с Южной Осетией.
Рокский тоннель является единственным транспортным сооружением, соединяющим Южную Осетию с Северной Осетией. Он играет ключевую роль в развитии экономики республик, а если принять во внимание Транскавказскую магистраль в целом, то речь идет о транспортной доступности всех субъектов РФ.
Реконструкция Рокского тоннеля началась в 2010 г. в связи с его аварийным состоянием. Проектом предусмотрены три этапа, которые позволили обеспечить организацию работ без остановки движения, что свело к минимуму неудобства автомобилистов.
В ходе первого этапа (декабрь 2010 г. – май 2012 г.) была проведена реконструкция сервисной штольни тоннеля для организации временного движения. Габариты сервисной штольни были доведены до размеров, необходимых для пропуска большегрузных и длинномерных автомобилей, что позволило обеспечить товарами и грузами Республику Южная Осетия. Перед въездами в штольню с севера и с юга установлены дорожные знаки, на которых отражена необходимая информация об ограничениях, светофорах.
На втором этапе, который завершился в ноябре 2014 г., проведена реконструкция самого тоннеля. Перепроходка тоннеля велась горным способом при помощи горнопроходческих комбайнов АМ–105. Здесь круглосуточно работали 600 человек, на участке одновременно были задействованы сразу 6 комбайнов. В связи с тем, что трасса тоннеля проходит в сверхсложных инженерно–геологических условиях, воздействие которых создает большое гидростатическое давление вокруг тоннеля, в проектных решениях по его реконструкции применены самые современные системы гидроизоляции.
В ходе третьего этапа реконструкции, который будет завершен в 2015 г., будут проводиться работы по обделке сервисной штольни (армирование, гидроизоляция, устройство дренажа) и созданию различных систем тоннельного комплекса, т. е. по превращению его в тоннель, отвечающий всем современным требованиям к искусственным сооружениям такого типа.
Ввод в эксплуатацию тоннеля позволит обеспечить качественную транспортную связь между Северной и Южной Осетией и существенно сократить время в пути между городами Цхинвал и Владикавказ. Реализация проекта также обеспечит азиатским и ближневосточным партнерам более выгодный транзит в страны Европы, в 4–5 раз увеличив объем грузопотока.
В соответствии с ожидаемой в перспективе интенсивностью движения тоннель позволит заметно снизить транспортно–эксплуатационные затраты, потери, связанные с задержками в пути пассажиров, уменьшить потери от дорожно–транспортных происшествий и неблагоприятного влияния автомобильного транспорта на окружающую среду.
Напомним, что Рокский тоннель построен в период 1975 – 1986 гг. Пуск в эксплуатацию состоялся в 1987 году. Рокский тоннель является составной частью автомагистрали «Кавказ» и расположен на автомобильной дороге Алагир – Нижний Зарамаг до границы с Республикой Грузия в высокогорной части бассейна реки Закка на северном склоне Главного водораздельного хребта Большого Кавказа. Расстояние от северного портала тоннеля до г. Владикавказ – 110 км. Участок дороги у южного портала и южная припортальная зона тоннеля находятся в Джавском районе Республики Южная Осетия.
Наш корр.
13.11.2014