионе.

    В Минтрансе России обсудили вопросы развития дорожной отрасли Хабаровского края.

Терминал безбарьерной среды

Реализуется программа
«Равные возможности для всех».

Доводилось ли вам менее чем за час побывать за границей и возвратиться на родную землю? Наверное, такой поход доступен лишь жителям приграничных селений, которые ходят в гости к своим зарубежным соседям. Да и то при условии безвизового режима при открытой границе и если нет на их пути таможенного контроля. А вот из Москвы совершить вояж за рубеж за столь короткий срок – это скорее из области фантастики. Но, оказывается, в исключительном случае можно, в чем смогли убедиться журналисты, принявшие участие в мероприятии «Равные возможности для всех». Его организовали и провели в международном аэропорту Шереметьево компания Event Team и ОАО «Терминал».
Акционерное общество «Терминал» было организовано в 2003 году как компания специального назначения с целью построения аэропорта–хаба международного класса с основным хабообразующим перевозчиком – «Аэропорт – российские авиалинии». Чему, думается, в немалой степени поспособствовала развернувшаяся в СМИ и на телевидении дискуссия о возможности и необходимости создания в столице России стыкового транзитного и пересадочного аэропорта, который бы по технической оснащенности, сервису, уровню обслуживания и обеспечению безопасности пассажиров отвечал мировым стандартам. Ни один из трех московских узлов не отвечал требованиям аэропорта–хаба. Чтобы транзитному авиапассажиру сделать пересадку в Москве, ему приходится из одного порта перебираться в другой. К примеру, из Домодедово во Внуково или в Шереметьево. Разобщенность в работе столичных международных авиаузлов создает немалые неудобства для клиентов авиаторов и негативно сказывается на решении проблемы увеличения трансферных авиапассажиров. ОАО «Аэрофлот» передал компании специального назначения все права и обязанности, связанные с реализацией проекта по построению аэровокзального комплекса «Шереметьево Терминал Д». И молодой коллектив успешно справился с поставленной задачей. В настоящее время он осуществляет полное управление хозяйственной деятельностью и имуществом Терминала Д.
– Мы, работая над этим проектом, первоначально поставили для себя ключевую задачу – обеспечить в новом авиационном комплексе безбарьерную среду, равные возможности, равный подход ко всем без исключения пассажирам независимо от их национальности, вероисповедания и физических возможностей, – рассказывает генеральный директор ОАО «Терминал» Владимир Буряк. – Причем особое внимание было уделено людям с ограниченными физическими возможностями. Была создана и сейчас успешно функционирует целостная, хорошо продуманная и отлаженная система физической и информационной доступности для инвалидов всех зон и мест общественного пользования, а также предлагаемых в аэропорту услуг.
– Все решения по созданию равных возможностей для всех категорий пассажиров Терминала Д были внедрены еще на этапе проектирования и строительства нового аэропорта, – продолжил разговор директор по организационному развитию и управлению информационными технологиями Олег Лавров. – Они отвечают всем законодательным нормам РФ. При этом мы постарались учесть и применить все лучшее из практики и мирового опыта.
Первый рейс авиакомпании «Аэрофлот» из Терминала Д по маршруту Москва – Сочи состоялся 15 ноября 2009 года. С того дня началась не просто тестовая эксплуатация новейшего авиационного комплекса в Шереметьево, но и новый этап в жизни московского транспортного узла. Весь спектр услуг по наземному обслуживанию авиакомпаний в терминале Д осуществляет ОАО «Аэрофлот». Сегодня помимо «Аэрофлота – российские авиалинии» он стал основным пунктом базирования таких известных отечественных и иностранных авиакомпаний как ГТК «Россия», «Татарстан», «Нордавия», «Донавия», «SAS Скандинавские авиалинии», «Finnair», «Korean Air», «Alitalia» и других. За прошлый год Терминал Д обслужил свыше 84 тысяч рейсов и более 9 миллионов пассажиров. И готов к выполнению главной поставленной перед ним задачи – сделать свое предприятие главным стыковочным узлом–хабом РФ и выйти на запланированный уровень пассажиропотока в 14 миллионов пассажиров.
