Министр транспорта РФ Игорь Левитин и министр финансов РФ Алексей Кудрин провели брифинг, посвященный решению о создании федерального и региональных дорожных фондов Российской Федерации.
Накануне брифинга председатель Правительства РФ Владимир Путин одобрил предложения министра транспорта и министра финансов по образованию дорожных фондов. Два министра договорились зафиксировать в бюджете на 2011 год уровень расходов, достигнутый в 2010 году, и увеличить его на сумму акцизов, которые будут постепенно поступать для пополнения федерального фонда.
По словам Алексей Кудрина, объем Федерального дорожного фонда в 2011 году составит 377 миллиардов рублей, в 2012 – 348 миллиардов, в 2013 году – 408 миллиардов. «За три года объем средств, направленных на содержание и строительство дорог, увеличится на 60%. Основным источником дополнительного пополнения будет постепенное повышение акцизов на бензин на один рубль в год». При этом Алексей Кудрин уточнил, что региональный дорожный фонд в 2011 году суммарно будет составлять 82,9 миллиарда рублей (34 миллиарда рублей будут использованы для ремонта дорог крупных городов), в 2012 – 170 миллиардов рублей (87 миллиардов руб-лей поступят в крупные города), в 2013 – 279 миллиардов рублей (139 миллиардов рублей – на ремонт дорог в крупных городах).
«Мы считаем, что нужно скорректировать ставки транспортного налога. Субъекты Федерации попросили не принимать на федеральном уровне запрет на этот налог, а оставить за ними последнее слово», – пояснил Алексей Кудрин. Правительство устанавливает только базовые ставки, которые регионы могут менять в 10 раз в сторону повышения и в 10 раз в сторону понижения. «Тем не менее на федеральном уровне мы приняли решение понизить ставки этого налога в два раза, и от этого уровня субъекты могут определять ставки. Принято решение на автомобили до 150 л.с. разрешить субъектам Федерации отменить ставки транспортного налога», – сказал Алексей Кудрин.
Министр транспорта РФ Игорь Левитин обратил внимание журналистов на то, что Федеральный дорожный фонд будет пополняться не только за счет акцизов. Кроме тех источников финансирования, которые перечислил глава Минфина, Игорь Левитин предложил прибавить еще несколько. «Мы планируем ввести сборы с автомобилей массой свыше 12 тонн, сборы с иностранных перевозчиков, которые транзитом проезжают через Российскую Федерацию, и с провоза тяжеловесных и негабаритных грузов», – заявил Игорь Левитин. По его словам, организация Федерального дорожного фонда позволит до 2015 года выйти на уровень 85%–ного финансирования содержания автодорог (сегодня этот показатель составляет 30–32%). Практически вся федеральная сеть автодорог будет приведена в нормативное состояние.
Глава Минтранса отметил, что средства фонда составляют огромную цифру, и необходим более эффективный контроль за их расходованием. Для этого к концу 2010 года будут изменены нормы в дорожном строительстве, ряд банков подключатся к программе финансового контроля за строительством дорог. Еще одна мера, которая направлена на повышение эффективности использования финансовых средств, состоит в разделении стоимости подготовки территорий (выкуп земли, расселение жителей, перенос коммуникаций) и самой стоимости дорог. «Те источники финансирования, которые поступят в Федеральный дорожный фонд, позволят нам до 2015 года выполнить задачи, которые стоят в ФЦП «Развитие транспортной системы Российской Федерации на период 2010–2015 годы», – заявил Игорь Левитин.
Алексей КАЗАКОВ,
обозреватель «ТР»