• декабря 24, 2020 В КРЕМЛЕ

    Подписан закон

    о требованиях к российским международным перевозчикам

  • декабря 24, 2020 В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

    Продлен срок

    программы поддержки авиакомпаний

  • декабря 24, 2020 В ГОСДУМЕ РФ

    Дорожный фонд пополнится

    за счет штрафов за нарушения законодательства о пользовании платными дорогами

  • декабря 24, 2020 915

    Хроника 21 – 27 декабря 2020 года

    Состоялось совместное заседание Коллегии и Общественного совета Федерального агентства морского и речного транспорта.

    Состоялось заседание экспертного совета по транспорту в Азиатско–Тихоокеанском регионе.

    В Минтрансе России обсудили вопросы развития дорожной отрасли Хабаровского края.

Беда с «Полесьем» на воде

Беда с «Полесьем» на водеК трагедии с теплоходом привели многочисленные нарушения
законов о судоходстве
на внутренних водных путях.

Беда с «Полесьем» на водеЗападно–Сибирская транспортная прокуратура завершила проверку по факту крушения теплохода «Полесье–8», о результатах которой рассказал Западно–Сибирский транспортный прокурор Сергей Феоктистов.
Наша справка:
17 августа 2013 года в 13.55 местного времени на 1857 км реки Иртыш (около поселка Новая станица) на судовом ходу произошло столкновение пассажирского теплохода на подводных крыльях «Полесье–8» с несамоходной баржей «Б–908», перевозившей песок, которую вел буксир–толкач «РТ–817». В результате столкновения 6 человек погибли, 43 человека пострадали, в том числе 8 детей.
– Сергей Валерьевич, каких организаций и ведомств коснулась проверка?
– Было проверено соблюдение законодательства РФ о безопасности на внутреннем водном транспорте в деятельности как самого ОАО «Омский речной порт» (владелец теплохода «Полесье–8»), так и контролирующих органов: Обь–Иртышского управления Госморречнадзора, Обь–Иртышского филиала Российского речного регистра и ФБУ «Обь–Иртышводпуть».
Если говорить в целом, то трагедия стала печальным итогом различных нарушений законодательства, допущенных не только капитаном судна, но и судовладельцем, и различными органами, на которых законом возложен контроль за соблюдением требований безопасности на воде.
Могу отметить, что в работе Омского речного порта выявлены существенные нарушения лицензионных требований, установленных Положением о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров внутренним водным и морским транспортом, утвержденным постановлением Правительства РФ от 6 марта 2012 года.
Как установлено, порт не заключил с бассейновым органом государственного управления – ФБУ «Обь–Иртышводпуть» договоры о диспетчерском регулировании движения судов, и судоходство фактически осуществлялось без госконтроля со стороны этой организации. Более того, должностное лицо, ответственное за безопасность эксплуатации судов, на предприятии фактически отсутствовало.
Выяснилось, что эти обязанности формально были возложены на старшего капитана–наставника службы эксплуатации флота. Однако последний рассказал, что с приказом его никто не знакомил и обязанностей этих он не исполнял.
– Был ли в порядке сам теплоход «Полесье–8»?
– Проверка показала, что теплоход только 15 июля минувшего года был включен в перечень объектов, используемых для пассажирских перевозок, то есть для осуществления лицензируемого вида деятельности, вместе с тем 13 и 14 июля перевозки также осуществлялись, но в отсутствие лицензии.
При этом продажа билетов на рейсы теплохода «Полесье–8» началась еще 11 июля 2013–го.
В итоге по постановлению прокурора Омский речной порт и его руководитель были оштрафованы на 100 тыс.
рублей и 20 тыс. рублей соответственно, впоследствии приказ Госморречнадзора от 28 июня 2013 года о переоформлении ОАО «Омский речной порт» лицензии на осуществление перевозок пассажиров признан незаконным и отменен, а сама лицензия признана недействительной.
Было установлено, что Омский речной порт вопреки требованиям закона не создал диспетчерскую службу. Эти функции на предприятии выполняли всего лишь два диспетчерских пункта в составе старшего диспетчера на одном пункте и диспетчера службы пассажирских перевозок на другом.
Фактически они занимались расстановкой флота, определением мест стоянки и причаливания, выдачей производственных заданий и ежесуточным доведением до судоводителей метеорологической и путевой информации из Обь–Иртышского бассейна внутренних водных путей. При этом порядок взаимодействия диспетчеров порта с комсоставом флота локальными правовыми актами предприятия урегулирован не был, а диспетчерские пункты оборудованы только УКВ–радиостанциями ближнего радиуса действия (5–7 км), что исключало возможность их радиосвязи с судами, находящимися на дальних расстояниях.
– Известно, что по факту выхода на линию нетрезвого капитана было возбуждено уголовное дело о халатности.
