Экстремальная жара стала суровым испытанием для центральных регионов страны, в том числе для Москвы и области. Небывало тяжелые погодные условия вмешались и в работу транспортников.
Под землей
Несмотря на массированную атаку смога, без серьезных сбоев сработал Московский метрополитен. При этом надо учитывать, что температурные условия работы столичного метро рассчитаны на климат средней полосы России со среднемесячной максимальной температурой не выше 22,6 градуса и, соответственно, максимально допустимой в метро температурой в 28 градусов.
Вся вентиляция в метро принудительная – это более 400 точек воздухозабора и воздуховыброса, ежечасно во всей подземке происходит трехкратная смена воздуха.
Вентиляция переведена на специальный режим работы, когда в дневное время снижается приток и увеличивается объем выброса воздуха из метро, тем самым обеспечивая проветривание. После 22 часов вся вентиляция переключается на максимальный приток, чтобы охладить перегретый метрополитен более прохладным вечерним и ночным воздухом.
Все эти действия происходят под наблюдением лаборатории контроля климата, которая постоянно отслеживает изменения и дает соответствующие рекомендации по изменению работы вентиляционной системы.
Но, может быть, лучший вариант – оборудовать метрополитен системой кондиционирования? Проблема в том, что метрополитены данного типа построены по принципу открытой незамкнутой системы, где идет свободный воздухообмен. На станциях, в переходах и вестибюлях охлаждать воздух нет смысла – он там не держится и «гуляет» в виде сквозняков, либо выходя сразу на улицу, либо уходя в тоннели. Можно, конечно, закрыть гигантскими блоками все помещения метро, но это потребует размещения специальных охлаждающих станций на поверхности. Получаем в результате огромные капитальные затраты, на которые, тем более в условиях кризиса, никто не пойдет.
Таким образом, единственным способом обеспечить комфорт пассажиров остается оборудование подвижного состава (где человек проводит больше времени, чем на хорошо продуваемых станциях) системами принудительной вентиляции и климат–контроля. На сегодняшний день 20% составов (110 из 530), ежедневно выходящих на линию, оборудованы либо тем, либо другим. 4% от всего подвижного состава имеют кондиционеры. Начиная с этого года идут закупки вагонов только с такими системами. По итогам следующего года планируется довести количество вагонов с кондиционерами до 10%.
Усилен контроль за состоянием машинистов, на линейных пунктах увеличено число запасных бригад, проводится дополнительный выборочный медосмотр в течение смены.
Особое внимание уделяется организации работы машинистов электропоездов. Созданы резервные бригады для подмены машинистов, почувствовавших недомогание.
На всех станциях метрополитена пассажиры могут обращаться за помощью к дежурной по станции. Для оказания первой медицинской помощи у дежурной имеется аптечка, при необходимости она может вызвать медицинского работника и скорую помощь.
На земле
Жара и смог внесли коррективы в работу наземного городского транспорта. Чтобы водители автобусов и троллейбусов не переутомлялись за рулем, им сократили рабочий день. Так, Департаментом транспорта и связи Москвы в условиях аномальной жары и сложной экологической обстановки для водителей автобусов, троллейбусов и трамваев предусмотрена возможность сокращения рабочей смены или освобождения от работы на линии в случаях жалоб на плохое самочувствие. При этом сокращение часов работы водителей никак не отразилось на графике движения общественного транспорта.
Чтобы не подвергать опасности здоровье водителей автобусов, трамваев и троллейбусов, столичные власти приняли решение на период сложной экологической ситуации в городе усилить медицинскую проверку перед выходом на линию, а также сократить время их пребывания на маршруте в зависимости от самочувствия. Если в дороге водителю стало плохо или он устал, его сразу снимут с маршрута и оставшиеся рейсы поручат сделать другому.
Подобное решение столичные власти вынуждены были принять в связи с тем, что на наземном городском транспорте отсутствуют системы охлаждения воздуха или кондиционирования. А принудительное открывание вентиляционных люков и форточек, включение системы вентилирования воздуха, если оно есть, градус в кабине и салоне сбивает слабо, особенно в дневные часы.
