Тахографы помогут в борьбе
с их нещадной эксплуатацией.
С 1 апреля 2015 года все грузовые автомобили массой до 12 тонн, используемые для коммерческих перевозок, должны быть оснащены тахографами – устройствами, контролирующими режим труда и отдыха водителей. За отсутствие тахографа – штраф. Незадолго до начала нового этапа, связанного с оснащением транспортных средств тахографами, экспертный центр «Движение без опасности» организовал и провел пресс–конференцию «Безопасность и эффективность грузопассажирских перевозок в России: проблемы и перспективы».
Оснащение своих транспортных средств тахографами входит в обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей согласно ст. 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения». Год назад начала действовать административная ответственность за отсутствие тахографа на борту и за нарушение водителем режима труда и отдыха.
Сегодня тахографы должны быть установлены на всех грузовых машинах категории № 3, а также № 2, перевозящих опасные грузы. Эти приборы контроля обязательны и для пассажирских автобусов категорий М2 и М3, кроме маршрутов городских и пригородных регулярных перевозок. Под эти категории подпадает до 40% всего транспорта, осуществляющего грузопассажирские перевозки. Между тем с апреля и до конца 2014 года в России было привлечено к ответственности более 170 тыс. водителей и должностных лиц за нарушение правил использования тахографов. За два месяца 2015 года к ответственности привлечено еще порядка 60 тыс. водителей.
– У нас сегодня транспортных средств, подпадающих под обязательное оснащение тахографами с 1 апреля нынешнего года, более 700 тыс., – сказал заместитель начальника отдела технического надзора ГУ МВД ОБДД Сергей Чипурин. – Так что работы много, и вести ее надо активно. При этом ответственные лица должны понимать, что приобретение и установка тахографа – это не финансовая нагрузка на них. Прибор необходим для обеспечения безопасности дорожного движения. Благодаря ему можно
предотвратить тяжкие последствия, которые наступают при ДТП.
В свою очередь директор по развитию ЗАО «Атлас–Карт» Виктор Прокопенко рассказал об истории российской системы тахографии с 1996 года до настоящего времени. Он подчеркнул, что порядок оснащения транспортных средств тахографами и требования к ним урегулированы приказами Министерства транспорта Российской Федерации
№ 36 и № 273.
Заместитель генерального директора ФБУ «Росавтотранс» Армен Хачатрян рассказал о работе по совершенствованию системы тахографии в России. В частности, 1 января 2015 года был принят технический регламент Таможенного союза 018/2011, который определяет порядок прохождения процедур сертификации и допуска автокомпонентов. В документ еще будут вноситься поправки. Уже сейчас готовится третий пакет изменений, который должен быть одобрен тремя сторонами – Россией, Белоруссией и Казахстаном. Ведется доработка и приказа Министерства транспорта Российской Федерации № 273.
О пробелах, существующих в российской тахографии, рассказал заместитель председателя Комитета Госдумы по транспорту Александр Старовойтов. Он, в частности, отметил, что до сих пор не урегулирован вопрос оснащения тахографом транспортного средства с его производителем.
– Кроме того, владелец транспортного средства, который обязан оснастить его тахографом в мастерской, становится, по сути дела, заложником ситуации, так как не имеет возможности оценить квалификацию и качество работы этих мастерских, – заявил Александр Старовойтов. – Фактически любая организация при подаче соответствующего заявления в ФБУ «Росавтотранс» может быть включена в перечень этих мастерских.
Депутат отметил, что сегодня отсутствуют нормативные акты, определяющие процедуру сертификации тахографа на предмет его соответствия техническим требованиям. Имеется в виду процедура, предусматривающая испытания тахографов на соответствие требованиям Технического регламента таможенного союза.
– В настоящее время законодательством не закреплены за компетентными органами полномочия по выработке единой государственной политики в вопросах проведения контроля за соблюдением водителями режимов труда и отдыха, – отметил Александр Старовойтов. – Отсутствует утвержденный административный регламент и не определены полномочия инспектора при проведении проверки, а также нет перечня документов, необходимых для этой процедуры.
