• декабря 24, 2020 В КРЕМЛЕ

    Подписан закон

    о требованиях к российским международным перевозчикам

  • декабря 24, 2020 В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

    Продлен срок

    программы поддержки авиакомпаний

  • декабря 24, 2020 В ГОСДУМЕ РФ

    Дорожный фонд пополнится

    за счет штрафов за нарушения законодательства о пользовании платными дорогами

  • декабря 24, 2020 917

    Хроника 21 – 27 декабря 2020 года

    Состоялось совместное заседание Коллегии и Общественного совета Федерального агентства морского и речного транспорта.

    Состоялось заседание экспертного совета по транспорту в Азиатско–Тихоокеанском регионе.

    В Минтрансе России обсудили вопросы развития дорожной отрасли Хабаровского края.

Вплавь за мечтой

Вплавь за мечтойФизподготовке будущих
специалистов в МГАВТе 
уделяется особое внимание.

Вплавь за мечтойНа современном рынке труда плавательные специальности крайне востребованы. Выучившись на судоводителя или судомеханика, можно обеспечить себе стабильный заработок. Прельщает молодежь и возможность, бороздя морские просторы, повидать другие страны. Впрочем, романтические иллюзии могут рассеяться, когда почувствуешь, сколь тяжела и ответственна работа на судне в действительности. На реке или в море молодым специалистам мало одного багажа теоретических знаний и практических навыков, нужно быть выносливыми, иметь хорошее физическое здоровье. Именно поэтому в МГАВТе физподготовке будущих специалистов уделяется особое внимание.

Шахматы на воде

От дома до места расположения секции парусного спорта МГАВТа Иван Сиволап добирается добрых пять часов. Живет он в подмосковном селе Ивановское Ступинского района. С первыми петухами студент уже на ногах. Чтобы успеть на первый автобус до поселка Михнево, без четверти шесть утра он выходит на остановку, где уже толпится народ. Едут селяне в город на работу, за покупками. А третьекурсника колледжа Московской государственной академии водного транспорта ни свет ни заря гонит из дома мечта. Сначала автобус, потом электричка, на метро доберется до Савеловского вокзала. Отсюда опять на электричке до станции Водники, где базируется парусная секция… И вот он у цели. Издалека видна мачта пришвартованной у берега «Афины». И сердце начинает биться чаще.
Конечно, выйти под парусом в Химкинское водохранилище можно будет только в конце апреля. Но и сейчас уже в Водниках можно застать руководителя секции – преподавателя кафедры физкультуры МГАВТа Михаила Бибикова и некоторых из его подопечных. Ведутся на берегу покрасочные и отделочные работы.
Отбор в секцию довольно жесткий. В первую очередь потому, что немногочисленны команды «Афины». Всего 5 человек включает мужской экипаж яхты и 6 – женский. Большинство молодых людей, занимающихся в секции, – студенты академии. Многие из них прежде не имели опыта занятий парусными видами спорта. Принимая в парусную секцию новобранцев, Михаил Бибиков в первую очередь обращает внимание на их настойчивость и упорство в достижении цели. Работа в экипаже, кроме того, требует психологической устойчивости. Физподготовка, понятное дело, также не на последнем месте. Хотя в парусном спорте совсем не обязательно обладать какими–то особыми физическими данными. Знатоки иногда называют этот вид спорта шахматами на воде – так много в нем интеллектуальной работы.

