• декабря 24, 2020 В КРЕМЛЕ

    Подписан закон

    о требованиях к российским международным перевозчикам

  • декабря 24, 2020 В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

    Продлен срок

    программы поддержки авиакомпаний

  • декабря 24, 2020 В ГОСДУМЕ РФ

    Дорожный фонд пополнится

    за счет штрафов за нарушения законодательства о пользовании платными дорогами

  • декабря 24, 2020 917

    Хроника 21 – 27 декабря 2020 года

    Состоялось совместное заседание Коллегии и Общественного совета Федерального агентства морского и речного транспорта.

    Состоялось заседание экспертного совета по транспорту в Азиатско–Тихоокеанском регионе.

    В Минтрансе России обсудили вопросы развития дорожной отрасли Хабаровского края.

Как муха в паутине

2_s.jpgИнтернет–технологии должны помогать, а не мешать учебному процессу.

2.jpgСовременного студента трудно представить без электронного гаджета в руке. Особо продвинутые не расстаются со смартфоном и планшетом даже во время трапезы и при беседе со сверстниками. Бытует мнение, что компьютерные технологии приносят не только пользу, но и препятствуют реальному общению, расхолаживают студентов в учебе. Специалисты отмечают, что из–за интернет–зависимости атрофируется способность к вдумчивому и глубокому анализу получаемого на лекциях материала. Завязнуть в глобальной паутине легко, а вот избавиться от привычки сидеть онлайн проблематично.
С другой стороны, информационные технологии давно стали неотъемлемой частью учебного процесса. В наши дни в Интернете можно найти готовые ответы на многие вопросы, собрать материал для курсовой, перевести текст с английского, прослушать лекцию – все это буквально по мановению пальца, скользящего по сенсорному экрану.

Отвлекающий фактор

В последние годы бесплатная wi–fi сеть появилась практически во всех учебных корпусах МИИТа. Хорошо работает Интернет и в близлежащих общежитиях ведущего столичного вуза. Многие молодые люди выходят онлайн по нескольку раз за день. Казалось бы, возможность оперативного доступа в Интернет прежде всего обеспечивает постоянную доступность учебных ресурсов, в том числе виртуальной библиотеки вуза. Но, как показывает практика, современные технологии студенты зачастую используют сугубо в развлекательных целях. Общение в социальных сетях, просмотр кинофильмов и видеороликов, прослушивание музыки, онлайн–игры – вот далеко не полный список «прегрешений», в которых признается современная молодежь.
– Лишь 20% времени, проведенного в виртуальном пространстве, я уделяю учебе, – откровенничает студент МИИТа Дмитрий Шкандыбин, получающий в вузе специальность, связанную с эксплуатацией железных дорог. По мнению четверокурсника, Интернет действительно пожирает свободное время и формирует сильнейшую зависимость. Причем такую, что, по словам Дмитрия Шкандыбина, даже временное отключение от Всемирной сети приводит к коммуникативному ступору в молодежной среде.
– Многие студенты постоянно сидят в соцсетях. Хотя лично я отключаю свою страничку в сети в пятницу и возвращаюсь на нее только в воскресенье вечером. То есть в выходные дни мне можно только звонить, – рассказывает четверокурсник Института транспортной техники и систем управления МИИТа Николай Выходов. По его мнению, к увлечению компьютерными технологиями надо подходить с осторожностью. Нельзя забывать, к примеру, о негативном влиянии электромагнитного излучения на здоровье человека. Не менее пугающей выглядит зависимость психологическая.
– Совсем уж болезнь – это когда просыпаешься – и в сеть: смотреть, у кого что произошло. А поесть и причесаться забываешь, – говорит третьекурсник Иван Масленников, обучающийся по специальности, связанной со строительством железных дорог. – Лет в пятнадцать я был зависим от Интернета. Помню, ругался с мамой, которая меня силком отправляла погулять на улицу. Сейчас у меня такой же младший брат и все его друзья.
Иван изменился после поступления в МИИТ. Здесь он стал принимать активное участие в деятельности студсовета, у него сформировалось чувство ответственности, а главное – появились реальные, а не только виртуальные друзья.
Многие специалисты бьют тревогу, отмечая негативную роль виртуальных развлечений. Первый заместитель директора Института пути, строительства и сооружений МИИТа Андрей Сидраков считает, что чрезмерная увлеченность компьютерными и мобильными развлечениями фатально влияет на способность студентов мыслить аналитически. По словам преподавателя, у некоторых молодых людей начинает формироваться какой–то совсем уж упрощенный взгляд на вещи. Эдакое видеомышление, которое приводит к проблемам при решении элементарных задач по физике и математике, вплоть до неспособности учиться в престижном вузе.
Такое мнение разделяет и доцент кафедры философии и истории Уральского госуниверситета путей сообщения Илья Евтеев. Корень зла он видит в небрежном обращении студентов с интернет–ресурсами, использовании на занятиях тех их функций, которые в учебной обстановке абсолютно неприемлемы. По мнению Ильи Евтеева, Интернет существенно облегчает процесс обучения лишь в поисково–информативном аспекте, и многим не очень старательным студентам кажется, что высвобождаемое время лучше всего занять гедонистическим пребыванием в Сети. Преподаватель отмечает, что вред от этого чрезвычайно велик – отвлечение от дела, потеря внимания, а зачастую и адекватного восприятия действительности. Так что необходимы контроль со стороны преподавателя за использованием электронных сетей, деловое и целенаправленное использование Интернета, соблюдение перерывов между обращениями к интернет–ресурсам, разумное чередование использования литературы и электронных данных, а также активное вовлечение студентов в эмпирическую, конструктивную работу на занятиях.

