инвесторов к участию
в проектах обеспечения безопасности движения.
ВВ рамках «Транспортной недели–2014» состоялась отраслевая конференция «Государственно–частное партнерство в транспортной сфере: обеспечение безопасности дорожного движения», организованная ОАО «Научно–исследовательский институт автомобильного транспорта» и Центром исследований ГЧП Высшей школы менеджмента Санкт–Петербургского госуниверситета. В конференции приняли участие: заместитель министра транспорта РФ Николай Асаул, представители Федерального дорожного агентства, Государствен-
ной компании «Автодор», федеральных и региональных органов власти, крупных финансовых, строительных и консалтинговых компаний, а также международные эксперты в области ГЧП, представители научного сообщества.
Автомобильные пробки на въездах в мегаполисы – отличительная черта нашего времени. Разрядить обстановку на дорогах непросто, необходим целый комплекс мер для того, чтобы движение автомобилей по ним стало более комфортным и безопасным. Как подчеркнул заместитель министра транспорта РФ Николай Асаул, эффективная организация дорожного движения и его безопасность – взаимоувязанные процессы, которые можно и нужно развивать на основе механизмов государственно–частного партнерства. Тем более что даже незначительные инвестиции в безопасность дорожного движения (в сравнении с капиталоемкими инфраструктурными проектами) могут обеспечить серьезный социально–экономический эффект. В первую очередь за счет сокращения тяжких последствий ДТП.
По словам Николая Асаула, в настоящее время бизнес проявляет большой интерес к инвестированию в различные формы контроля за соблюдением правил дорожного движения. Сегодня инновационные решения в области информационных технологий и спутниковой связи определяют не только безопасность и комфорт пассажиров, но и экономическую эффективность транспортной отрасли в целом. Интеллектуальные транспортные системы, безусловно, могут существенно повлиять и на скорость движения, и в целом на оптимизацию перемещения людей в агломерациях. В реализации многих мероприятий, предусмотренных ФЦП «Повышение безопасности дорожного движения в 2013–2020 годах», участвует Минтранс России.
Но решение задачи по обеспечению безопасности движения может быть осуществлено намного эффективнее при сотрудничестве власти и бизнеса, в том числе на основе государственно–частного партнерства, отметил Николай Асаул. Главное – задействовать стимулы для привлечения частных инвесторов в эту очень важную сферу.
Один из организаторов конференции – ОАО «Научно–исследовательский институт автомобильного транспорта». В следующем году ему исполнится 85 лет. На протяжении всей своей истории
НИИАТ уделяет особое внимание именно повышению безопасности дорожного движения. Еще в конце 90–х годов прошлого века здесь разработали методику расчета нормативов социально–экономического ущерба от ДТП, которая в течение нескольких лет применялась в России.
На конференции генеральный директор ОАО «НИИАТ» Терентий Мещеряков предложил вернуться к этой тематике и разработать новую методику оценки и расчета нормативов социально–экономического ущерба от ДТП. По его словам, современные технологии позволяют создавать динамические модели, учитывать время, место, количество автомашин, стоящих в пробке, которая образуется в результате дорожно–транспортного происшествия. И когда у специалистов появится реальный механизм оценки ущерба от ДТП для экономики в целом, эти данные можно будет учитывать в том числе и в финансовых, экономических моделях ГЧП: при расчете контракта на обслуживание инфраструктуры, того или иного технического решения по организации дорожного движения.
По словам руководителя Центра исследований ГЧП Высшей школы менеджмента Санкт–Петербургского госуниверситета Светланы Масловой, на безопасность дорожного движения влияет большое количество факторов как субъективного характера (квалификация водителей, нарушение ими ПДД), так и объективного (состояние автодороги, интенсивность движения). Дорожное движение представляет собой сложную динамическую систему, состоящую из нескольких элементов. Проекты ГЧП могут реализовываться в отношении каждого из них.