– 7 декабря 2012 года Омский речной порт заключил договор с Западно–Сибирским медицинским центром Федерального медико–биологического агентства на оказание порту медицинских услуг, причем предрейсовые и послерейсовые медосмотры плавсостава в их число не входили.
Фактически же медосмотр судоводителей проводился в одном из помещений на территории речного порта.
Предрейсовые медосмотры проводились формально, без использования средств медицинской техники, позволяющих определить, в каком состоянии находится человек.
При этом, как оказалось, подрядчик в качестве индивидуального предпринимателя не зарегистрирован и лицензии на медицинскую деятельность не имеет. По постановлению прокурора он привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 2 тыс. рублей.
Материалы по данному факту также направлены в следственные органы.
– А кто проводил медосмотр капитана «Полесье–8» в день аварии?
– На дату транспортного происшествия медицинское обслуживание плавсостава входило в обязанности врио заведующей здравпунктом – фельдшера, действовавшей на основании приказа Западно–Сибирского медицинского центра Федерального медико–биологического агентства.
Однако проверка установила, что 17 августа фельдшер предрейсовый медосмотр капитана судна «Полесье–8» не проводила, тем не менее в журнал освидетельствований плавсостава ею были внесены заведомо ложные сведения о положительных результатах медицинского осмотра капитана как в этот день, так и в следующий.
Как было установлено после трагедии, капитан–механик Юрий Ратько, управлявший теплоходом «Полесье–8», находился в состоянии алкогольного опьянения, при судебно–химическом исследовании в его крови был обнаружен этиловый спирт в концентрации 1,03 промилле.
Оценка действиям этого фельдшера будет дана в рамках уголовного дела, возбужденного по факту транспортного происшествия.
– Был ли теплоход «Полесье–8» исправен технически, в частности, обеспечен средствами связи?
– Этот теплоход был построен в 1989 году на верфи ПО «Белсудостройремонт» в Гомеле. Его пассажировместимость – 53 человека, валовая вместимость – 144 куб. м.
По документам Российского речного регистра первоначально теплоход эксплуатировался в Омском порту Иртышского речного пароходства, впоследствии – ОАО «Омский речной порт».
В процессе эксплуатации класс судна не менялся, повреждений судна в эксплуатации по данным регистра не установлено, фактов выявления непригодного к плаванию состояния судна до 2013 года не обнаружено.
С 2007 года Обь–Иртышским филиалом введены ограничения по району плавания судна в связи с отсутствием полного комплекса средств радиосвязи. Летом минувшего года эксперт Российского речного регистра допустил судно к эксплуатации с УКВ–радиостанцией, покрывающей 5–7 км маршрута из 60 км, при условии обязательного наличия на борту двух комплектов мобильных телефонов на оставшемся участке.
Как показала проверка, это решение создало непосредственную угрозу безопасности судоходства. Дело в том, что 17 августа, то есть в день происшествия, на месте столкновения УКВ–связь теплохода «Полесье–8» с судами отсутствовала ввиду удаления от диспетчерского пункта, а сигнал мобильной связи экранировался Южным железнодорожным мостом Омска. О происшествии стало известно лишь благодаря наличию связи на другом судне.
– Как вы думаете, случившаяся трагедия – это частный случай или закономерность?
– В целом ситуация показательна с точки зрения неэффективности работы государственных органов, которые должны обеспечивать соблюдение требований безопасности на внутреннем
водном транспорте. Неисполнение ими своих обязанностей сформировало среди владельцев транспортной инфраструктуры и транспортных средств, осуществляющих свою деятельность в пределах Омской области, пренебрежительное отношение к требованиям законодательства в сфере безопасности на воде.

Беседу вела Оксана ГОРБУНОВА

16.01.2014

№ 52 (1171) 21 – 27 декабря 2020 года

В Минтрансе России 1103

Гордость отрасли

Министр транспорта РФ Виталий Савельев вручил государственные и ведомственные награды работникам транспортной отрасли.
Речной транспорт 1125

Без альтернативы

Водный транспорт может и должен сыграть ключевую роль в эффективном транспортном балансе страны.
IT-технологии 1599

Под бдительным оком «ЭРЫ–ГЛОНАСС»

По итогам 2020 года в системе зарегистрированы более пяти миллионов автомобилей.
Автомобильные дороги 1290

Диверсификация возможна?

Перейдет ли Россия на строительство цементобетонных дорог.
Безопасность 1263

Техническое перевооружение

О старых проблемах и новых вызовах российской подземке.
Перекрестки истории 1201

По законам морского братства

Если в море затонули корабли...

Уважаемые читатели!

Сообщаем вам, что 1–й номер газеты «Транспорт России»

выйдет 14 января 2021 года.

Коллектив редакции сердечно поздравляет всех с Новым

годом и желает здоровья и счастья!

novogodnyaya kompoziciya