Альтернативное мнение

За экспертным мнением обратился в Институт управления и информационных технологий МИИТа. За прошедшие десятилетия мышление студентов действительно изменилось кардинально, но в этом нет ничего трагического, утверждает первый заместитель директора ИУИТа Ольга Ефимова. Современный студент способен одновременно усваивать информацию видеоролика и анализировать речь лектора. Ведущему транспортному вузу чрезвычайно важно идти в ногу со временем. Стремительно изменяются транспортные технологии, большое внимание уделяется безопасности на транспорте, так что будущий специалист должен обладать «многозадачностью», уметь молниеносно принимать ответственные решения, считает замдиректора ИУИТа. Приучать студентов правильно использовать интернет–технологии – объективная необходимость.
По словам Ольги Ефимовой, с недавних пор в соответствии с новыми стандартами все учебные курсы вуза сопровождаются рабочими программами, в которых преподаватели обязаны описать формы самостоятельной работы студентов. Такая деятельность приносит свои плоды. Как пример, студенты под руководством преподавателя кафедры логистики и управления транспортными системами, заместителя директора по молодежной политике ИУИТ МИИТа Олега Покусаева создали специальный сайт, на котором регулярно размещают дайджест событий в области организации грузовых и пассажирских перевозок, высокоскоростных систем. Кроме того, на занятиях студенты ИУИТа учатся работать с компьютерными программами «Этран», «ТЭП», «ГИД УРАЛ», «Сириус», «АСУ МР». Эти и другие современные технологии сегодня активно внедряются на железной дороге для соблюдения сроков доставки грузов, повышения эффективности организации поездной работы, управления локомотивами и локомотивными бригадами. «Может быть, звучит все это не столь занимательно, но не забывайте, что хорошие специалисты выполняют в жизни немало рутинной работы», – наставляет на лекциях молодых людей Ольга Ефимова.
– При выполнении расчетов для курсовой работы частенько обращаюсь на форум «СЦБИСТ», который объединяет не только студентов, но и работников железнодорожного транспорта. Помогают также обучающие интернет–уроки на «Ютубе», которые показывают, как, например, правильно пользоваться программой AutoCAD, – рассказывает студент четвертого курса кафедры «Железнодорожные станции и узлы» ИУИТа Евгений Печурин. По словам молодого человека, значительно удобнее пользоваться и электронной справочной информацией, а не таскать с собой здоровенные талмуды.
В библиотеку за «живой» книгой идут крайне редко. Есть сейчас в МИИТе ее онлайн–эквивалент, он очень востребован. В Интернет не могут попасть только книги преподавателей со сложнейшими инженерными расчетами (это считается делом целой жизни, интеллектуальной собственностью, которую ученые берегут.) В этом случае за бумажным носителем выстраивается очередь.
– Другое дело, что информация, найденная на просторах Сети, всегда нуждается в тщательной проверке, – говорит третьекурсник МИИТа Иван Масленников, обучающийся по специальности «строительство железных дорог». – Например, все привыкли считать, что крупнейшая электронная энциклопедия «Википедия» – это большой авторитет. И мало кто задумывается, что ее автором может оказаться практически любой. Нужно просто знать некоторые тонкости работы с ресурсом – и вноси туда правки, какие хочешь. Это значит, что полностью полагаться на достоверность «Википедии» нельзя. А что касается курсовых и дипломных работ, преподаватели нашли на нас управу. С присваиванием чужих мыслей и идей борются с помощью программы «Антиплагиат». При сдаче работы нас просят указывать источники, потом это проверяется. Один раз я понадеялся на удачу, а потом преподаватель начал задавать мне наводящие вопросы: такая–то книга у тебя есть? А эту читал? Ну, я и не знал, что ответить. Было стыдно.
