Под председательством и. о. руководителя Росморречфлота Сергея Горелика состоялось совместное заседание коллегии Федерального агентства морского и речного транспорта и Общественного совета при агентстве. В заседании приняли участие представители высших органов исполнительной власти, руководители подведомственных Росморречфлоту организаций, бизнес–структур, общественных организаций и ассоциаций морского и речного транспорта.
Сергей Горелик во вступительном слове отметил, что 2015 год стал для отрасли плодотворным. В частности, российский флот пополнился новыми судами. Вводятся в строй два ледокола мощностью 16 мегаватт. Один уже в работе, второй в ближайшие дни будет принят в эксплуатацию. Поднят Государственный флаг РФ на новых аварийно–спасательных судах.
Заместитель руководителя Росморречфлота Виктор Вовк в своем докладе «Об итогах навигации 2015 года на внутренних водных путях» отметил, что в связи с маловодностью навигация проходила в очень сложных условиях. Вместе с тем в навигацию текущего года протяженность внутренних водных путей (ВВП) с гарантированными габаритами судовых ходов по сравнению с 2014 годом увеличилась на 183 км и составила 49 тыс. км, с освещаемой и светоотражающей обстановкой увеличилась на 222 км и составила около 37 тыс. км. В целом протяженность ВВП Российской Федерации на 1 января 2015 года составила 101,7 тыс. км.
Для обеспечения безопасных условий судоходства в навигацию 2015 года извлечено 20,9 млн кубометров грунта.
По предварительным итогам за 11 месяцев объем перевозок грузов по сравнению с прошлым годом сократился на 3,7% и составил 117,8 млн тонн.
Основными факторами снижения объемов перевозок грузов стали, по мнению Виктора Вовка, отток грузопотоков на другие виды транспорта в связи с неполной загрузкой судов при прохождении через Городецкие шлюзы и Кочетовский гидроузел, уменьшение объемов потребления нерудных строительных материалов, доставляемых внутренним водным транспортом, снижение загрузки судов вследствие маловодья.
Объем пассажирских перевозок имеет незначительный рост к уровню соответствующего периода прошлого года и составляет 13,4 млн человек.
Объем переработки грузов в речных портах за 11 месяцев 2015 года составил 139,7 млн тонн, или 95% от соответствующего уровня 2014 года.
Объем перевозок грузов в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности составил 17 млн тонн, водным транспортом полностью обеспечен северный завоз жизненно важных грузов по госзаказу в объеме 1,7 млн тонн.
В навигацию 2015 года работа шлюзов по судопропуску осуществлялась в соответствии с утвержденными сроками действия основных шлюзов на ВВП. Все сооружения были своевременно подготовлены к навигации. На основании обращений судоходных компаний ранее установленных сроков (от 1 до 7 суток) начали работу по судопропуску шлюзы Азово–Донской, Волго–Донской, Волго–Балтийской администраций и Севводпути. Всего за 11 месяцев 2015 года произведены почти 221 тыс. шлюзований, прошлюзованы почти 339 тыс. единиц флота. Это ниже показателей 2014 года на 13,3 и 14,4% соответственно.
Повышение уровня безопасности и улучшение технического состояния судоходных гидротехнических сооружений обеспечивается проведением работ по реконструкции судоходных гидротехнических сооружений и капитальным ремонтом.
В 2015 году Ространснадзором утвержден новый перечень СГТС, подлежащих декларированию. В итоге количество декларируемых СГТС за счет их укрупнения уменьшилось на 5 единиц.
С начала года за счет проведения капитального ремонта и реконструкции улучшилось техническое состояние ряда сооружений. Так, по критерию «нормальный уровень безопасности» произошло увеличение на 10 сооружений, уменьшилось количество сооружений с пониженным уровнем безопасности на 12, с неудовлетворительным уровнем – на 3 сооружения и с опасным уровнем – на 2 сооружения. Реконструкцию единственного оставшегося с опасным уровнем безопасности сооружения планируется выполнить в 2016 – 2017 годах.
В этом году в отличие от навигации прошлого года гидрологические условия на Единой глубоководной системе европейской части РФ ухудшились. Одновременно на Рыбинском и Цимлянском водохранилищах водные ресурсы не обеспечивали гарантированные навигационные попуски для целей судоходства. Для уменьшения потерь грузопотоков по этим двум лимитирующим участкам Росморречфлотом были разработаны и проведены мероприятия, позволившие снизить потери в перевозках грузов и обеспечившие безопасность судоходства в период маловодья. Так, проход судов через Городецкий гидроузел осуществлялся с учетом постоянно проводимого Росморречфлотом мониторинга и анализа глубин, что позволило обеспечить проход судов с осадками 2,6 м, а в завершающий период навигации с осадками до 3 м.
Взаимодействие Росморречфлота, Росводресурсов, Ространснадзора, судоходных компаний позволяло в течение навигации принимать оперативные решения, направленные на обеспечение безопасного судоходства на Нижнем Дону, сохранение водных ресурсов Цимлянского водохранилища и эффективной работы судоходных компаний в сложных условиях маловодности. Все эти мероприятия позволили перевезти через лимитирующий участок 7,9 млн тонн грузов, в том числе 5,2 млн тонн нефтепродуктов, при этом за счет распаузки – 360 тыс. тонн.
Сложные гидрологические условия, кроме Единой глубоководной системы европейской части России, наблюдались также в Печорском, Северо–Двинском, Обь–Иртышском, Обском, Байкало–Ангарском и Ленском бассейнах, что привело к уменьшению объемов перевозок грузов.
Эффективно работала на ВВП система государственного портового контроля. За 2015 год инспекторами проведены свыше 16 тыс. проверок судов, выявлены около 43 тыс. нарушений обязательных требований, временно задержано
1651 судно.
Анализ показывает, что в эту навигацию, так же как и в навигацию прошлого года, максимальное количество замечаний, приведших к задержаниям судов, зарегистрировано по несоответствию судовых документов требованиям законодательства. При этом следует отметить, что наблюдается снижение общего количества замечаний, сделанных при проверках, что может свидетельствовать об улучшении общего состояния судов.
В ходе заседания были также рассмотрены меры по предупреждению и профилактике коррупционных правонарушений в Росморречфлоте и подведомственных организациях, выполнению плана деятельности агентства на период до 2018 года, обеспечению безопасности судоходства. В частности, отмечено, что в настоящее время ведется строительство и реконструкция систем обеспечения безопасности мореплавания в морских портах и на подходах к ним: в Кандалакше, Астрахани и Оля. Выполнено проектирование реконструкции СУДС Финского залива и порта Новороссийск.
Участники обсудили также ход разработки требований к составу сил и средств постоянной готовности, предназначенных для предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе России, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации. Разработан проект требований к составу сил и средств постоянной готовности, что позволит повысить скорость и качество реагирования в случае разлива нефти и нефтепродуктов.
Вячеслав ЛОБОВ,
обозреватель «ТР»
24.12.2015