С кем бы из работников нового авиапредриятия ни довелось мне беседовать, все с особой гордостью заявляли, что на сегодня Терминал Д является самым современным аэровокзальным комплексом России, а такой заботы о пассажирах с ограниченными физическими возможностями, такого внимания к их обслуживанию больше не увидишь ни в одном другом отечественном аэропорту. Владимир Буряк так подытожил эти высказывания: «Авиация стала доступна всем слоям населения. Я объездил полмира и могу утверждать, что наш терминал – лучший в нашей стране. Он ни в чем не уступает зарубежным аэровокзальным комплексам, а по некоторым показателям даже превосходит их. Сегодня наш Терминал Д – это предприятие, в котором заботятся обо всех без исключения пассажирах. Вы сегодня сами сможете убедиться в этом и дать свою оценку работе, проделанной нашей компанией».
После такого резюме, высказанного генеральным директором ОАО «Терминал», невольно возник вопрос: а зачем потребовалось собирать такую большую аудиторию (кроме журналистов на мероприятие была приглашена солидная группа инвалидов и людей с ограниченными физическими возможностями), отрывать людей от работы? Только для того, чтобы пропиарить молодой, еще продолжающий развиваться аэровокзальный комплекс? Но он уже достаточно известен пассажирам и в дополнительной рекламе не нуждается. Возникшие мысли развеял Владимир Буряк: «Мы многое сделали и многого добились. Но выполнили пока лишь тактическую задачу – наше предприятие сегодня лучшее в России, это признано и зарубежными авиакомпаниями. Впереди 2014 год, в котором Сочи предстоит принимать Зимние Олимпийские и Паралимпийские игры. Не секрет, что большинство иностранных, да и наших спортсменов и болельщиков полетят через Москву. К этому времени нам предстоит выполнить и стратегическую задачу: наш аэропорт–хаб должен занять передовую позицию среди европейских портов по качеству, безопасности и уровню обслуживания пассажиров. Причем нам особенно важно услышать оценку проделанной работе и что еще требуется улучшить именно от людей с ограниченными физическими возможностями. Поэтому мы пригласили их сегодня сюда и придаем мероприятию «Равные возможности для всех» большое значение».
Из инвалидов–колясочников, людей со слабым слухом и зрением сформировали три специальные фокус–группы. Им вместе с работниками аэровокзала предстояло пройти весь маршрут пассажира от входа в аэропорт и до выхода на посадку в самолет, про-анализировать и оценить по балльной системе в выданных им чек–листах каждую встречающуюся на пути сервисную позицию. Потом эти чек–листы поступят в распоряжение социологов, психологов и медиков, работающих в штате Терминала Д.
– Оценки, замечания и предложения, поступившие от фокус–групп, помогут нам еще более комплексно подойти к решению проблемы создания оптимальных условий на транспорте для такой категории пассажиров и усовершенствовать доступность инфраструктуры нашего авиакомплекса, – пояснил Владимир Буряк.
