Без опыта работы даже выпускника с красным дипломом не ждут с распростертыми объятиями на рынке труда. Специфика транспортного образования такова, что одних теоретических знаний недостаточно. Но убить двух зайцев, то есть одновременно получить диплом и заветный стаж, все–таки возможно. В МИИТе отдельные студенты трудоустраиваются по специальности уже на первых курсах. Это становится реальным благодаря гибкому графику программы совмещения учебы и работы (СУР), которая действует в Институте транспортной техники и систем управления вуза.
Во все времена студентов, которые систематически опаздывали на утренние занятия, сокурсники справедливо сопоставляли с любящими всласть отоспаться сурками. Однако совершенно иной ритм жизни у студентов–«суриков», как их не то в шутку, не то всерьез называют в МИИТе. Нежиться по полдня в постели этим молодым людям недосуг.
Едва забрезжит рассвет, студент Игорь Петневич уже на ногах. Стараясь двигаться бесшумно, собирается на работу в потемках, чтобы не разбудить соседа по комнате в общежитии.
…В общем–то, Игорь тоже студент. С той лишь разницей, что помимо учебы на третьем курсе Института транспортной техники и систем управления он одновременно работает помощником машиниста электропоезда в моторвагонном депо «Перерва». Поспевать и там и тут позволяет специальная программа: два дня работаешь в депо, два дня учишься – подобная схема, кстати, апробирована во многих зарубежных вузах.
На работу Игорь устроился по распределению, которое состоялось после окончания Курского железнодорожного техникума (филиал МИИТа). Но узнав, что можно продолжить высшее образование в престижном университете на очном отделении по экспериментальной системе, долго не раздумывал.
Самодисциплина – привычка, выработанная в армии, – пригодилась парню в профессии. А еще – выдержка, внимательность. Именно эти качества нужны помощнику машиниста, который следит за тем, чтобы во время остановки закрывающиеся двери пригородной электрички ненароком не защемили кого–то из пассажиров, внимательно вслушивается в перестукивание колес моторного вагона (нет ли неисправностей), быстро и четко выполняет команды напарника. А бывает, когда хулиганят в вагоне, сам идет и призывает к порядку. Еще приходится оперативно устранять различные мелкие поломки. Например, при неполадках токоприемника – многие вагоны, сами понимаете, у нас доживают свой век.
Короче, в общагу с работы приходит выжатый, как лимон. Поспит пару часов урывками и бежит на пары... Что и говорить, тяжело! И все–таки работа на железной дороге – это его мечта, претворенная в жизнь. Еще в планах – полгода отучиться на машиниста электропоезда. По словам Игоря, пока это трудноосуществимо: не хватает времени и сил. Сначала хочет получить диплом. Хотя для его специальности карьерный рост – вопрос предопределенный.
А третьекурсник ИТТСУ МИИТа Денис Эрматов получает образование по направлению «подвижной состав железных дорог» и работает в пункте технического обслуживания грузовых вагонов (ПТО) «Люблино» (Южное). Чтобы стать осмотрщиком–ремонтником вагонов 5–го разряда, Денису пришлось окончить в вузе специальные курсы, успешно выдержать экзамен, пройти практику под руководством опытных наставников. Впоследствии оказалось, что многие его молодые начальники также учились и окончили МИИТ по этой же системе. Стало понятно их отеческое отношение, участие.
Зарплаты на «железке», может, и не космические, но неплохие, стабильные. А молодые специалисты с высшим образованием и опытом всегда нарасхват, так что со временем могут существенно увеличить оклад. Существуют льготы по ипотеке, на предоставление съемного жилья для иногородних. Впрочем, Денис привык «кантоваться» в родной общаге. Друзья не отпустят, говорит.
– А вообще, наша смена – самая ударная, план перевыполняем на 10–15%, – с гордостью говорит Денис. – Есть стимул работать хорошо. Нашел глубокий «ползун» на колесе, трещину или дефект – получи премию. Правда, если пропустил, то грозит наказание – выговор и штраф. Ведь от внимательности осмотрщика зависит безопасность перевозок на железной дороге. Безусловно, практика на производстве хорошо помогает в учебе. И наоборот – на работе, как воздух рыбе, необходимы знания, полученные в вузе.
Сергей Какоша, другой третьекурсник ИТТСУ МИИТа, работает в первом вагонном депо «Москва» (ВЧД–1) слесарем по ремонту подвижного состава. Его отец тоже железнодорожник, трудится помощником машиниста в родном Брянске. Сергею хотелось быстрее стать самостоятельным. Однако он понимал: чтобы зарабатывать, надо учиться. Работу помогли найти в учебном отделе ИТТСУ МИИТа на первом курсе.
– Большое внимание на железной дороге уделяют инструктажу и изучению техники безопасности, – рассказывает Сергей. – Ремонт подвижного состава – целая наука. Неисправности вагонов бывают совершенно разные.
