• декабря 24, 2020 В КРЕМЛЕ

    Подписан закон

    о требованиях к российским международным перевозчикам

  • декабря 24, 2020 В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

    Продлен срок

    программы поддержки авиакомпаний

  • декабря 24, 2020 В ГОСДУМЕ РФ

    Дорожный фонд пополнится

    за счет штрафов за нарушения законодательства о пользовании платными дорогами

  • декабря 24, 2020 922

    Хроника 21 – 27 декабря 2020 года

    Состоялось совместное заседание Коллегии и Общественного совета Федерального агентства морского и речного транспорта.

    Состоялось заседание экспертного совета по транспорту в Азиатско–Тихоокеанском регионе.

    В Минтрансе России обсудили вопросы развития дорожной отрасли Хабаровского края.

Проектам – реализацию

6_s.jpg
Президент России провел совещание по вопросу развития транспортной инфраструктуры Юга России.

6.jpgНа совещании обсуждался комплекс вопросов, связанных с модернизацией и развитием транспортной доступности южных регионов страны, в том числе Крымского полуострова.
Перед совещанием президент с вертолета осмотрел ряд объектов транспортной инфраструктуры Южного федерального округа и посетил нефтеперевалочный комплекс «Шесхарис», где принял участие в мероприятии по вводу в эксплуатацию технологического тоннеля.
– Только что мы осмотрели транспортные объекты Керченского пролива. Отмечу, что паромная переправа стала действовать лучше. Во всяком случае таких очередей, какие были в прошлом году, уже нет. Я хочу поблагодарить руководство Крыма за организацию работы на этом участке, – с этих слов Владимир Путин начал совещание.
Вместе с тем президент отметил, что очень многое еще, безусловно, предстоит сделать – и прежде всего повысить качество обслуживания на переправе.
– Людям должны быть созданы максимальные удобства. Особенно, конечно, нужно подумать о пожилых пассажирах, семьях с детьми, инвалидах, – подчеркнул глава государства.
Продолжая разговор, Владимир Путин отметил, что в ближайшие годы потребуется серьезно модернизировать порты и припортовую инфраструктуру Юга России с учетом общих транспортных потоков, проходящих через территорию нашей страны, а также принимая во внимание развитие других портов, в том числе расположенных на Северо–Западе и Севере страны.
Роль южных ворот России во внешнеторговом обороте и транзите уверенно растет. По итогам 2014 года по сравнению с 2013–м грузооборот в южных портах увеличился более чем на 11% и вместе с крымскими портами составил почти 200 млн тонн грузов. Это почти треть общероссийских грузопотоков – всего 624 млн тонн.
Соответственно повысилась и загруженность железнодорожных путей, обеспечивающих терминалы и причалы. В прошлом году перевезено на 8% больше грузов, чем в 2013–м. В абсолютных цифрах – порядка 68 млн тонн.
Озвучивая эти цифры, Владимир Путин подчеркнул, что важно последовательно укреплять и наращивать транспортный потенциал Юга России, и прежде всего увеличивать пропускную способность портовой и обеспечивающей порты инфраструктуры.
– Эффективная транспортная сеть придаст новый импульс развитию южных территорий и всей страны, расширит возможности для региональной и международной кооперации; она стимулирует мобильность населения, что очень важно для экономики в целом, и, конечно, повысит конкурентоспособность России, усилит ее позиции как значимого звена в системе глобальных транспортных маршрутов, – заявил президент.
Глава государства напомнил, что год назад на совещании в Новороссийске был намечен ряд первоочередных мер по развитию портов Азово–Черноморского бассейна, и эти меры реализуются. Так, морские порты Крыма постепенно интегрируются в транспортную систему России, модернизируется ряд железнодорожных участков. С конца апреля началось строительство подходов к мосту через Керченский пролив.
– Сейчас для каждого порта Юга России важно определить оптимальное сочетание инфраструктуры, чтобы не допустить возникновения узких мест, произвести максимально точный расчет загрузки как текущей, так и на перспективу. Нужно разработать как оптимистические, так и консервативные прогнозы, учесть в них все экономические показатели и факторы – и, конечно, интересы бизнеса, – подчеркнул президент.
По словам главы государства, реализовать намеченные планы без модернизации подъездной автомобильной и железнодорожной инфраструктуры невозможно. До 2020 года это приоритетная задача по данному направлению. Прежде всего строительство обходных путей для Краснодарского железнодорожного узла. Как заявил Владимир Путин, нужно серьезно подумать, как оптимально увеличить пропускную способность железнодорожной сети, как синхронизировать эту работу с развитием портов и автодорожной инфраструктуры.