На основе соглашений ГЧП, во–первых, может эксплуатироваться автодорога и входящие в ее состав объекты, включая системы контроля, ИТС. Во–вторых – оперативно и качественно оказываться медицинская помощь при ДТП. В–третьих – создаваться и эксплуатироваться образовательные центры подготовки водителей транспортных средств. И, наконец, на принципах ГЧП могут образовываться и эксплуатироваться объекты для оценки соответствия транспортных средств нормам безопасности.
– Какие преимущества дают ГЧП–проекты? Главное, конечно, – снятие нагрузки с госбюджета, – продолжил дискуссию руководитель департамента финансирования инфраструктуры «ВТБ Капитал» Олег Панкратов. – Например, при реализации проекта строительства Западного скоростного диаметра в Санкт–Петербурге инвестиционная компания привлекла 70 млрд руб. внебюджетных средств. А общая сумма инвестиций в проект модернизации аэропорта Пулково составила 1,1 млрд евро. Другое преимущество ГЧП–проектов – более жесткая финансовая дисциплина. Штрафы заставляют частного инвестора стремиться реализовать тот или иной проект в срок и с надлежащим качеством.
В целом, несмотря на непростую геополитическую ситуацию в мире, Олег Панкратов смотрит в будущее с оптимизмом и уверен, что проекты государственно–частного партнерства, в том числе в сфере безопасности дорожного движения, в нашей стране будут реализовываться и впредь. Повлиять же на активность инвесторов в известной степени может так называемая упакованность, подготовленность проектов.
С этим согласен заместитель председателя правления по правовым вопросам ГК «Автодор» Константин Попов. Но в госкомпании пошли дальше: по всем крупным ГЧП–проектам, которые уже запущены или готовятся, там проводится технологический и ценовой аудит. Более того, в мандат по аудиту включен раздел traffic safety audit – аудит безопасности дорожного движения. В ходе этого мероприятия специалисты получают рекомендации по мерам безопасности, которые нужно принять при реализации того или иного проекта. В их числе увеличение радиуса кривых, установка специальных технических средств на дорогах, включая демпферы, которые позволяют снижать тяжесть последствий аварийного столкновения транспортного средства с различными инженерными конструкциями на дорогах.
– Кстати, установка демпферов не является требованием национального стандарта, – пояснил Константин Попов. – В Главгосэкспертизе говорят, что это бессмысленная трата денег. Нигде, мол, не написано, что вы обязаны это делать. Переломить такую точку зрения помогает технологический и ценовой аудит.
И все–таки каким образом можно создать концессионерам долгосрочную мотивацию к работе над снижением аварийности на построенном и эксплуатируемом участке дороги? По мнению Константина Попова, нужно создать правила, по которым частный инвестор в долгосрочной перспективе будет заинтересован вкладывать средства в обеспечение безопасности движения.
– Безопасность на дорогах без поэтапного внедрения интеллектуальных транспортных систем невозможна, – продолжила разговор на заданную тему начальник Управления правового обеспечения и проектов государственно–частного партнерства Федерального дорожного агентства Елена Семенова. – В Росавтодоре уже создано немалое количество ИТС, которые отвечают за мониторинг движения транспортных средств, оперативную информацию о дорожных происшествиях, погодных условиях, нахождении техники на дорогах и взаимодействии между подрядчиками и иными структурами, в том числе органами МЧС, когда возникают какие–то сложные ситуации.
По мнению Елены Семеновой, результаты от применения ИТС, внедренных с 2004 года, ощутимы. Они используются и для того, чтобы корректировать принятие решений о развитии сети дорог, их технической категории, о том, какая там в перспективе потребуется инфраструктура, дорожные знаки, иные элементы, обеспечивающие безопасность дорожного движения.
Елена Семенова напомнила, что в настоящее время идет реализация масштабного проекта на основе ГЧП – создание системы взимания платы с грузовых автомобилей массой более 12 тонн. Она будет включать не только определенные элементы дорог, но и программное обеспечение, позволяющее оперативно получать информацию о движении транспортного средства. Создание системы 12–тонников – это только начало реализации подобных проектов на принципах ГЧП, считает Елена Семенова. Следующим этапом пойдут иные участки дорог, иные объекты, которые будут создаваться не только в комплексе системы мониторинга движения транспортных средств, но и в орбите каких–то других интересных наукоемких решений.