Это как раз те изъяны, которые обнаруживает его однокурсник – Денис Эрматов, работающий осмотрщиком вагонов. Но есть еще одна важная профессия на железной дороге – токарь, работающий на колесно–токарном станке. Надо сказать, название у железного агрегата (КЖ–20), на котором работает студент
ИТТСУ МИИТа Игорь Мачулин, отнюдь не поэтическое, суровое. И задачи под стать – ремонт изношенных колесных пар. Причем ремонт в депо осуществляется без выкатки. То есть Игорь сначала должен прицепить вагон к лебедке, затем подтащить его к станку, вывесить колесо, подвести тяжелый станок и только потом приступить к обработке деталей. Сейчас парень с улыбкой вспоминает первый рабочий день, хотя тогда было совсем не до смеха.
– Первый рабочий день закончился ближе к полуночи, не все получалось, как хотелось, я чувствовал огромную усталость. В какой–то момент даже запаниковал, – признался Игорь. – Но в конце концов все встало на свои места.
У Игоря в его 23 года большой жизненный опыт. Отучился в Тамбовском железнодорожном техникуме (филиале
МИИТа), потом были служба в армии, работа проводником дальнего следования по маршрутам Москва – Адлер и Москва – Санкт–Петербург, работа слесарем–ремонтником в локомотивном депо «Москва–3» Московской железной дороги. Тоже, надо сказать, работенка не из легких – с помощью специальной пескоструйной машины приходилось очищать ржавые серьги, тяги, башмаки и другие вагонные детали до заданного шаблона. Проработал там полтора года и захотел чему–то новому научиться.
Тут как раз в МИИТе помогли. Если на первом курсе изучали технологию ремонта вагонов, то на третьем появилась возможность выбрать еще одну профессию. Игорь решил освоить специальность «машиностроение и ремонт подвижного состава». О своем выборе теперь не жалеет, со станком поладил, и очень доволен зарплатой – она хоть и повременная, но порой доходит до 60 тыс. рублей. Все зависит от объемов работ. Хотя, конечно, важны не только деньги, но и уважение коллег, преподавателей и других студентов. К слову, преподаватели МИИТа относятся с уважением к работающим студентам. На экзамене они демонстрируют глубокое понимание технологического оборудования и процессов.
– Обучение, конечно, платное, по практически все «сурики» самостоятельно зарабатывают на обучение и существование, – поясняет ведущий инженер учебного отдела ИТТСУ МИИТа Александр Нечаев, один из идейных вдохновителей экспериментальной программы, стартовавшей в вузе более 10 лет назад и, безусловно, доказавшей свою эффективность. Суть ее заключается в том, чтобы привлекать выпускников средних профессиональных учебных заведений из регионов для продолжения учебы в вузе на очной форме
обучения. Поступивших университет обеспечивает общежитием и работой на крупнейших железнодорожных предприятиях Москвы.
Как видим, график учебы в вузе строится с учетом интересов студентов, позволяя устроиться по специальности в хорошую компанию под гарантии, что его не обманут. Не секрет, что студенты во время учебы так или иначе подрабатывают. Но одно дело устроиться где–нибудь охранником или разъезжать по столице в качестве курьера, другое – трудиться на серьезном производстве.
– Надеюсь, вы обратили внимание, – спрашивает Александр Нечаев, – какие ответственные и умные студенты учатся у нас? Они все отслужили в армии, получили среднее профессиональное образование. Мы тщательно отбираем студентов. Однако в последние годы ощущается некоторый спад внимания к экспериментальной программе со стороны заказчиков и работодателей. Все чаще трудоустроить ребят помогают только старые контакты – это как раз те студенты, которые окончили СУР несколько лет назад и сами стали начальниками на производстве.
Для молодого человека из российской глубинки поступить в столичный вуз, отучиться на свои, а не родительские деньги (как делают все наши герои), получить профессию инженера и к моменту окончания вуза иметь пятилетний стаж работы по профессии – это и предмет гордости, и путевка в жизнь. И предприятию, где он продолжит профессиональную деятельность, уже не потребуется терять время на его обучение.
К тому же речь идет о качественно новом инженере. Во–первых, он прошел подготовку с использованием новейших технологий, в хорошем столичном вузе с большой историей и традициями. Во–вторых, у него есть возможность впитать столичную культуру: не секрет, что лучшие театры, музеи и галереи – в Москве. А это другие интеллектуальный уровень и уровень мотивации. В–третьих, молодой инженер на ранних этапах карьеры становится частью профессионального сообщества, может подружиться с такими же, как он сам, студентами из российских регионов, заводит контакты.
Работодателю в лице предприятия железной дороги данная система должна быть во всех отношениях выгодна. Почему же отсутствуют понимание и хоть какая–то поддержка (например, в виде повышенных стипендий)? Пока большую часть материальных, моральных и психологических тягот студентам–«сурикам» приходится выносить на своих плечах, за исключением той помощи при трудоустройстве, которую оказывают преподаватели–энтузиасты на кафедре
ИТТСУ МИИТа и те немногие руководители железнодорожных предприятий и столичной подземки, что предоставляют возможность проявить себя, заработать денег и помогают с адаптацией.
Артем ОЗУН,
обозреватель «ТР»
15.01.2015