– «Антиплагиат» сейчас стоит на многих компьютерах, с ним работают лаборанты по просьбе преподавателей, – рассказала заместитель председателя студсовета МИИТа Анастасия Лысенко. – Но и раньше преподаватели изучили сайты, с которых в основном курсовые работы заимствовались. Узнавали тексты и говорили студенту: «Знаю, откуда ты эту работу взял. Иди и пиши свою!» Преподавателей, которые помоложе, стало трудно провести. Да и пожилые стараются идти в ногу со временем. По словам Ольги Ефимовой, работы выпускников ИУИТа могут отличаются сравнительно высоким процентом уникальности. Недавнее исследование данных «Антиплагиата» показало, что более 70% дипломных работ написаны студентами самостоятельно.
Преподаватели научились отправлять свои задания по ссылке в «облако», часто просят студентов, чтобы те не звонили по телефону, а стучались в скайп: «Мы хорошо поболтаем». В этом отношении в очередной раз стоит подчеркнуть коммуникативную роль Интернета. По словам студентки четвертого курса ИУИТа Марии Коленкович, накануне экзаменов студенты непременно создают тематические группы в соцсетях, где обсуждают сложные вопросы, вместе решают наиболее заковыристые задачки. Психологически такая коллективная работа помогает не поддаваться отчаянию и настроиться на нужный лад.
Марии Коленкович запомнилось задание по новому предмету «Высокоскоростной транспорт», в котором нужно было проанализировать данные зарубежных и российских сайтов по железнодорожным перевозкам. По мнению Марии, когда преподаватели разнообразят лекцию подобными интерактивными заданиями, учиться становится совсем не скучно.
В стремительном развитии информационных технологий не стоит видеть лишь угрозу, соглашается сокурсник девушки Евгений Алексевнин. И приводит такую историческую аналогию: когда в дореволюционной России открылась Царскосельская железная дорога, многие пассажиры панически боялись перемещаться по «чугунке», как называли ее в народе. А в наши дни железная дорога по праву считается одним из самых безопасных видов транспорта. Точно так же и интернет–технологии – они с каждым годом прочнее входят в наш обиход.
Никого уже не удивишь ни понятием мультимедиа, web–технологиями, ни возможностью получения дистанционного образования. Особенно чутко реагируют на развитие современных технологий студенты. Специалисты сходятся в одном: молодые люди не должны забывать о негативных аспектах интернет–среды. Опасность заключается прежде всего в том, что глобальная компьютерная сеть обладает значительными возможностями воздействия на аудиторию, при этом Интернет никем строго не контролируется и не управляется, представляя собой достаточно хаотичное информационно–коммуникационное поле. Так что компьютеры и смартфоны не должны отвлекать студентов от главной цели в жизни – получения качественного образования. В МИИТе для осуществления этой достойной мечты имеются все технологические возможности.

Артем ОЗУН, обозреватель «ТР»

Фото Ольги ШВЕЙЦЕР

24.03.2016

 

№ 52 (1171) 21 – 27 декабря 2020 года

В Минтрансе России 1103

Гордость отрасли

Министр транспорта РФ Виталий Савельев вручил государственные и ведомственные награды работникам транспортной отрасли.
Речной транспорт 1125

Без альтернативы

Водный транспорт может и должен сыграть ключевую роль в эффективном транспортном балансе страны.
IT-технологии 1599

Под бдительным оком «ЭРЫ–ГЛОНАСС»

По итогам 2020 года в системе зарегистрированы более пяти миллионов автомобилей.
Автомобильные дороги 1291

Диверсификация возможна?

Перейдет ли Россия на строительство цементобетонных дорог.
Безопасность 1263

Техническое перевооружение

О старых проблемах и новых вызовах российской подземке.
Перекрестки истории 1201

По законам морского братства

Если в море затонули корабли...

Уважаемые читатели!

Сообщаем вам, что 1–й номер газеты «Транспорт России»

выйдет 14 января 2021 года.

Коллектив редакции сердечно поздравляет всех с Новым

годом и желает здоровья и счастья!

novogodnyaya kompoziciya