Роль гида по маршруту взяла на себя руководитель отдела по связям с общественностью Елена Обухова. Вместе с фокус–группами в своеобразную экскурсию по Терминалу Д отправились и журналисты. Первая остановка – привокзальная площадь. Еще когда мы прибыли в аэропорт на автобусе, сразу бросилось в глаза, что на привокзальной площади слишком мало автомашин. Неужели подавляющее большинство пассажиров предпочли добираться общественным транспортом или на аэроэкспрессе по железнодорожной ветке? Но Елена Обухова прояснила ситуацию: – Почти все автомобили находятся внутри терминала в многоуровневом паркинге на 4450 машиномест. Кстати, пассажиры, отправляясь в полет, могут оставить здесь свою машину до возвращения в Шереметьево. Для инвалидов эта услуга – бесплатная, для них в нашем гараже отведено до 10% мест. А про автомобильные пробки на привокзальной территории мы уже начали забывать. Для автотранспорта здесь проложили четыре раздельные достаточно широкие полосы. Одна – для общественного, вторая для служебного транспорта. По этой полосе и вы к нам приехали. Третья полоса для владельцев личных автомобилей, четвертая для такси. Пассажиры могут воспользоваться услугами официального перевозчика – такси с фиксированными тарифами. Они значительно ниже, чем у так называемых бомбил. Поездка по самому длинному маршруту между аэропортами Шереметьево и Домодедово обойдется  в 2100 рублей. И платить придется не водителю, а в специальные кассы, находящиеся в зоне прилета пассажиров.
Не будем лукавить, такси не каждому по карману. Но что делать, цены диктует рыночная экономика. Пока большинство пассажиров предпочитают уезжать из Терминала на общественном или личном автотранспорте. Но и таксистам работы хватает. Второй этаж терминала является промежуточным между первым этажом с залами прилета и третьим – с залами отлета пассажиров. Здесь мы особо не задерживались, поскольку на этом этаже расположены служебные помещения, офисы руководителей предприятия, бизнес–центры «Валдай» и «Енисей», зал повышенной комфортности «Байкал». А для пассажиров бизнес–класса в стерильных зонах – залы «Классик», «Джаз» и «Блюз». Хватает здесь и туалетных комнат, в том числе туалетов для людей с ограниченными физическими возможностями. После их осмотра прозвучало и первое устное замечание. Нет, к тому, как оборудованы туалетные комнаты для инвалидов, никаких претензий мы не услышали. Но было высказано пожелание подумать о специальной сигнализации для пассажиров с плохим зрением и слепых. Сегодня без посторонней помощи им не просто определить, какая из комнат предназначена для мужчин, а какая для женщин.
Поднявшись, кто на лифте, а кто на эскалаторе (их в аэровокзальном комплексе предостаточно) на третий этаж, мы оказались в зоне регистрации на международные и внутренние авиарейсы. Приятно удивило и порадовало, что не пришлось долго стоять в очереди: информационная обеспеченность и организация регистрации отлажена до автоматизма. Кстати, до третьего этажа пассажир должен добраться самостоятельно. А вот затем, стоит ему у одной из информационных стоек обратиться за помощью, как дальше до самой посадки в самолете его будут сопровождать специально обученные сотрудники Терминала Д. На третьем этаже можно перекусить в кафе или баре. Достаточно здесь и многофункциональных банкоматов, терминалов оплаты услуг, торговых автоматов, газетно–книжных киосков.
…Но пора было готовиться к посадке на самолет, отправиться в зону ожидания вылета воздушных судов. Предстояло также пройти зону особого режима – таможенный и паспортный контроль. Нам сделали одно послабление, не заставили разуваться, в остальном проверку провели по всем правилам. И мы смогли убедиться, что пронести в самолет контрабанду, а тем более огнестрельное оружие – задача невыполнимая. Это лишь подтверждает, что коллектив ОАО «Терминал» по заслугам удостоен почетной награды: по итогам исследований его система безопасности признана самым инновационным и надежным проектом 2010 года в категории Антикриминал/ Антитеррор и ему вручена премия ЗУБР – «За укрепление безопасности России». Вот так мы и пересекли государственную границу и оказались на зарубежной территории. В зоне ожидания вылета у нас была возможность познакомиться и побеседовать с пассажирами. И не только с нашими, а и с иностранными. Их мнение нас особенно интересовало. И ни от кого мы не услышали никаких претензий в адрес работников авиавокзального комплекса, а вот восторженных отзывов было высказано немало. Это особенно порадовало паралимпийскую чемпионку России по легкой атлетике Татьяну Тарасову.
