• декабря 24, 2020 В КРЕМЛЕ

    Подписан закон

    о требованиях к российским международным перевозчикам

  • декабря 24, 2020 В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

    Продлен срок

    программы поддержки авиакомпаний

  • декабря 24, 2020 В ГОСДУМЕ РФ

    Дорожный фонд пополнится

    за счет штрафов за нарушения законодательства о пользовании платными дорогами

  • декабря 24, 2020 917

    Хроника 21 – 27 декабря 2020 года

    Состоялось совместное заседание Коллегии и Общественного совета Федерального агентства морского и речного транспорта.

    Состоялось заседание экспертного совета по транспорту в Азиатско–Тихоокеанском регионе.

    В Минтрансе России обсудили вопросы развития дорожной отрасли Хабаровского края.

«Без стажа? Не надейся даже!»

«Без стажа? Не надейся даже!»Непросто устроиться на работу специалисту без опыта.

«Без стажа? Не надейся даже!»Мало студенту одной сухой университетской теории, чтобы стать профи. Нужна практика, реальная работа, которая позволит испытать себя в деле. Но бывает, приходит в некую компанию преисполненный честолюбивых надежд и устремлений практикант и обнаруживает, что до него там никому дела нет. Того хуже: без пяти минут дипломированного инженера вместо практического обучения премудростям специальности заставляют ксерокопировать документы, подносить кофе или выполнять тяжелую неквалифицированную работу.
К счастью, студенты Московского государственного университета путей сообщения в подобные ситуации попадают редко. У вуза сложились давние партнерские и дружеские отношения со многими профильными предприятиями и компаниями. В МИИТе принято выбирать места для прохождения студенческих практик с особой тщательностью.

Учиться днем, работать ночью

Несладко приходится Вадиму Федотову, когда на лекциях сами собой слипаются отяжелевшие от бессонных ночей веки и слышится сквозь дрему голос преподавателя. На мгновение пятикурсник Института транспортной техники и систем управления МИИТа представляет себя в теплой постели. Сейчас бы забыться хоть на минутку... Брр–р, Вадим усилием воли гонит прочь соблазнительное наваждение и открывает глаза.
Нет, вы не подумайте, у преподавателей Вадим на хорошем счету. В зачетке практически одни «пятерки», потому получает стипендию. Вот только в последнее время нечасто удается по–настоящему выспаться. По ночам студент работает электромехаником в Московском метрополитене. После полуночи глубоко под землей лазает по тоннелям, а утром бежит в университет на занятия. Если повезет, то успевает поспать часа три. Впрочем, несмотря на то, что совмещать работу с учебой старшекурснику кафедры энергоснабжения электрических железных дорог непросто, своим трудо-
устройством Вадим весьма доволен. Родом парень из Орехово–Зуево. На втором курсе, как, впрочем, и многие другие приезжие, которым рассчитывать на родительскую помощь особо не приходится, подрабатывал не по специальности, а где придется.
В столичное метро пришел, будучи третьекурсником. Сосед по общежитской комнате, пройдя практику на этом предприятии, горячо рекомендовал попробовать обратиться в метрополитен и Вадиму. В итоге оказалось, что в службе сигнализации, централизации и блокировки действительно требуются подающие надежду молодые люди. Сначала Вадим прошел медкомиссию и был проверен службой безопасности, затем последовал подробный инструктаж, и лишь потом его зачислили в штат.
Практического опыта работы по специальности у него тогда, конечно, еще не было. Поэтому первый год пришлось трудиться электромонтером низшего разряда. В круг обязанностей входила, например, проверка оборудования автоматики во время перерывов в движении поездов. Однако к приборам на первых порах вообще не подпускали, зато приходилось много заниматься физическим трудом: красить, чистить, выметать пыль, убирать с путей снег.
Однако наблюдая за более опытными коллегами, Вадим быстро учился. Он схватывал все буквально на лету и уже через год сдал экзамены на электромеханика. Кстати, чтобы стать таким специалистом, помимо опыта нужно отучиться на восьминедельных курсах при метрополитене. Вадиму, чтобы ходить на такие курсы, пришлось бы совсем забросить университет. Хорошо, что начальство в итоге дало добро на сдачу экзамена. Его парень успешно выдержал. А спустя время ему предложили должность электромеханика электрической централизации. Есть возможность для карьерного роста и в дальнейшем.
К слову, не каждый в возрасте Вадима может похвастаться приличным заработком – 35 тысяч рублей оклада да плюс премии. Получается, в месяц можно заработать до 60 тысяч. Коллектив дружный – всегда подскажут, помогут. Среди работников метрополитена, в том числе руководящего звена, много выпускников МИИТа, поэтому к студентам–практикантам этого вуза здесь относятся с пониманием и заботой. Особенно ценно такое отношение в период сессии. Отпроситься на экзамен можно без проблем. Практические знания, полученные на работе, очень помогают Вадиму и при сдаче экзаменов.