Как было отмечено, контролирующие организации могут проверить лишь сам факт наличия тахографа в автомобиле, а не то, насколько водитель устал, как давно он отдыхал и не уснет ли он вскоре за рулем.
Большой проблемой является и отсутствие на дорогах России охраняемых стоянок и оборудованных мест для полноценного отдыха водителей. В качестве примера депутат привел ряд отдаленных муниципальных образований, где существует серьезная проблема с трудоустройством, что создает криминогенную обстановку.
– Водители с ужасом думают о том, что может случиться, если им придется останавливаться без охраны на участках трассы, вблизи которой находятся поселки такого рода, – подчеркнул Александр Старовойтов. – Так что создание инфраструктуры для дальнобойщиков необходимо в самые кратчайшие сроки.
К теме мастерских, о которых упомянул депутат Госдумы, обратился и президент Ассоциации мастерских по техническим средствам контроля Алексей Ческидов. По его словам, в России сегодня зарегистрировано порядка тысячи мастерских, но далеко не все они загружены работой.
– Однако очереди в эти мастерские появляются, как только юридических лиц и индивидуальных предпринимателей начинают массово штрафовать, – подчеркнул Алексей Ческидов. – Вероятно, те 10–20% среднетоннажных автомобилей, владельцы которых являются нашими клиентами, но до сих пор тахографами так и не обзавелись, ждут, когда на них будут наложены штрафные санкции. И тогда они появятся в мастерских для оснащения своих машин контрольными устройствами.
Заместитель генерального директора по развитию ООО «Континентал Аутомотив РУС» Дмитрий Батаков рассказал об истории тахографии в мире. Он отметил, что эра тахографии началась в 1929 году с создания в Европе механических устройств для тарификации времени, которое водитель проводил за рулем, что являлось основным фактором при начислении ему зарплаты. Со временем устройство получило вид нынешнего тахографа, появились цифровые технологии.
– После появления законодательной базы в Российской Федерации наше предприятие разработало и стало производить цифровой тахограф, полностью соответствующий российскому законодательству, – сказал Дмитрий Батаков. – Мы стремились создать надежное устройство, которое бы органично вписывалось в автомобильную архитектуру и одновременно было удобным в эксплуатации.
Сравнивая статистику аварийности в Европе и в России, Дмитрий Батаков подчеркнул, что в европейских странах, где цифровая тахография используется давно, аварийность за это время уменьшилась на 55% и на 22% сократилась смертность. К сожалению, в России в силу недавнего начала использования тахографов оценить их эффективность пока не представляется возможным. Должно пройти время, чтобы стало понятно, как тахография повлияла на безопасность движения.
Вопросам аварийности на дорогах и борьбы с ней уделил внимание и директор федерального автономного учреждения «Отраслевой научно–методический центр» Вячеслав Максимычев. Он отметил, что, несмотря на постоянное техническое совершенствование автомобилей и их компонентов, более 80% аварий происходят из–за человеческого фактора.
– Число грузовых транспортных средств, принадлежащих юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, почти равно, – подчеркнул Вячеслав Максимычев, – но аварийность у «частников» на порядок выше. Причина в качестве подготовки водителей. Если в транспортных предприятиях водителей инструктируют, организуют предрейсовый медосмотр, то физические лица не заинтересованы в такой работе. В том числе и в обучении водителя работе с тахографом. Отсюда и большое количество аварий.
Между тем научить водителя пользоваться контрольным устройством не составляет большого труда. Ликбез проводится в течение одного дня. Чуть больше времени для подготовки предусмотрено для представителей транспортных организаций, которые осуществляют внутрипроизводственный контроль перевозок.
Валерий БУДУМЯН,
обозреватель «ТР»
Фото автора
2.04.2015