в деле обеспечения
транспортной безопасности.
В Москве прошел XIX Международный форум «Технологии безопасности». В его рамках состоялась XIII Международная конференция «Терроризм и безопасность на транспорте».
Это мероприятие давно стало знаковым в отрасли. Из года в год лучшие специалисты и эксперты ведут здесь диалог о том, как усовершенствовать современные системы безопасности. Конференция стала не только площадкой для обмена опытом, но и действенным инструментом, позволяющим доводить до общества информацию о масштабности решаемых задач и применяемых государством и транспортным сообществом мер по обеспечению безопасности. Именно об этом говорилось в послании министра транспорта Максима Соколова высокому собранию.
Как известно, 3 февраля принят Федеральный закон № 15–ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения транспортной безопасности». Закон, прошедший сквозь многие тернии. Только в Госдуме его обсуждение заняло целых семь месяцев. Все это время, по признанию заместителя председателя Комитета Госдумы по транспорту Александра Старовойтова, шел непрекращающийся обмен мнениями, не затихали споры, было сломано немало копий.
Проводя краткий обзор, Александр Старовойтов отметил, что некоторые положения закона получились достаточно сложными с точки зрения понимания заложенного в них смысла. Поэтому еще потребуются подзаконные акты, разъяснения со стороны тех, кто участвовал в работе над законом. Безусловно, хозяйствующим субъектам, а также физическим и юридическим лицам добавляет головной боли тот факт, что в Уголовный кодекс РФ и Кодекс об административных правонарушениях РФ внесены весьма существенные изменения.
По мнению участников конференции, принятый закон идеальным не назовешь. А кто сказал, что достичь совершенства очень просто? Важно другое. Стратегическое решение на долгосрочную перспективу принято.
По утверждению Александра Старовойтова, закон преследует несколько основных направлений деятельности. Во–первых, это минимизация деятельности по обеспечению транспортной безопасности на пути информационно–технологического сопровождения. Во–вторых, устранение правовых пробелов в связи с экстренным принятием закона по всем видам транспорта. В–третьих, уточнение положения закона №16–ФЗ с введением понятия «Подразделение транспортной безопасности (ПТБ)», наделение правом досмотра, подготовки и аттестации сил этих подразделений. И, наконец, обязательная сертификация технических средств.
Необходимо отметить, что принятый закон позволяет ПТБ осуществлять обследование физических лиц, транспорта и багажа, ручной клади, личных вещей на всех видах транспорта. Что касается самой процедуры, то по закону эти подразделения не обладают правом личного досмотра физических лиц. Организация такого досмотра возложена на субъекты транспортной инфраструктуры (ТИ), которые обеспечивают ПТБ устройствами обнаружения оружия, взрывчатых веществ. В случае нарушения в дело вступят сотрудники транспортной полиции.
Заместитель министра транспорта Николай Захряпин сконцентрировал выступление на предстоящей работе в рамках реализации принятого закона. А ее объем, да еще в сжатые сроки, предстоит действительно большой. Он довел до сведения участников конференции, что Минтрансом России принимаются меры по защите транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства, совершенствованию нормативно–правовых мероприятий по повышению уровня защищенности объектов ТИ и транспортных средств.
Трагические события в Волгограде в очередной раз показали, что транспортный комплекс наиболее уязвим и подвержен угрозам террористической направленности. В этой ситуации Минтранс России, опираясь на правоприменительную практику, видит своей основной задачей совершенствование нормативно–правовой базы. А ее результатом стал принятый закон № 15–ФЗ.
Здесь необходимо отметить новшества, предусмотренные Правительством РФ. В частности, новые требования в сфере обеспечения транспортной безопасности по видам транспорта на этапе их проектирования и строительства. Это очень важная составляющая, поскольку в настоящее время на этих этапах подобные нормы не учитываются. Требования по обеспечению транспортной безопасности зданий, сооружений, не являющихся объектами ТИ и расположенных на земельных участках, к ним прилегающих и отнесенных, согласно земельному законодательству, к охранным зонам. И требования для физических лиц, арендующих или находящихся на объектах ТИ. Таким образом, принятые изменения позволили определить совокупность организационных, предупредительных, технических и иных мер, позволяющих более качественно решать задачи по пресечению актов незаконного вмешательства.