Ивана Сиволапа в секцию привел его старший брат, выпускник МГАВТа. Было это лет 6 назад. Подростку нравились книги о морских путешествиях. «Пятнадцатилетнего капитана» он перечитывал не раз. Рано научился плавать. В детстве, бывало, на спор переплывал озеро Глубокое, расположенное вблизи родного села. Пример брата, получившего в академии специальность кораблестроителя, его вдохновил. В 13 лет Ваня впервые приехал в Водники. Теперь он чувствует «Афину», словно живую. В считаные секунды может заставить ее совершить разворот. Конечно, делается все это не в одиночку, и от слаженных действий экипажа зависит, как быстро яхта совершит сложный маневр, не потеряет ли при этом скорость. «Главное – все делать быстро и слаженно, знать, за какую веревочку дергать, – смеется Иван. – Ведь в суматохе можно и ошибиться. Но лучше промахов не допускать: времени много потеряешь и отстанешь от соперников».
Оценить свои возможности яхтсменам помогают соревнования. Два года подряд они участвовали в регатах на Жигулевском водохранилище, близ Тольятти. Заняли второе и третье места. А в сентябре 2012 года воспитанникам парусной секции посчастливилось стать участниками международных соревнований во Франции. Иван Сиволап и еще двое студентов с судомеханического факультета МГАВТа вошли в состав экипажа. «Мы начали в Марселе, а закончили недалеко от Канн, – с удовольствием вспоминает Иван. – В тренировочной гонке наша яхта пришла первой, а в двух последних мы были вторыми, буквально нескольких метров не хватило до победы».
Состязаниям предшествуют тренировки. С апреля по октябрь «Афина» рассекает гладь подмосковных водохранилищ. Физически парни хорошо подготовлены. Участники соревнований во Франции владеют горнолыжными видами спорта, один из яхтсменов является инструктором по дайвингу, другой преуспел в велосипедном спорте. Есть в секции и девушки. Слабый пол формирует отдельный экипаж для участия в соревнованиях. Несмотря на кажущуюся хрупкость, девчата не уступают парням в управлении яхтой.
Этому красивому виду спорта, культивируемому в МГАВТе, безусловно, нужна материальная поддержка. Родная академия, конечно, помогает, чем может. В прошлом году были, наконец, выделены средства на ремонт яхты. Но выезды на регаты стоят немалых денег. Хорошо, что не забывают альма–матер ее бывшие выпускники.

Не женское дело?

Не только парусный спорт популярен в МГАВТе. Всего в вузе действуют более 10 спортивных секций: по футболу, волейболу, теннису, атлетической гимнастике и другие. Физическая подготовка для студентов академии важна, этого требует специфика профессий. К здоровью молодых людей предъявляются определенные требования уже при поступлении в вуз. Если у вас, к примеру, сильная близорукость или проблемы с вестибулярным аппаратом, то на некоторые специальности попросту не пройдете отбор. В дальнейшем же студенты, будущие профессии которых связаны с непосредственной работой на судне, перед каждой плавательной практикой проходят углубленную медицинскую комиссию.
Всего у МГАВТа три спортивных зала, в которых под руководством опытных преподавателей регулярно занимаются студенты. Инвентарем и спортивными снарядами они обеспечены. Неплохо было бы, мечтают преподаватели и студенты, если б со временем появился у вуза один большой современный тренажерный зал с зеркалами. Кстати, подходящее вместительное помещение в основном корпусе МГАВТа на Новоданиловской набережной для него имеется, а вот тренажеров нет. Обращались по этому поводу в управление физической культуры и спорта Южного административного округа Москвы. Там обещали помочь, но, как это часто бывает, слова своего не сдержали.
Ну а самой физкультуре в учебном расписании отведено не менее трех–четырех часов в неделю. Кроме того, согласно спортивной программе около 20–25% часов отводится так называемой профессионально–прикладной физической подготовке. Студенты тренируются зимой в спортзалах, а в теплое время года на открытых спортивных сооружениях в специально оборудованном тренировочном городке. Здесь они бегают по буму, занимаются на подвесных лестницах и канатах, пролезают в «трюмные люки», учатся крепить на кнехты швартовные тросы.
Нередко участвуют в таких тренировках и девушки. Причем некоторые из них дают фору парням. Год от года число представительниц прекрасного пола, поступающих в вуз, растет, отмечает заведующий кафедрой физвоспитания МГАВТа Николай Лакеев. Что удивительно, встречаются девушки даже на судоводительском факультете. Хотя традиционно на плавсостав идут учиться в основном парни. Уж больно не женские это профессии: работая на судах, придется нести ночные вахты, тягать грузы, выполнять авральные работы. Так что капитан корабля сто раз подумает, прежде чем взять в экипаж девушку, к примеру, рулевым мотористом.
Обо всем этом второкурсница колледжа МГАВТа Ингрида Самуолите, которая учится на техника–судоводителя, еще не задумывалась. В свободное от учебы время девушка занимается тайским боксом, фитнесом, танцами, до этого много лет увлекалась большим теннисом. С тринадцати лет Ингрида посещает Московский городской детский морской центр имени Петра Великого, не раз участвовала во всевозможных походах на учебных судах «Ленинград» и «Ласточка», проходила плавательные практики. В морском центре под руководством опытных педагогов–моряков будущие судоводители постигают премудрости навигации – изучают приборы, морские карты, учатся прокладывать курс корабля, определять его местонахождение в море. Не мудрено, что многие подростки впоследствии продолжают обучение в МГАВТе.