Единственный вид городского общественного транспорта, где есть охлаждающие системы и где комфортно и водителю, и пассажирам, – это новые микроавтобусы «Фиат», закупленные специально для ГУП «Мосгортранс». Сейчас из 242 машин, курсирующих по городу, кондиционерами оснащена половина. Впредь же решено закупать только автомобили с системами охлаждения салона. В ближайшее время на линию дополнительно выйдут 200 таких машин.
При обращении пассажиров, почувствовавших себя плохо, водители обязаны оказывать содействие в вызове скорой медицинской помощи через центральную диспетчерскую ГУП «Мосгортранс». На всех конечных станциях для водителей обеспечен запас питьевой воды, при выпуске подвижного состава на линию открываются все вентиляционные люки и форточки, включается принудительная вентиляция в салонах при наличии вентиляторов.
Над землей
Повышенное внимание СМИ вызвала ситуация с авиаперевозками. И не случайно министр транспорта РФ Игорь Левитин в начале августа провел совещание, на котором обсуждалась ситуация, сложившаяся в аэропортах Московского авиационного узла в связи с неблагоприятными метеоусловиями.
Игорь Левитин обратил внимание Росавиации на необходимость ужесточения требований к парку воздушных судов и квалификации пилотов по допуску к выполнению полетов. В частности, все воздушные суда должны иметь навигационное оборудование, позволяющее выполнять полеты в сложных метеоусловиях.
Министр отметил, что отсутствие такого оборудования, а также недостаточная квалификация пилотов региональных авиакомпаний стали одной из причин ухода значительного количества рейсов на запасные аэродромы.
«При этом полеты зарубежных перевозчиков, а также российских авиакомпаний, имеющих соответствующим образом оборудованные воздушные суда и высококвалифицированный летный состав, осуществлялись в соответствии с расписанием во все аэропорты Московского авиационного узла», – отметил глава Минтранса.
На 70% авиапарк отечественных перевозчиков укомплектован лайнерами иностранного производства. И спецоборудование для сложных метеоусловий у них входит в базовую комплектацию. Поэтому остается укомплектовать таким оборудованием отечественные лайнеры, которыми пользуются региональные авиакомпании. При должном финансировании можно было бы на старые самолеты, даже советского производства, поставить навигационное оборудование для работы в сложных метеоусловиях. Необходимо привести наши аэропорты в соответствие с международными требованиями и обеспечить возможность слепой посадки.
Напомним, что не один день из–за сильного задымления московские аэропорты работали по фактической погоде. Согласно общемировым правилам в таких условиях командир экипажа сам принимает решение – совершать посадку в данном аэропорту или уходить на запасной вне зависимости от того оборудования, которым укомплектован самолет.
Тем не менее отметим, что, несмотря на экстремальные условия, авиаперевозчики и работники аэропортов свою работу выполняли.
На рельсах
Российские железные дороги не только обеспечивали вопреки пожарам и дыму пассажирские и грузовые перевозки, но и активно участвовали в борьбе с огнем. Железнодорожники в связи со сложной ситуацией с лесо–торфяными пожарами в центральной России включили в состав пожарных поездов дополнительные цистерны с водой. На Московской магистрали, обслуживающей 11 регионов Центрального федерального округа, экипажи спецпоездов работают в напряженном режиме, в их состав включены медики. Пожарные поезда выезжают на ликвидацию очагов возгорания. Для более эффективной работы составов к ним прикреплены дополнительные цистерны, наполненные водой.
Кроме того, трактора, приписанные к восстановительным поездам, направлены на работы по опашке зданий, устройств инфраструктуры, тяговых подстанций, полос отвода.
Путейцам, энергетикам, работающим в условиях задымления на открытом воздухе, выдаются специальные респираторы, защищающие от пыли, дыма и иных продуктов горения. Для пассажиров на вокзалах и в пригородных электропоездах столичной магистрали представлена визуальная и аудиоинформация о соблюдении правил пожарной безопасности.
Обеспечена повышенная готовность восстановительных поездов. На каждом предприятии, рабочем месте вывешены памятки о действии работников в условиях особого режима пожарной безопасности и медицинские рекомендации.
* * *
Оперативное реагирование на изменение ситуации, профессионализм и стойкость транспортников позволили им без серьезных сбоев обеспечить перевозку пассажиров и грузов в непростых условиях.
Вячеслав ЛОБОВ,
обозреватель «ТР»