– Строительство Керченского моста, в целом развитие железнодорожной и другой транспортной инфраструктуры Юга России требует значительных финансовых вложений. Между тем наши бюджетные возможности, как всегда, ограничены. Поэтому нужно думать о том, как стимулировать дополнительные инвестиции и одновременно повысить ответственность инвесторов за взятые обязательства, чтобы начатые проекты не превращались в долгострой, – заключил Владимир Путин.
С докладом на совещании выступил министр транспорта РФ Максим Соколов.
Как сообщил министр, сегодня в России 67 морских портов, на которых, по результатам прошлого года, обрабатывается почти 625 млн тонн различных грузов. За последние 15 лет объем перевалки грузов вырос в 3,5 раза, и в 2014 году из общего объема перевалки сухие грузы составили 293 млн тонн, наливные – 331. По итогам первого полугодия 2015 года объем перевалки грузов в морских портах растет примерно на 3,5%.
Что касается Азово–Черноморского бассейна, то здесь расположены 17 российских портов, по суммарному грузообороту бассейн занимает второе место после Балтийского. По количественным показателям по нефтеналивным грузам имеется хороший запас. По сухим перегрузочным мощностям запас практически отсутствует, и начиная с 2020 года возникнет дефицит сначала в объеме 17 млн тонн, а в соответствии с прогнозами – увеличение к 2025–2030 годам до 70 млн тонн.
По прогнозным оценкам, объем перевалки грузов в портах бассейна в 2020 году увеличится до 281 млн тонн, а к 2030–му – возрастет более чем до 300 млн тонн. Наибольшую долю в общем объеме занимал и будет занимать порт Новороссийск, свыше 60%. При этом основная доля грузов, которые обрабатываются, порядка 70%, это нефть и нефтепродукты.
– К 2020 году мы прогнозируем увеличение перевалки грузов в размере 86 млн тонн, в том числе сухих грузов на 48 млн тонн и наливных грузов, об этом тоже сегодня говорилось, на 38 млн тонн, в том числе за счет ввода в эксплуатацию первой очереди развития терминалов компаний «АТЭК» и «Тамань». Увеличение объемов перевалки наливных грузов в порту Новороссийск прогнозируется на терминале «Шесхарис» на 25 млн тонн и на терминале АТЭК – на 13 млн тонн, – заявил Максим Соколов.
Он отметил, что в последнее время наблюдается устойчивая тенденция к использованию крупнотоннажных судов, которые, естественно, позволяют существенно снизить стоимость перевалки морских грузов, их транспортировки и повысить конкурентоспособность товаров на мировых рынках. И крупнейшие страны: и экспортеры, и импортеры массовых грузов – развивают соответствующую портовую инфраструктуру. В первую очередь это выражается в глубинах, длине причальных стенок и качестве самих акваторий портов, защищенных от внешних негативных воздействий.
По словам министра, сегодня обработка крупнотоннажных судов требует глубин от 17 до
22 м. К сожалению, такие глубоководные порты на территории России практически отсутствуют. Это лишь порты Восточный на Дальнем Востоке, Приморск, Новороссийск, Усть–Луга. Таких портов, за исключением нефтеналивных, в Азово–Черноморском бассейне нет вообще. И, конечно, это снижает конкурентоспособность российских производителей по сравнению с крупнейшими странами Юго–Восточной Азии, Индии, Южной Америки.
Продолжая доклад, министр отметил, что объем грузопотоков в направлении портов Азово–Черноморского бассейна железнодорожным транспортом в 2014 году составил 68 млн тонн. Ожидаемое увеличение к 2020 году дополнительно даст еще порядка 60 млн тонн, а к 2025 году – до 80 млн тонн. Таким образом, суммарный грузопоток портов бассейна составит порядка 140 млн тонн. Это будет обеспечено в основном за счет угля, рудных грузов, нефтепродуктов, зерна, удобрений и серы. Одновременно провозная способность железных дорог в направлении указанных портов может быть увеличена за счет использования тяжеловесных составов после реконструкции соответствующих подъездных путей, перераспределения части наливных грузов в трубопроводную систему и за счет переключения грузопотоков из малых портов бассейна в порты глубоководные, лидеры бассейна.
По мнению Максима Соколова, прирост провозной способности может составить уже к 2020 году 74 и 80 млн – к 2025 году. Эта дополнительная провозная способность железнодорожным транспортом обеспечивается за счет двух основных проектов: реконструкция Воронежского хода и так называемой Волжской аркады и реконструкция Краснодарского железнодорожного узла. Общий объем финансирования указанных мероприятий составляет 166 млрд руб., в том числе за счет средств федеральной целевой программы, то есть бюджетных средств, 88 млрд руб.