Как рыбав воде

По словам заведующего отделением судомеханического и судоводительского факультетов колледжаМГАВТа Александра Золотова, к плавательной практике нельзя допускать студента, не подготовленного физически и психологически. Например, не умеющего плавать. Контроль за этим строгий. Поэтому молодые люди, обучающиеся на этих факультетах, в воде чувствуют себя вполне уверенно. Но есть в академии и такие студенты, для которых плавание стало очень серьезным увлечением.
Первокурсник факультета эксплуатации флота МГАВТа Иван Чериков плаванием занимается с шести лет. Держаться на воде научился в деревенском пруду. Теперь Иван – опытный пловец, не раз отстаивал честь МГАВТа на спартакиаде студентов транспортных вузов России и других серьезных соревнованиях, нередко занимал там призовые места. Распорядок дня у Ивана очень плотный: утром в течение трех часов он занимается в бассейне, расположенном недалеко от дома, потом мчится на занятия в вуз, а вечером – еще несколько часов в бассейне. Всего получается около восьми–десяти тренировок в неделю. Личный рекорд Ивана Черикова впечатляет – от получения разряда кандидата в мастера спорта его отделяют всего несколько сотых секунды. Возможно, Иван унаследовал волевые черты характера от отца, отдавшего полжизни службе на подводной лодке.
В МГАВТе тренировкам по плаванию отводится 36–40 часов в семестр. Студенты сдают нормативы, учатся надевать гидрокостюм под водой, нырять и доставать со дна бассейна различные предметы.
Есть у вуза проблема, о которой рассказал заведующий кафедрой физвоспитания МГАВТа Николай Лакеев:  будущие специалисты морского и речного флота уже второй год не могут заниматься плаванием в собственном бассейне, он закрыт на ремонт. Вопрос о капитальном ремонте сооружения, построенного более полувека назад, назрел давно. Отходит от стен облицовочная плитка, проржавели изношенные трубы, плохо работает вентиляционная система и т. д. Поскольку для многих специальностей вуза плавание – неотъемлемая часть профессиональной подготовки, занятия студентов временно пришлось переместить в учебно–плавательный бассейн ФБУ «Подводречстрой». Посещение же городских бассейнов сильно бьет по карману. Поплавать час в столичном бассейне стоит 400–500  рублей, то есть треть стипендии. Но, похоже, мытарствам студентов скоро придет конец. К началу нового учебного года ремонт вузовского бассейна обещают завершить. По словам первого проректора МГАВТа Александра Галая, этот вопрос находится на контроле руководства вуза.
P.S. А как обстоят дела с физкультурой и спортом в вашем учебном заведении? Есть ли условия для занятий? Какой вид спорта наиболее популярен среди ваших студентов? Пишите нам! Наиболее интересные заметки мы обязательно опубликуем.

18.04.2013

№ 52 (1171) 21 – 27 декабря 2020 года

В Минтрансе России 1103

Гордость отрасли

Министр транспорта РФ Виталий Савельев вручил государственные и ведомственные награды работникам транспортной отрасли.
Речной транспорт 1125

Без альтернативы

Водный транспорт может и должен сыграть ключевую роль в эффективном транспортном балансе страны.
IT-технологии 1599

Под бдительным оком «ЭРЫ–ГЛОНАСС»

По итогам 2020 года в системе зарегистрированы более пяти миллионов автомобилей.
Автомобильные дороги 1291

Диверсификация возможна?

Перейдет ли Россия на строительство цементобетонных дорог.
Безопасность 1263

Техническое перевооружение

О старых проблемах и новых вызовах российской подземке.
Перекрестки истории 1201

По законам морского братства

Если в море затонули корабли...

Уважаемые читатели!

Сообщаем вам, что 1–й номер газеты «Транспорт России»

выйдет 14 января 2021 года.

Коллектив редакции сердечно поздравляет всех с Новым

годом и желает здоровья и счастья!

novogodnyaya kompoziciya