– Мне не раз доводилось летать на соревнования за рубеж, в том числе за океан, в Нью–Йорк и Сиэтл. И за Родину было обидно, когда слышала сетования на плохой сервис в наших аэропортах. В Терминале Д действительно все продумано и обставлено так, чтобы люди отправлялись в рейс с хорошим настроением. Хочется выразить от всех нас большую благодарность всему коллективу, – сказала Татьяна Тарасова и добавила: – А такой прямо–таки стерильной чистоты, как на всей территории этого комплекса, за рубежом я не видела, а ведь погода сегодня далеко не идеальная, весна выдалась капризная. Мне кажется, что Терминал Д по чистоте, благоустройству и ухоженности лучший из всех, где мне довелось побывать.
На первый этаж, на родную российскую землю, где завершилась наша экскурсия, мы, пройдя всю положенную процедуру контроля, возвратились с пассажирами очередного рейса, прибывшего в столицу. Прилетевших в Москву, пока они проходили паспортный контроль, в зоне выдачи багажа уже ожидала их дорожная поклажа.
– В нашем аэропорту внедрена самая современная электронная система обработки багажа с трехсистемной проверкой его безопасности, – пояснила наш гид Елена Обухова. – В зал ожидания она доставляется буквально через 15 минут после посадки воздушного судна. А инвалидов по прилете уже ждут их помощники, которые встретят и проводят до самого выхода из нашего авиакомплекса.
Осталось добавить, что в новом аэропорту пассажиру больше ни разу не потребуется выходить на открытый воздух – крытая переходная галерея соединяет не только все зоны, но и соседние терминалы аэропорта Шереметьево. А общее впечатление от увиденного во время проведения мероприятия «Равные возможности для всех» выразил вице–президент Паралимпийского комитета России, заслуженный мастер спорта, пятикратный чемпион Паралимпийских игр по плаванию Андрей Строкин: «В 2008 году наша страна присоединилась к международной Конвенции по правам инвалидов, которая как раз предусматривает создание полноценной, безбарьерной среды для людей с ограниченными возможностями. Действительно, очень важно, что такой крупный транспортный узел, как Терминал Д аэропорта Шереметьево, уделяет повышенное внимание этой категории граждан и комплексно подходит к решению данного вопроса».
Андрей Строкин вручил Владимиру Буряку специальную награду «За вклад в развитие доступной среды», учрежденную по инициативе Фонда поддержки спортсменов–паралимпийцев «Параспорт». Опыт, накопленный в Терминале Д, наверняка пригодится и будет использован при строительстве аэропортов–хабов в других крупных российских городах. Принято решение, что в перспективе они появятся в 9 регионах: Санкт–Петербурге, Калининграде, Самаре, Новосибирске, Хабаровске и других.

Владимир ЧИСТОВ

№ 52 (1171) 21 – 27 декабря 2020 года

В Минтрансе России 1103

Гордость отрасли

Министр транспорта РФ Виталий Савельев вручил государственные и ведомственные награды работникам транспортной отрасли.
Речной транспорт 1125

Без альтернативы

Водный транспорт может и должен сыграть ключевую роль в эффективном транспортном балансе страны.
IT-технологии 1599

Под бдительным оком «ЭРЫ–ГЛОНАСС»

По итогам 2020 года в системе зарегистрированы более пяти миллионов автомобилей.
Автомобильные дороги 1291

Диверсификация возможна?

Перейдет ли Россия на строительство цементобетонных дорог.
Безопасность 1263

Техническое перевооружение

О старых проблемах и новых вызовах российской подземке.
Перекрестки истории 1201

По законам морского братства

Если в море затонули корабли...

Уважаемые читатели!

Сообщаем вам, что 1–й номер газеты «Транспорт России»

выйдет 14 января 2021 года.

Коллектив редакции сердечно поздравляет всех с Новым

годом и желает здоровья и счастья!

novogodnyaya kompoziciya