– Проблема безопасности движения является глобальной, число погибших и пострадавших после аварий на дорогах велико не только в России, но и во многих странах мира, – отметил советник по экономическим вопросам Европейской экономической комиссии ООН (отдел транспорта) Константин Глухенький. Он напомнил, что практически вся международная нормативно–правовая база для разных видов транспорта, исключая авиационный и морской, – поле деятельности Европейской экономической комиссии. ЕЭК ООН является администратором примерно 60 конвенций в области транспорта, многие из которых имеют отношение к безопасности дорожного движения. К примеру, все основные узлы автомобиля сертифицированы в соответствии с регламентами (правилами) ЕЭК. Многие из этих элементов имеют прямое отношение к безопасности.
Генеральная Ассамблея ООН объявила период с 2010 по 2020 год специальной декадой действий по повышению безопасности дорожного движения. Естественно, Европейская экономическая комиссия принимает активное участие в реализации этой программы. Один из самых последних проектов – специальный учебный фильм о безопасности на железнодорожных переездах. Во многих странах по–прежнему существует большое количество пересечений в одном уровне железных и автомобильных дорог. О трагических случаях, когда на пути движущегося поезда неожиданно оказывается школьный автобус или легковой автомобиль, часто сообщают СМИ. ЕЭК стремится привлечь внимание специалистов, общественности к этой острой проблеме. Что касается частных инвесторов, то, по мнению Константина Глухенького, они, безусловно, должны участвовать во всевозможных инфраструктурных проектах, деятельности компаний по обучению специалистов, повышению уровня информированности о проблемах на автодорогах.
По мнению управляющего директора компании HeyCo Consulting Эрика Корнуэля, чтобы обеспечить безопасные условия на дороге, нужно сделать так, чтобы все, кто использует дорожное покрытие, эксплуатирует трассу, несли свою долю ответственности. Поэтому риски нужно правильно оценивать и регулировать. Простой перенос ответственности оператора с одной компании на другую в Греции позволил в несколько раз сократить количество ДТП, привел пример международный эксперт.
В мире есть много примеров успешной реализации ГЧП–проектов, связанных с безопасностью дорожного движения, сообщил он. ИТС помогают людям быстрее попадать из одного места в другое, разделять транспортные потоки, эвакуировать аварийные машины. Правят бал в этой сфере крупные компании, которые прочно стоят на ногах, имеют опыт участия в ГЧП–проектах. Многое, по словам Эрика Корнуэля, зависит от правильно заключенного контракта, правильного выбора партнеров.
Опытом реализации ГЧП–проекта, повлиявшего на безопасность движения на регио-
нальной трассе, поделился заместитель министра транспорта и автодорог Рязанской области Владимир Гуйда. Проект касался создания платного путепровода над железной дорогой. В границах областного центра еще несколько лет назад был переезд, который в часы пик «запирал» несколько микрорайонов. За сутки через него проходили 110 поездов! С каждым годом ситуация усугублялась. И вот в мае 2010 года было подписано соглашение о строительстве объекта на условиях ГЧП. В марте 2013 года путепровод начал действовать на платной основе. Вопреки ожиданиям, такое решение не вызвало недовольства водителей. Вероятно, сыграл роль дифференцированный режим оплаты за проезд в течение суток. Важный итог: аварийность на этом участке сократилась в разы.
Дискуссия, развернувшаяся на конференции, была оживленной и продуктивной. Эксперты в области информационных технологий и моделирования транспортных систем – представители инновационного бизнеса, науки – делились мнениями о том, как стимулировать участие бизнеса в проектах обеспечения безопасности движения.
Сергей ОЗУН,
обозреватель «ТР»
18.12.2014