Мост на остров Русский, Останкинская телебашня, главное здание МГУ, храм Христа Спасителя… Перечень объектов, к которым в разные периоды истории нашей страны приложили руку выпускники Института пути, строительства и сооружений (ИПСС) МИИТа, можно продолжать долго. Специалисты, получившие образование в этом вузе, очень ценятся. Качество знаний и умений – результат высокой требовательности преподавателей. Учиться в ИПСС трудно. Студенты давно усвоили: чтобы экзамены не обернулись неприятным сюрпризом, нужно интенсивно работать в течение всего семестра. Ведь с нерадивыми церемониться не станут.
Помните «бородатый» анекдот, когда у студента спрашивают, сколько времени необходимо на то, чтобы выучить китайский? Моментально сориентировавшись, находчивый молодой человек задает встречный вопрос: «А когда сдавать?». Студенты ИПСС МИИТа утверждают, что такой номер не пройдет, коли в сессию тебе нужно сдать сопромат, архитектуру, строительную механику и «вышку».
– Жить весело от сессии до сессии у нас не получается, – говорит второкурсник кафедры строительных материалов и технологий вуза Владимир Горожанкин. И поясняет: в МИИТе действует система промежуточного контроля знаний студентов, которая учитывает и посещаемость, и сдачу лабораторных, тестов на протяжении всего семестра. Сумма наработанных баллов служит допуском к экзаменам.
…Воздух у дверей в аудиторию буквально наэлектризован. В зависимости от темперамента лица студентов пронизаны то паническим ужасом и пессимистичным фатализмом, а то и заговорщическим лукавством. В коридоре мертвенная тишина. Лишь изредка кто–то бросает реплику да слышится шуршание переворачиваемых страниц задачника. Вдруг благоговейную тишину прорезают до неприличия бесшабашные крики радостного «ура»!
Студенток Анастасию Колотыгину и Анну Логвинову стоит поздравить с успешной сдачей предмета под названием «Физико–технические процессы в строительстве». Наука эта при-
учает будущих инженеров принимать во внимание различные природные и техногенные факторы при возведении архитектурных объектов. В качестве курсовой работы было, например, такое задание – рассчитать строительство гражданского сооружения в определенном городе с учетом местных климатических условий. Так что этот предмет кажется Ане Логвиновой гораздо увлекательнее философии, которая в этом семестре ей далась с особым трудом. К экзамену по философии, говорит, даже пришлось писать шпоры–«бомбы».
Ух, сколько разновидностей их, бумажных шпаргалок, студенты вам перечислят: «ленивчики», «гармошки», «рулончики», «крокодильчики»... Хотя преподаватели вуза утверждают, что студента, который списывает, легко вывести на чистую воду. Доцент кафедры проектирования и строительства железных дорог ИПСС МИИТа Вячеслав Козлов вспоминает несколько драматических эпизодов, когда приходилось выдворять студентов, списывавших с телефонов. Думается, подобных историй у каждого преподавателя предостаточно.
Второкурсник Максим Крымский считает самым сложным экзаменом сопромат. К подобной дисциплине за пару дней не подготовишься, да и «шпоры» не спасут, утверждает он. Максим рассказал, что накануне сдачи сопромата студенты частенько перезваниваются в скайпе, чтобы обсудить наиболее трудные задачки, поддержать друг друга психологически. Впрочем, далеко не все современные технологии учебному процессу на пользу.
Студент института Георгий Калиновский, получающий специальность в области промышленного и гражданского строительства, рассказал о наиболее хитроумных и действенных способах, которые использует студенческая братия при списывании на экзаменах. Можно, раскрывает секреты парень, незаметно сфотографировать свой билет на телефон и отправить самому башковитому товарищу в группе. Или использовать миниатюрные наушники телес-
ного цвета, которые списывающие студенты тайком помещают в ушное отверстие. Как тут не припомнить комедию Леонида Гайдая «Операция «Ы» и другие приключения Шурика»? Разница лишь в том, что в наши дни перебинтовывать челюсть и называть во всеуслышание номер билета не требуется: чувствительность у современного передатчика отличная, с подозрительным знанием дела рассказывает Георгий.
Складывается ложное впечатление, будто студенты–технари подходят к экзаменационной сессии гораздо прагматичнее, нежели их коллеги из гуманитарных институтов, однако, копнув глубже, обнаруживаешь, что и они не чужды суеверий. Не без тени смущения студенты ИПСС МИИТа рассказали о самых «действенных» из них. Например, не бриться и не стричься перед экзаменом, положить пятак под пятку, потереть нос собаке на станции метро «Площадь революции» и даже попытаться воззвать к небесам о «халяве»… Записал я в блокнот и какой–то совсем уж мудреный рецепт: дескать, нужно положить красную нитку в зачетку, которую обвязываешь крест–накрест красной же ниткой. Но и это не все манипуляции: зачетку нужно незаметно освободить от ниток перед входом в экзаменационную аудиторию.
А вот второкурсница Ирина Редчиц в счастливые приметы не верит. Особенно, говорит, когда сдаешь, как сегодня, сопромат. В билете – один вопрос теоретический и две задачи. Страшно. Хотя похожие задания и разбирали на консультации. Вот только в аудитории, где проходит экзамен, студентов почему–то по пальцам одной руки перечесть. Строгий преподаватель хладнокровно констатирует: допуск остальные не получили…
По словам заместителя директора ИПСС МИИТа Андрея Сидракова, будущие строители транспортных объектов должны хорошо знать такие сложные профильные дисциплины, как теоретическая и строительная механика, архитектура и сопротивление материалов. К сожалению, в последние годы уровень школьной подготовки заметно упал. Преподаватели вуза вынуждены затрачивать немало времени, наверстывая с первокурсниками школьный курс математики и физики. «У нас отчисляются более 30% студентов, которые учатся на специальности, связанной со строительством мостов и железных дорог. Такое ощущение, будто отдельные молодые люди разучились мыслить», – возмущается Андрей Сидраков.
Проблему в вузе решают, организуя бесплатные группы дополнительных занятий. Отработана также система гуманитарной поддержки и взаимовыручки, когда отличники и члены студенческого совета института по собственной инициативе и на бескорыстной основе помогают отстающим сокурсникам подтянуться.
В целом, как отметил ректор МИИТа Борис Лёвин, студенты в общей массе своей достойно показали себя на минувших экзаменах.
– Более 20% студентов вуза сдали зимнюю сессию на «хорошо» и «отлично». Как показывает практика, тот, кто старается учиться сегодня, завтра с лучшей стороны проявит себя на рабочем месте. Мы гордимся качеством нашего образования. Его отмечают как государство, так и работодатели, учреждая различные гранты и именные стипендии, – подчеркнул Борис Лёвин на встрече со студенческим активом. Он напомнил, что молодые люди, показавшие достойные результаты, могут претендовать на получение стипендии в размере до 10 тыс. руб.
Артем ОЗУН, обозреватель «ТР»
На снимке: студенты ИПСС МИИТа на экзамене
Фото Ольги ШВЕЙЦЕР
10.03.2016