• декабря 24, 2020 В КРЕМЛЕ

    Подписан закон

    о требованиях к российским международным перевозчикам

  • декабря 24, 2020 В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

    Продлен срок

    программы поддержки авиакомпаний

  • декабря 24, 2020 В ГОСДУМЕ РФ

    Дорожный фонд пополнится

    за счет штрафов за нарушения законодательства о пользовании платными дорогами

  • декабря 24, 2020 917

    Хроника 21 – 27 декабря 2020 года

    Состоялось совместное заседание Коллегии и Общественного совета Федерального агентства морского и речного транспорта.

    Состоялось заседание экспертного совета по транспорту в Азиатско–Тихоокеанском регионе.

    В Минтрансе России обсудили вопросы развития дорожной отрасли Хабаровского края.

Транспортные вузы – эффективны!

Транспортные вузы – эффективны!На вопросы корреспондента
газеты «ТР» отвечает
директор Административного
департамента Минтранса России
Константин Пашков.

Транспортные вузы – эффективны!На вопросы корреспондента «ТР» отвечает директор Административного департамента Минтранса России Константин Пашков.
– Константин Анатольевич, насколько, на ваш взгляд, состояние транспортного образования соответствует сегодняшним потребностям транспортного комплекса в насыщении его квалифицированными специалистами?
– Одной из важнейших сфер деятельности Минтранса России является отраслевое образование. От специалистов, которых мы обучим и воспитаем, зависит будущее транспортной отрасли.
Сделанные в 2005 году шаги по реформированию позволили создать вертикально интегрированные образовательные комплексы. Время показало правильность этого решения. Мы не потеряли среднее профессиональное образование и, установив надежную связь с вузовской наукой, усилили позиции наших техникумов и колледжей.
Сейчас подготовка кадров ведется в сформированных в результате проведенной реформы 18 вертикально интегрированных образовательных комплексах, созданных на базе транспортных вузов с филиальной сетью, включающей образовательные учреждения среднего профессионального образования (филиалов – 117, из них филиалов, осуществляющих подготовку по программам среднего профессионального образования – 83). Образовательные организации находятся в ведении федеральных агентств (Росморречфлот, Росавиация, Росжелдор). В них сконцентрированы ресурсы для подготовки специалистов всех уровней профессионального образования – начального, среднего, высшего, послевузовского и дополнительного. Это позволяет обеспечивать потребности организаций транспортной отрасли в подготовке, повышении квалификации и переподготовке специалистов.
В 2012 году всего по программам высшего образования и среднего профессионального образования в данных образовательных организациях обучались 320 891 человек, в том числе за счет средств федерального бюджета – 158 264 человека.
В 2013 году на бюджетной основе запланировано принять на обучение по программам высшего образования более 17 тыс. человек и около 22 тыс. человек на обучение по программам среднего профессионального обучения.
Хочу отметить, что во исполнение Указа Президента РФ «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» Министерством образования и науки Российской Федерации осуществлен мониторинг деятельности образовательных учреждений высшего профессионального образования (и их филиалов) и все транспортные вузы в 2012 году были признаны эффективными.
Также по последнему независимому рейтингу вузов (5 июня 2013 года), проведенному агентством «Интерфакс», МИИТ
стал 18–м среди 160 российских вузов, принявших в нем участие. Это хороший показатель.
– При Минтрансе России создан Координационный совет по транспортному образованию. Расскажите, пожалуйста, о его работе. Каковы на сегодняшний день приоритеты в деятельности совета?
– Координационный совет по транспортному образованию при Министерстве транспорта Российской Федерации является совещательным органом министерства в сфере формирования и практической реализации отраслевой политики транспортного образования, осуществляемой совместно со всеми ректорами транспортных вузов и крупнейшими работодателями транспортной отрасли.
В целях совершенствования условий гарантированного количественного и качественного обеспечения транспортного комплекса высококвалифицированными рабочими, инженерными, управленческими кадрами, обладающими необходимыми знаниями, навыками и компетенциями, на заседания Координационного совета выносятся все ключевые вопросы в сфере транспортного образования.
Рассмотренные Координационным советом вопросы выносятся для принятия решения на заседания коллегии Минтранса России.
Хочу отметить, что вопросы кадрового обеспечения отраслей транспорта постоянно рассматриваются на Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации, Международной конференции «Кадровая политика», ежегодно проводимой в Санкт–Петербурге, на совещаниях министра с ректорами транспортных вузов.
Сейчас Координационный совет планирует рассматривать пути дальнейшего развития транспортного образования.
– Сегодняшний вектор развития транспортного образования должен быть инновационным. Это требование времени. Как Минтранс России содействует этому?
