Депутаты Госдумы Российской Федерации озаботились проблемами развития кольцевой автомагистрали вокруг Черного моря. На заседании Комитета Госдумы по транспорту был рассмотрен проект закона «О ратификации Меморандума о взаимопонимании в области скоординированного развития кольцевой автомагистрали вокруг Черного моря». Законопроект был внесен в Госдуму Правительством Российской Федерации.
Члены комитета приняли решение обратиться в Минтранс России с просьбой ускорить подготовку законопроекта в связи с тем, что в конце ноября намечено проведение очередного заседания Парламентской ассамблеи Черноморского экономического сотрудничества (ПАЧЭС). «Одним из вопросов, включенных в повестку дня форума, будет судьба автомагистрали», – заявил председатель Комитета Госдумы РФ по транспорту Сергей Шишкарев.
Напомним, что Меморандум был подписан от имени Правительства РФ в 2007 году в Белграде. Кроме России его подписали еще 11 государств Черноморского региона. Законопроект уже рассматривался Советом Госдумы 15 сентября 2009 года, и в нем был выявлен ряд недоработок технического характера.
Положения меморандума регламентируют порядок финансирования строительства, эксплуатации и реконструкции кольцевой автомагистрали вокруг Черного моря (КАЧМ). В соответствии с меморандумом планируется создание высокоскоростной автомагистрали протяженностью более семи тысяч километров. При этом предполагается, что КАЧМ будет создаваться с помощью модернизации существующих дорог и поэтапного строительства новых. Авторы меморандума – правительства государств – членов Организации Черноморского экономического сотрудничества считают, что строительство автомагистрали должно осуществляться при взаимодействии с Европейским союзом для того, чтобы включить ее в сеть основных трансъевропейских транспортных коридоров.
Новая автомобильная трасса пройдет через территории всех государств – членов Черноморского экономического сотрудничества. Законопроект предусматривает создание комитета по развитию автомагистрали, который должен разработать подробный маршрут КАЧМ. Маршрут трассы может включать такие города, как Стамбул, Самсун, Трабзон (Турция), Батуми, Поти (Грузия), Ереван (Армения), Баку (Азербайджан), Новороссийск, Ростов–на–Дону, Таганрог (Россия), Мариуполь, Мелитополь, Одесса (Украина), Кишинев (Молдавия), Бухарест, Констанца (Румыния), Хасково, София (Болгария), Ниш, Белград (Сербия), Тирана (Албания), Комотини, Александруполис (Греция), Стамбул (Турция).
Технический секретариат КАЧМ размещается в греческом городе Салоники. Обязательства по оплате текущих расходов секретариата берет на себя правительство Греции.
Не до конца ясным остается вопрос финансирования КАЧМ. В пояснительной записке, подготовленной аппаратом Правительства Российской Федерации, говорится, что Россия не принимает на себя обязательств по дополнительным расходам, покрываемым за счет средств федерального бюджета. Финансирование осуществляется за счет средств целевого фонда сотрудничества в области развития автомагистрали. Этот фонд учреждается отдельным международным соглашением. При этом стороны не принимают на себя обязательств по финансированию фонда за счет государственных средств, говорится в пояснительной записке.
Авторы документа считают, что финансирование строительства и эксплуатации автомагистрали может осуществляться с использованием фондов Европейского союза и займов Европейского инвестиционного банка, Европейского банка реконструкции и развития, а также Всемирного банка. Таким образом, можно предположить, что финансирование проекта будет проводиться на кредитной основе и проезд по автомагистрали или по отдельным ее участкам может быть платным. Во всяком случае, на этом этапе подготовки законопроекта в меморандуме нет статьи, в которой бы говорилось, что за пользование КАЧМ не нужно платить денег.
Алексей КАЗАКОВ,
обозреватель «ТР»