Развитие отечественной системы скоростных автомобильных дорог до 2030 года, транспортные аспекты стратегического планирования и развития регионов, а также перспективы развития механизмов ГЧП в субъектах РФ обсудили специалисты на состоявшейся в Самаре стратегической сессии «Сеть автомагистралей и скоростных автомобильных дорог к 2030 году». Ее организаторами выступили Государственная компания «Автодор» и правительство Самарской области, а участниками стали представители Министерства транспорта РФ, региональных властей Приволжского федерального округа, финансового сообщества, строительных компаний, проектных организаций и эксперты дорожной отрасли.
В настоящее время основной индикатор мобильности населения страны связан с автомобильным транспортом. Поэтому уже в ближайшем будущем каркасом транспортной системы России должны стать скоростные магистрали, заявил в своем выступлении министр транспорта РФ Максим Соколов. «Дорожная сеть выступит катализатором социально–экономического развития регионов России, и в этой связи строительство скоростных магистралей является стратегической задачей», – сказал он.
Министр подчеркнул, что в период бюджетных ограничений стратегия развития транспортной инфраструктуры и скоростных автодорог остается прежней. «Мы концентрируемся на проектах, которые способны дать мультипликативный экономический эффект», – заявил он. Один из таких проектов – строительство международного коридора «Европа – Западный Китай», первые участки которого в Российской Федерации уже реализованы в рамках строительства новой скоростной федеральной автомобильной дороги М–11 Москва – Санкт–Петербург. К 2018 году вся магистраль, равно как и Центральная кольцевая автомобильная дорога, будет готова. «Таким образом, мы создадим современную скоростную дорогу на самых загруженных участках», – сказал министр.
В Приволжском федеральном округе развитию дорожной инфраструктуры традиционно уделяется большое внимание. Это объясняется как географическими, так и экономическими особенностями территории.
Самым масштабным и приоритетным для ПФО является проект создания МТК «Европа – Западный Китай». Интерес к новому транспортному коридору со стороны субъектов Приволжского федерального округа понятен: по ПФО пройдет почти 40% российского участка трассы. Это обеспечит территориям интеграцию в единое транспортное пространство, станет стимулом для развития малого и среднего бизнеса.
«Для успешной реализации проекта «Европа – Западный Китай» необходимо в ближайшее время утвердить общую концепцию, транспортную модель, финансово–экономическое обоснование, а также окончательный маршрут с учетом уже проведенных регионами работ по проектированию и строительству участков трассы, – прокомментировал полномочный представитель Президента РФ в Приволжском федеральном округе Михаил Бабич. – В трех субъектах округа – Татарстане, Башкортостане и Оренбургской области в создание автомагистралей, которые рассматриваются в качестве отрезков МТК «Европа – Западный Китай», из региональных бюджетов уже выделено более 10 млрд руб. Точка невозврата пройдена: мы не имеем права неэффективно распорядиться теми ресурсами, которые уже вложены в этот проект». По словам полпреда, сегодня существуют несколько альтернативных вариантов прохождения международного транспортного коридора, но нужно сделать так, чтобы конечная схема и модель были наиболее оптимальными с учетом уже вложенных государственных и частных ресурсов.
Менее масштабными, но не менее значимыми для субъектов ПФО являются региональные проекты, от реализации которых зависят каждодневная жизнь граждан и экономика территорий. Пока состояние дорожной инфраструктуры регионов ПФО трудно назвать идеальным, а для ее модернизации на местах просто не хватает денег. В этом смысле многие надежды губернаторов связаны с ГЧП. Это касается и Самарской области. «К сожалению, Самарская область, обладающая мощным промышленным потенциалом, не имеет моста через Волгу. Решить эту проблему позволит строительство моста около села Климовка, которое будет вестись на основе ГЧП», – рассказал губернатор Самарской области Николай Меркушкин. В реализации этого проекта заинтересован как сам регион, так и федеральный центр: мост должен снизить нагрузку на существующую дорожную сеть, часть которой проходит по гидротехническому сооружению, а также обеспечить прямой путь в направлении запад – восток. Кроме того, исключительно важны проекты и по расширению дороги из Самары по направлению к Большой Черниговке, а также строительству магистрали «Центральная» и Фрунзенского моста в областном центре.
Эти и другие перспективные проекты регионального и федерального масштабов должны найти свое место в стратегии создания сети автомагистралей и скоростных автомобильных дорог Российской Федерации с горизонтом планирования до 2030 года, над которой работают сейчас представители Росавтодора и Государственной компании «Автодор». Дороги перспективной сети должны обеспечить транспортную доступность регионов, в которых производится около 80% общего валового регионального продукта. Необходимо также сформировать зоны опережающего развития в европейской части России, включая регионы Центрального, Северо–Западного, Приволжского, Южного и Уральского федеральных округов. Наконец, российские автомобильные дороги необходимо интегрировать в международные транспортные коридоры. По оценкам экспертов, общий объем совокупного социально–экономического эффекта от создания сети за период действия инвестиционных соглашений (2010–2050 гг.) составит порядка 37 трлн руб. в ценах 2013 года, что превышает предполагаемые общие затраты на строительство сети в 7 раз.
Для выполнения поставленных задач необходимо внести изменения в схемы территориального планирования как федерального, так и субъектового значения, а также разработать, утвердить и включить подпрограмму «Развитие автомагистралей и скоростных автомобильных дорог» в ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010–2020 годы)».
В рамках сессии были подписаны несколько соглашений, которые касались взаимодействия госкомпании с администрациями Самарской области, Удмуртской Республики в части развития и применения принципов ГЧП в ходе подготовки и реализации инвестиционных проектов. Правительство еще одного приволжского региона – Саратовской области – подписало соглашение с ООО «Автодор–Инвест», которое подразумевает распространение в регионе опыта внедрения проектов ГЧП.
А накануне прошедшего в Самаре мероприятия состоялась церемонии открытия участка автомобильной дороги, соединяющей Саратовскую и Волгоградскую области. Данный участок является отрезком трассы Самара – Пугачев – Энгельс – Волгоград (км 501 – граница Волгоградской области в Ровенском районе Саратовской области). В мероприятии приняли участие Максим Соколов, Михаил Бабич, губернатор Саратовской области Валерий Радаев, представители дорожных организаций.
«Это небольшой по протяженности участок, но без него здесь была бы не дорога, а, как говорят профессионалы, только направление. Дорожники ликвидировали грунтовой разрыв на этой трассе. Это достойный вклад в выполнение поручения Президента России по удвоению дорожного строительства в нашей стране», – сказал Максим Соколов на церемонии открытия.
В этот же день состоялась церемония открытия участка автомобильной дороги Р–228 Сызрань – Саратов – Волгоград в обход села Елшанка.
«Уже не первый объект вводится в этом году. Не только крестьяне, но и дорожники собирают по осени свой урожай. Это знаковый день для всей федеральной сети дорог: 15 километров позволят трассе соответствовать современным международным стандартам по качеству покрытия, а главное, по безопасности движения», – подчеркнул министр. Он поблагодарил всех, кто принимал участие в создании этого объекта.
Максим Соколов также осмотрел участок реконструкции автомобильной дороги Энгельс – Ершов – Озинки и ознакомился с ходом строительства мостового перехода через судоходный канал в г. Балаково.
Людмила ИЗЪЮРОВА,
обозреватель «ТР».
26.11.2015