– Транспорт в России всегда был сферой стратегического развития экономики страны. В современных условиях в связи с развитием международных торгово–транспортных потоков, ростом технической оснащенности транспортных средств, совершенствованием системы управления транспортом существенно возросли требования к специалистам отрасли.
Государство заинтересовано, чтобы средства, вложенные в подготовку, приумножились эффективной работой на транспорте, а процесс дальнейшего профессионального роста и совершенствования продолжался постоянно.
Как я отмечал ранее, Минтранс России проводит активную работу в данном направлении.
– Приход в гражданскую авиацию пилотов–иностранцев – мера вынужденная. Можно ли считать ее временной? Как на сегодняшний день обстоят дела с подготовкой пилотов в учебных заведениях, подведомственных Минтрансу?
– Стабильный рост перевозок воздушным транспортом, наблюдаемый в последние годы, обострил проблему дефицита квалифицированных кадров.
Подготовка авиационного персонала в гражданской авиации осуществляется по программам высшего и среднего профессионального образования в трех учебных заведениях гражданской авиации, из них по летным специальностям – в двух учебных заведениях.
Формирование основных образовательных программ подготовки авиационных специалистов в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов высшего и среднего профессионального образования, а также стандартов и рекомендаций ИКАО позволит повысить в образовательных учреждениях гражданской авиации качество профессиональной подготовки выпускников, сохранить сложившуюся в отрасли систему непрерывного профессионального образования и обеспечить инновационное развитие авиатранспортного комплекса.
С 2006 года по специальности «Летная эксплуатация воздушных судов» идет ежегодное наращивание темпов приема курсантов (студентов) в учебные заведения гражданской авиации: 2006 год – 240 человек, 2007 год – 395 человек, 2008 год – 475 человек, 2009 год – 750 человек, 2010 год – 790 человек, 2011 год – 790 человек.
Общее количество подготовленных авиационных специалистов в 2012 году составило 854 человека.
Однако в Российской Федерации в последние годы существует нехватка кадрового состава для замещения должностей командиров воздушных судов. Отрасли гражданской авиации в целом требуется ежегодное пополнение на 1100–1500 человек летного состава.
Одним из возможных способов пополнения отрасли в ближне– и среднесрочной перспективах подготовленными пилотами является привлечение иностранных пилотов. Этим активно пользуются зарубежные авиакомпании, поскольку не имеют законодательного запрета на использование иностранной рабочей силы, что приводит к дополнительному оттоку летного состава.
– Министр транспорта РФ Максим Соколов на встрече с выпускниками транспортных вузов заявил о необходимости создания дорожной карты развития и модернизации транспортного образования. Дан ли старт этому проекту? Что ляжет в основу дорожной карты?
– Для формирования дорожной карты развития транспортного образования до 2030 года с целью способствовать трансформации вузов транспортного профиля в ведущие инженерные университеты, как в России, так и в мире, в мае – июле 2013 года Минтрансом России реализовывался проект «Форсайт транспортного образования».
Данный проект осуществлялся Московской школой управления «Сколково» совместно с Ассоциацией высших учебных заведений транспорта.
Результаты проекта будут вынесены на рассмотрение транспортного сообщества в целях выработки единых путей дальнейшего развития вузов транспорта.
– Могли бы вы оценить перспективы создания в обозримом будущем единого транспортного университета?
– Одним из вариантов дальнейшего организационного развития транспортного образования по результатам проведенных трех сессий «Форсайта транспортного образования» является создание единого университета транспорта за счет объединения всех ресурсов, в том числе и кадровых, вузов различных отраслей транспорта.
На планируемом заседании Координационного совета по транспортному образованию данному вопросу будет уделено особое внимание.

№ 52 (1171) 21 – 27 декабря 2020 года

В Минтрансе России 1103

Гордость отрасли

Министр транспорта РФ Виталий Савельев вручил государственные и ведомственные награды работникам транспортной отрасли.
Речной транспорт 1125

Без альтернативы

Водный транспорт может и должен сыграть ключевую роль в эффективном транспортном балансе страны.
IT-технологии 1599

Под бдительным оком «ЭРЫ–ГЛОНАСС»

По итогам 2020 года в системе зарегистрированы более пяти миллионов автомобилей.
Автомобильные дороги 1291

Диверсификация возможна?

Перейдет ли Россия на строительство цементобетонных дорог.
Безопасность 1263

Техническое перевооружение

О старых проблемах и новых вызовах российской подземке.
Перекрестки истории 1201

По законам морского братства

Если в море затонули корабли...

Уважаемые читатели!

Сообщаем вам, что 1–й номер газеты «Транспорт России»

выйдет 14 января 2021 года.

Коллектив редакции сердечно поздравляет всех с Новым

годом и желает здоровья и счастья!

novogodnyaya kompoziciya