На практику – в штат

Осталась довольна своей практикой и пятикурсница МИИТа Эллина Касьянова, обучающаяся по специальности промышленного и гражданского строительства в Институте пути, строительства и сооружений. После четвертого курса Эллине и ее сокурснице довелось в период летней практики поработать в солидной организации – ОАО «Моспромтранс-
проект». Помог девушкам туда устроиться доцент кафедры строительных конструкций, зданий и сооружений ИПСС МИИТа Михаил Красовицкий. Как правило, подыскивая подходящие места для практикантов, он связывается с работодателями сам. Звонит обычно бывшим выпускникам, которые хоть и стали крупными начальниками, но родной вуз не забывают.
Это была первая практика в жизни Эллины, но ей повезло: оформили сразу в штат, выдали трудовую книжку, которую она доселе и не видывала. На первых порах зарплату для молодых инженеров назначили, может быть, и скромную – около 15 тысяч рублей в месяц, – однако и работать приходилось не полный рабочий день. Поначалу под присмотром опытных наставников девушки исправляли неточности в чертежах, но вскоре, внимательно изучив специальные расчетные и компьютерные программы, стали самостоятельно трудиться над чертежами различных промышленных сооружений.
Скоро у Эллины защита. Тема ее дипломной работы связана с проектированием зданий физкультурно–оздоровительного комплекса. Непосвященному такая работа может показаться скучной, на деле она даже захватывающая: нужно просчитать и продумать все нюансы до мельчайших подробностей, дабы создать необходимые удобства для посетителей будущего спорткомплекса. Коллеги предлагают помочь с дипломным проектом, но Эллина отказывается: хочет закончить свою работу по–честному, то есть самостоятельно и без подсказок.
Есть в МИИТе еще один способ пройти практику – загодя записаться в студенческие строительные отряды. Этой возможностью воспользовался четверокурсник кафедры пути и путевого хозяйства ИПСС МИИТа Роман Багров. Роман в составе ССО «Москвич 2012» участвовал в работах по строительству вантового моста на совмещенной (автомобильной и железной) дороге Адлер – горноклиматический курорт «Альпика–сервис».
Уже который год приезжают в Сочи студенты МИИТа, помогают возводить транспортные объекты для Олимпиады. В 2012 году численность объединенного студенческого отряда МИИТа составила более 2000 человек. Традиционно основой для формирования студотрядов является железнодорожная отрасль. К примеру, для ОАО «РЖД» формируются около дюжины профильных отрядов: монтеров железнодорожного пути, проводников пассажирских вагонов, помощников машинистов, билетных кассиров, а также круглогодичные отряды по ремонту подвижного состава.

Замкнутый круг

Просматривая вакансии на сайтах поиска работы, можно отметить интересную тенденцию. Специалисты всем работодателям нужны молодые, в возрасте от 21 года, но с обязательным опытом работы – от двух до пяти лет. Выходит, что первую работу студенту следует искать уже на втором–третьем курсах. Но возникает логичный вопрос: как тогда можно устроиться на работу тем, у кого за плечами вообще нет опыта? Замкнутый круг какой–то получается. Один недавний выпускник МИИТа, пожелавший остаться неназванным, признается, что за пять лет обучения так и не смог устроиться работать по специальности. В результате диплом получил, а вот практического опыта не приобрел. Так что пришлось ему стажироваться в течение года практически без оплаты, чтобы нарастить «мышечную массу», так сказать. Отдельные работодатели и вовсе полагают, что возиться с практикантами невыгодно. Часто в период практики студентам вообще ничего не платят за работу да еще норовят использовать в качестве разнорабочих. Учишься, к примеру, на проектирование железных дорог, а во время практики тебя заставляют ксерить документы. Однажды такая ситуация и вправду возникла, припоминает начальник отдела организации производственного обучения студентов МИИТа Милена Дигилевич. Благо, ее удалось быстро разрешить: молодых людей направили проходить практику на другое производство.
Если со студентами целевого направления все просто и ясно (как правило, они проходят производственную и преддипломную практику на предприятиях, за которыми закреплены), то проблема организации производственного обучения для студентов–бюджетников по–прежнему стоит остро. И при всем желании у вуза нет возможности обеспечить рабочие места на предприятиях железнодорожного транспорта всем практикантам. К примеру, в Институте управления и информационных технологий МИИТа договоры на прохождение производственной практики студенты заключают в основном с транспортно–экспедиторскими компаниями (около 70% от всех предоставленных гарантийных писем). Связано это с тем, что у дирекции управления движением Московской железной дороги количество рабочих мест для практикантов ограничено. Отправить бюджетников на другие дороги тоже непросто: в этом случае оплачивать железнодорожные билеты и суточные придется самому институту. Так что студенты ИУИТа устраиваются работать не только в подразделениях железных дорог, но и в транспортно–экспедиторских фирмах. А кто–то проходит практику в ГУП «Московский метрополитен», ОАО «НИИАС», ОАО «ВНИИЖТ» и многих других организациях.
В любом случае запросы студентов по трудоустройству на период практики руководство вуза понимает и старается максимально удовлетворить, заверил начальник учебно–методического управления МИИТа Илья Фроликов. Каждая кафедра стремится подыскать молодым людям хорошие рабочие места для прохождения практики. Истории студентов, о которых мы рассказали в сегодняшнем материале, – наглядное тому подтверждение.

Артем ОЗУН,
обозреватель «ТР»

30.05.2013

№ 52 (1171) 21 – 27 декабря 2020 года

В Минтрансе России 1103

Гордость отрасли

Министр транспорта РФ Виталий Савельев вручил государственные и ведомственные награды работникам транспортной отрасли.
Речной транспорт 1125

Без альтернативы

Водный транспорт может и должен сыграть ключевую роль в эффективном транспортном балансе страны.
IT-технологии 1599

Под бдительным оком «ЭРЫ–ГЛОНАСС»

По итогам 2020 года в системе зарегистрированы более пяти миллионов автомобилей.
Автомобильные дороги 1291

Диверсификация возможна?

Перейдет ли Россия на строительство цементобетонных дорог.
Безопасность 1263

Техническое перевооружение

О старых проблемах и новых вызовах российской подземке.
Перекрестки истории 1201

По законам морского братства

Если в море затонули корабли...

Уважаемые читатели!

Сообщаем вам, что 1–й номер газеты «Транспорт России»

выйдет 14 января 2021 года.

Коллектив редакции сердечно поздравляет всех с Новым

годом и желает здоровья и счастья!

novogodnyaya kompoziciya