• декабря 24, 2020 В КРЕМЛЕ

    Подписан закон

    о требованиях к российским международным перевозчикам

  • декабря 24, 2020 В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

    Продлен срок

    программы поддержки авиакомпаний

  • декабря 24, 2020 В ГОСДУМЕ РФ

    Дорожный фонд пополнится

    за счет штрафов за нарушения законодательства о пользовании платными дорогами

  • декабря 24, 2020 917

    Хроника 21 – 27 декабря 2020 года

    Состоялось совместное заседание Коллегии и Общественного совета Федерального агентства морского и речного транспорта.

    Состоялось заседание экспертного совета по транспорту в Азиатско–Тихоокеанском регионе.

    В Минтрансе России обсудили вопросы развития дорожной отрасли Хабаровского края.

Друзей в беде не бросим

14225_s.jpgВ МИИТе слабоуспевающим студентам помогают ликвидировать пробелы в знаниях.

Друзей в беде не бросимДля сокращения числа отстающих студентов в Московском госуниверситете путей сообщения формируются бесплатные группы дополнительных занятий. А в отдельных институтах МИИТа отработана система гуманитарной поддержки и взаимовыручки, когда отличники и члены студенческого совета вуза по собственной инициативе и на бескорыстной основе помогают сокурсникам подтянуться.
Поступить в престижный вуз – полдела. Для того чтобы получить диплом квалифицированного специалиста, молодому человеку предстоят годы напряженной учебы. Каждый семестр венчает сессия, когда необходимо успешно и в срок сдавать экзамены. Чем грозит академическая неуспеваемость, студенты знают не понаслышке. Завалив несколько сессий и нахватав «хвостов», можно в два счета вылететь за порог родного университета.
Конечно, так было всегда: в вузе есть успешные студенты и есть те, кто с трудом преодолевает очередную сессию и за кем из семестра в семестр тянутся долги. Этих горемык можно условно разделить на две категории. Одни попросту запустили занятия. Возможно, кто–то ведет беззаботную жизнь, уподобившись легкомысленной стрекозе из известной басни Крылова, что «оглянуться не успела, как зима катит в глаза». А кто–то вынужден подрабатывать, поэтому не успевает посещать все лекции и заниматься самостоятельно. Итог один – в знаниях таких студентов образуются серьезные бреши, восполнить которые в одночасье очень непросто.
С безнадежными прогульщиками и лоботрясами все понятно, путь к их спасению один: отставить в сторону развлечения, в корне пересмотреть подход к учебе и срочно взяться за ум. А что делать тем, кто часами просиживает за учебниками, пытаясь осилить сложный материал по математике или физике? Ведь в вузе есть и такие студенты, которые на момент поступления уступали своим сверстникам в знаниях по тем же техническим дисциплинам только потому, что в школе эти предметы им преподавались поверхностно.
По мнению первого заместителя директора Института пути, строительства и сооружений (ИПСС) МИИТа Андрея Сидракова, сложившаяся ситуация во многом обусловлена несовершенством системы оценки знаний в современных школах. Причем нередко вопреки ожиданиям приезжие из глубинки оказываются талантливее и упорнее своих сверстников из Московского региона. И все же за прошедшие десятилетия общий уровень знаний студентов заметно упал, не скрывает своего скептицизма Андрей Сидраков. Особенно это касается технических дисциплин: математики, физики, естественных наук.
Поступив на первый курс ИПСС МИИТа, Регина Шайхутдинова поняла, как непросто учиться в высшем учебном заведении. Однако если с основными техническими дисциплинами у девушки, которая на одни «пятерки» окончила школу с физико–математическим уклоном, никогда не было проблем, то начертательной геометрии и инженерной графики она боялась как огня. Черчение в школе не преподавали, так что даже штангенциркулем толком не умела пользоваться. Поддержка пришла с неожиданной стороны.
Однажды утром в перерыве между парами к стайке первокурсников подошел высокий и красивый молодой человек. Представившись помощником куратора группы, рекомендовал отстающим обратиться за помощью в студенческий совет института. Оказалось, что при нем функционирует своего рода «скорая помощь» – совет отличников. Они не только хорошо учатся сами, но и в качестве помощников кураторов помогают подтягивать знания отстающим на безвозмездной основе. После лекций Регина и несколько других первокурсников собрались на импровизированную консультацию в помещении студенческого совета. Поначалу студенты ощущали себя не в своей тарелке. Но потом, вспоминает Регина, незаметно подружились со старшекурсниками: все сложные задачки вмиг порешали, непонятные вопросы разобрали. Первую сессию Регина сдала на «отлично». Теперь в перерывах между парами и сама помогает однокурсникам держать штангенциркуль в руках.
По словам заместителя директора Института пути, строительства и сооружений по воспитательной работе Ларисы Телятниковой, подобные формы поддержки студентов, зародившиеся в институте несколько лет назад по инициативе членов студсовета, показали высокую результативность и эффективность. Основная задача куратора и помощника куратора – разговорить студента и понять, какие у него есть проблемы не только в учебе, но и в жизни. Однако, по наблюдениям Ларисы Телятниковой, студенты охотнее поведают об этом своим сверстникам, нежели преподавателям.
– Мы такие же студенты, у нас одинаковые преподаватели, интересы и проблемы, – подтверждает пятикурсница ИПСС МИИТа Олеся Семидецкая. – Мы даже в общежитии можем оказаться соседями по комнате.