В связи с принятием нового закона Минтрансу России совместно с другими заинтересованными органами в этом году подлежит разработать ряд документов. Так, планируется подготовить 28 проектов постановлений Правительства РФ и 10 ведомственных актов, являющихся приказами Минтранса России. Это огромный объем работы. Предварительно – это около 500 страниц машинописного текста.
Что предусматривается? Установление порядка аккредитации юридических лиц в качестве ПТБ и требования к ним. Это порядок аттестации и подготовки сил обеспечения ТБ. Определение специальных средств, видов, типов и моделей служебного огнестрельного оружия, патронов к нему, а также обеспечение ими сотрудников ПТБ. Установление процедуры досмотра, включающего перечень оружия, взрывчатых веществ и других устройств и предметов, которые запрещены или ограничены для перемещения в зоне ТБ. Определение порядка проверки субъектов ТИ, перевозчиков, застройщиков с использованием тест–предметов, тест–объектов органами госконтроля и надзора.
Об итогах реализации Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте рассказал заместитель директора Департамента транспортной безопасности и специальных программ Минтранса России Алексей Пятигорский. По сути программа, рассчитанная на 2010–2013 годы, завершена. Вот ее основные результаты. Это оснащение транспортных объектов информационно–техническими средствами. Создание сети учебных центров по подготовке специалистов и единой государственной информационной системы. Проведение мероприятий по защите от угроз техногенного и природного характера, криминала и оперативного реагирования подразделений полиции. Было проведено множество конкретных мероприятий. Так, научно–техническими средствами оснащены 7 метрополитенов страны и Волгоградский метротрам. В этот список вошли 37 железнодорожных вокзалов, по 30 аэропортов и морпортов, 54 объекта ТИ внутреннего водного плавания, 35 объектов дорожного хозяйства. На 158 объектах проведены мероприятия по устранению их уязвимости. Более 7 тыс. транспортных средств оснащены ГЛОНАСС.
Однако не все задуманное было доведено до конца. Видимо, еще и поэтому решено продлить комплексную программу на следующие три года.
Заместитель руководителя Ространснадзора Владимир Черток предостерег собравшихся, сообщив, что, несмотря на все предпринимаемые меры, угрозы актов незаконного вмешательства в транспортный комплекс не снижаются. И этот процесс, к сожалению, прослеживается во всех субъектах Российской Федерации. Он напомнил, что у государственного регулирования ТБ есть два основных элемента. Во–первых, это издание законодательных и нормативных актов. Во–вторых, жесткий госнадзор за их исполнением. И здесь очень важна информационная составляющая. Ее использование позволяет принимать предупредительные меры. И не случайно Президент РФ Владимир Путин при разработке программ по обеспечению ТБ неоднократно говорил: «Сделать надо все возможное, чтобы чрезвычайные события не повторялись».
Надо сказать, что сделано очень многое в этом законодательстве с точки зрения изменения самого характера и методологии надзора. Был введен в свое время дистанционный надзор. Теперь он четко регулируется законом в отношении объектов 1–й и 2–й категории. Введена система проверки с применением тест–объектов (теперь это делается не фрагментарно, а носит системный характер).
Владимир Черток также обратил внимание на то, что большое внимание уделяется информационным системам. В службе создана большая подобная система. Почему? Потому что существуют 435 тыс. субъектов, то есть юридических лиц. Работа ведется по системе рисков. Проводится мониторинг, выделяются наиболее рисковые предприятия, и их включают в план проверок.
В заключение Владимир Черток сказал, что в работе госинспекторов главное – не наказать, а навести порядок. И добавил: «Государственный надзор – это бесплатная аудиторская проверка для коммерческих организаций с точки зрения безопасности». Чем вызвал дружную реакцию зала.
Виктор ДМИТРИЕВ
27.02.2014