При этом в рамках мероприятий по комплексной реконструкции участка Максим Горький – Тихорецкая – Крымская с обходом Краснодарского узла по двум ближайшим бюджетным годам тех лимитов, которые были доведены Министерству транспорта РФ со стороны Минфина, недостаточно: этот дефицит составляет примерно 35 млрд руб. И, конечно же, нерешенность этого вопроса может отразиться не только на увеличении провозной способности, но и в дальнейшем сказаться уже и на пассажиропотоке, потому что практически поезда идут по одному ходу.
Глава Минтранса привел сравнительные показатели трех основных проектов развития мощностей портов Азово–Черноморского бассейна: это порт Тамань, проекты компании «АТЭК» в том же порту Тамань и проекты развития порта Новороссийск. Объем инвестиций создания сухогрузного района порта Тамань и перспективный грузооборот номенклатурой определены на основании прошедшей государственную экспертизу проектно–сметной документации и подтверждены независимыми международными консультантами, такими как Price Waterhouse. По проектам компании «АТЭК» также имеется проектная документация в части терминала навалочных грузов, по другим объектам сейчас идет проектирование. По проектам развития терминала порта Новороссийск пока в полном объеме проектная документация не разработана.
В сухогрузном районе порта Тамань и на терминалах компании «АТЭК» планируется эксплуатировать суда с максимальной проектной осадкой 18 м, это как раз в полном объеме соответствует современным тенденциям, в Новороссийске – 16,5 м. Сухогрузный порт Тамань практически не будет иметь погодных ограничений, поскольку он будет защищен волнозащитными сооружениями. Сегодня и в Новороссийске, и на терминалах АТЭК в Тамани, к сожалению, из–за погодных условий 365 дней в году работать не получается, есть определенные ограничения (в среднем там 50 дней в году).
Сухогрузный район порта Тамань и терминалы компании находятся вне территории населенных пунктов, что соответствует современным тенденциям. И безусловным фактором, который сегодня может влиять на перспективы развития порта Новороссийск, являются экология и повышение нагрузки на улично–дорожную сеть муниципального образования город Новороссийск. При условии реализации всех мероприятий по развитию Воронежского хода и Волжской аркады, железнодорожных подходов все порты будут обеспечены дальними железнодорожными подходами, то есть этот проект решает все три задачи. Но важно все–таки, чтобы в полном объеме были реализованы те финансовые решения, которые заложены в федеральной целевой программе.
Подводя итог, Максим Соколов подчеркнул, что ключевой задачей в отношении портов Азово–Черноморского бассейна является покрытие того прогнозного дефицита, который есть именно по перевалке сухих грузов. Для удовлетворения растущих потребностей необходимо ограниченное развитие соответствующих терминалов порта Новороссийск и строительство специализированных терминалов как в порту Тамань, так и в порту компании «АТЭК».
В связи с тем, что реализация проекта сухогрузного района всего порта Тамань признана Правительством РФ приоритетным направлением по развитию сухогрузных портовых мощностей, необходимо, по мнению министра, сделать следующий шаг – объявить об определении концессионера этого порта, который привлечет и подпишет соответствующие обязывающие договоры с инвесторами в терминалы и инвесторами в объекты государственной собственности, подходные каналы и гидротехнические сооружения.
Завершая свой доклад, Максим Соколов попросил Владимира Путина дать поручения по восстановлению финансирования обхода Краснодарского узла в полном объеме, что позволит реализовать любые из всех портовых проектов в Азово–Черноморском бассейне.

Подготовил
Юрий НИКИТСКИЙ

 

27.08.2015г.

 

№ 52 (1171) 21 – 27 декабря 2020 года

В Минтрансе России 1111

Гордость отрасли

Министр транспорта РФ Виталий Савельев вручил государственные и ведомственные награды работникам транспортной отрасли.
Речной транспорт 1134

Без альтернативы

Водный транспорт может и должен сыграть ключевую роль в эффективном транспортном балансе страны.
IT-технологии 1607

Под бдительным оком «ЭРЫ–ГЛОНАСС»

По итогам 2020 года в системе зарегистрированы более пяти миллионов автомобилей.
Автомобильные дороги 1299

Диверсификация возможна?

Перейдет ли Россия на строительство цементобетонных дорог.
Безопасность 1269

Техническое перевооружение

О старых проблемах и новых вызовах российской подземке.
Перекрестки истории 1209

По законам морского братства

Если в море затонули корабли...

Уважаемые читатели!

Сообщаем вам, что 1–й номер газеты «Транспорт России»

выйдет 14 января 2021 года.

Коллектив редакции сердечно поздравляет всех с Новым

годом и желает здоровья и счастья!

novogodnyaya kompoziciya