Олеся как член студенческого совета хорошо знает, какими заботами и чаяниями живут студенты. Особенно непросто приходится приезжим из регионов. Таким молодым людям приходится адаптироваться к новой жизни в большом и неприютном городе, задумываться о том, как заработать на кусок хлеба. Иногда студенты стесняются признаться, что чего–то не понимают, испытывают материальные или психологические трудности, говорит Олеся, обучающаяся по специальности «строительство железных дорог». Тут уж стараешься подружиться, вой-
ти в доверие.
Задача помощников кураторов – донести необходимую информацию до студентов, чтобы они почувствовали: их не бросят, а обязательно постараются поддержать и помочь. Не стоит забывать, например, о том, что МИИТ оказывает неплохую социальную поддержку малоимущим категориям студентов.
Студент четвертого курса Ваграм Саргсян пояснил, что помощники куратора есть у каждой группы. Куратор – это преподаватель, руководитель группы, а помощник выбирается в студенческом совете из числа инициативных студентов. По словам Ваграма, почти все помощники кураторов стремятся учиться только на «отлично» и быть примером для подражания. Основные их задачи – поиск индивидуального подхода к каждому, вовлечение студентов в общественную жизнь университета.
Второкурсница Наталья Анпилогова, специальность которой связана с промышленным и гражданским строительством, также является членом студсовета и оказывает посильную помощь однокурсникам:
 – Конечно, никаких денег и подарков мы не принимаем. В то же время потраченного времени не жалко. Мне кажется, что такие дополнительные занятия всем помогают лучше разобраться в предмете. Я сама лишний раз заглядываю в учебники.
 Любопытно, что помощники кураторов подтягивают слабоуспевающих студентов именно по тому предмету, в котором разбираются лучше всего. Например, Ваграм Саргсян объясняет математику, Наташа Анпилогова – «начерталку». По словам Ларисы Телятниковой, руководство вуза регулярно поощряет активных студентов премиями и грамотами.
Определенная часть первокурсников демонстрирует слабые знания в силу различных обстоятельств.
– И, прежде всего, все зависит от того, какая была подготовка в школе, – поясняет первый проректор МИИТа Валентин Виноградов. – В любом случае задача вуза – выявить и ликвидировать проблемы  уже на раннем этапе.
С этой целью на первом курсе проводится контрольное тестирование. Высокую эффективность показала действующая в МИИТе балльно–рейтинговая система обучения «РИТМ», благодаря которой на каждого студента заводится своего рода электронное «досье» успеваемости. Зная логин и пароль, родители или преподаватели могут в любое время войти в личный кабинет студента на главном сайте вуза, чтобы посмотреть его оценки успеваемости, а также проследить за посещаемостью занятий.
Согласно договоренности с ОАО «РЖД» для студентов целевых и бюджетных направлений на каждой кафедре формируются группы дополнительных занятий, на которых преподаватели разбирают трудные и непонятные вопросы. Любой желающий имеет возможность подтянуть свои знания совершенно бесплатно. За подобную работу преподаватели получают поощрения из внутренних средств вуза. Кроме того, «платники» за дополнительные деньги имеют возможность позаниматься с преподавателем индивидуально, причем в отличие от других вузов заниматься с репетитором они будут вполне официально, направив заявление в деканат. Таким образом, практически полностью исключаются маневры для коррупционной составляющей.
– Впрочем, силой заставить молодых людей заниматься дополнительно мы тоже не можем, – говорит первый проректор МИИТа. – Указания подтянуть те или иные пробелы носят лишь рекомендательный характер.
По словам Валентина Виноградова, с вступлением в силу в сентябре прошлого года нового закона об образовании забот у руководства вуза прибавилось. Скажем, студент, имеющий задолженности по сессии, теперь имеет право брать по тем или иным уважительным причинам неограниченное количество академических отпусков (до принятия нового закона можно было иметь всего два). Их продолжительность значительно увеличилась. И если раньше студенту разрешалось иметь не более трех «хвостов», а срок их погашения составлял всего месяц, то сейчас количество задолженностей строго не регламентируется, а срок их погашения может растянуться на целый год. В результате отчислить студента за неуспеваемость вузу стало сложнее.
Правда, это не означает увеличения количества попыток реабилитироваться. Вторая пересдача с комиссией будет последней для тех, кто так и не успел подтянуть свои знания на должный уровень. Словом, для того чтобы одуматься и взяться за ум, время у студента есть. Но не надо утешать себя, что его слишком много. Так стоит ли доводить ситуацию до критического состояния, тратить силы и здоровье на то, чтобы на бегу запрыгнуть в уходящий поезд?! Ответ на этот риторический вопрос очевиден.

Артем ОЗУН,
обозреватель «ТР»

29.05.2014

№ 52 (1171) 21 – 27 декабря 2020 года

В Минтрансе России 1103

Гордость отрасли

Министр транспорта РФ Виталий Савельев вручил государственные и ведомственные награды работникам транспортной отрасли.
Речной транспорт 1125

Без альтернативы

Водный транспорт может и должен сыграть ключевую роль в эффективном транспортном балансе страны.
IT-технологии 1599

Под бдительным оком «ЭРЫ–ГЛОНАСС»

По итогам 2020 года в системе зарегистрированы более пяти миллионов автомобилей.
Автомобильные дороги 1291

Диверсификация возможна?

Перейдет ли Россия на строительство цементобетонных дорог.
Безопасность 1263

Техническое перевооружение

О старых проблемах и новых вызовах российской подземке.
Перекрестки истории 1201

По законам морского братства

Если в море затонули корабли...

Уважаемые читатели!

Сообщаем вам, что 1–й номер газеты «Транспорт России»

выйдет 14 января 2021 года.

Коллектив редакции сердечно поздравляет всех с Новым

годом и желает здоровья и счастья!

novogodnyaya kompoziciya