БИЗНЕС–ТЕРРИТОРИИ
Морские перевозки, несмотря на сложности, продолжают в целом увеличиваться, что подтверждается ростом перевалки грузов в российских портах. И одним из самых динамичных, по данным экспертов, является Северо–Западный бассейн, доля портовых комплексов которого в обработке грузов превышает 40%. При этом надо иметь в виду, что СЗФО – единственный округ, непосредственно граничащий с развитыми странами Европы. Российские порты Северо–Западного бассейна системно наращивают мощности, вводят в действие новые терминалы по перевалке грузов. Таким образом, складываются предпосылки для того, чтобы российские порты смогли перетянуть на свои мощности еще больше грузов.
Округ, занимающий 9,8% территории РФ с населением около 14 млн человек, имеет широкий выход в Атлантику через Баренцево, Белое и Балтийское моря. Причем роль региона в качестве транзитной территории трудно переоценить в связи с утратой после распада СССР ряда портов на Балтике и Черном море. Транспортная инфраструктура округа – самая развитая в РФ. Ее важнейшей составляющей являются такие порты, как Санкт–Петербург, Архангельск, Мурманск, Калининград, Усть–Луга, это все – морские ворота России, связывающие ее с Европой и Америкой.
Традиционно основой российского экспорта остаются нефть и нефтепродукты, уголь, минеральные удобрения, лесные грузы и металлы. Сохраняется тенденция роста внешнеторгового грузопотока России при одновременном снижении объемов грузов, перерабатываемых в портах сопредельных государств.
В целом грузооборот морских портов России за 5 месяцев 2015 года вырос, по данным Ассоциации морских торговых портов (АСОП), на 4,4% – до 268,4 млн тонн.
Что касается портов СЗФО, операторы морских терминалов Арктического бассейна перегрузили 14,2 млн тонн грузов, что на 0,6% меньше, чем за аналогичный период 2014 года. Объем перевалки сухогрузов уменьшился до 9,5 млн тонн (–7,9%), а наливных грузов увеличился до 4,7 млн тонн (+18,3%). Снижение объемов перевалки грузов произошло прежде всего за счет порта Мурманск, грузооборот которого сократился до 8,8 млн тонн (–8,2%). В то же время грузооборот порта Варандей вырос до 2,7 млн тонн (+14,9%), Архангельска – до 1,8 млн тонн (+15,4%) и Кандалакшы – до 0,4 млн тонн (+22,0%).
В портах Балтийского бассейна объем перевалки грузов увеличился до 94,7 млн тонн (+3,0%), из них объем сухогрузов составил 34,9 млн тонн (–3,0%), наливных – 59,8 млн тонн (+6,8%). Увеличился объем перевалки грузов в портах Усть–Луга – до 35,6 млн тонн (+18,2%), Приморск – до 24,5 млн тонн (+1,8%), Высоцк – до 7,0 млн тонн (+0,3%). Снизили грузооборот Большой порт Санкт–Петербург до 21,7 млн тонн (–11,6%) и порт Калининград – до 5,4 млн тонн (–3,5%). В целом грузооборот портов Северо–Западного бассейна России вырос более чем на 42 млн тонн (41,5%).
Если говорить о конкретных портах региона, заслуживает внимания прежде всего Архангельск, расположенный в дельте реки Северная Двина. Вот уже более 400 лет Архангельский порт служит на благо России. Архангельский морской торговый порт сегодня – это многопрофильный торговый порт для перегрузки генеральных грузов, в том числе целлюлозы, картона, металлов, пиломатериалов, контейнеров, тяжеловесного оборудования и навалочных грузов. Это порт круглогодичной навигации, где ледовая обстановка примерно соответствует условиям Финского залива. Мощная инфраструктура порта способна перерабатывать до 4,5 млн тонн груза ежегодно. Порт является своего рода воротами в Арктику. Именно отсюда был проложен Северный морской путь, который является наиболее коротким для транспортировки грузов из Европы на рынки Юго–Восточной Азии. Порт выступает в роли основной базы для освоения месторождений нефти и природного газа арктического шельфа, и в первую очередь Баренцева и Карского морей.
Возможности причалов порта позволяют обрабатывать суда с осадкой 9,2 м и длиной до 190 м. Порт обслуживается тремя станциями Северной железной дороги, что исключает вероятность простоя вагонов.
Мурманский морской торговый порт основан в 1915 году. Незамерзающая морская гавань приобрела для страны стратегическое значение, обеспечивая внешнеторговые операции. В настоящее время порт является крупнейшим предприятием города, а по объему перерабатываемых грузов занимает четвертое место по России.
Длина и глубины у причалов позволяют принимать и ставить под грузовые операции суда с осадкой до 15,5 м, длиной более 265 м и дедвейтом до 150 000 тонн.
Порт оснащен современной высокопроизводительной техникой: портальные краны грузоподъемностью до 40 тонн, погрузочная машина для перевалки апатитового концентрата производительностью более 1000 тонн в час, автопогрузчики грузоподъемностью от 1,5 до 45 тонн.
Основная номенклатура грузов, перерабатываемых в порту, – цветные металлы и сплавы в пакетах (алюминий, медь, никель), прокат черных металлов, уголь, апатитовый и железорудный концентрат, марганцевая руда, металлолом, продукция химической промышленности, строительные материалы, продовольственные грузы, технологическое оборудование, легковые автомобили и колесная техника, различные грузы в контейнерах.
Основное направление экспорта – это страны Западной Европы, в частности Испания, Нидерланды, Бельгия, Франция, Великобритания и другие.
Порт является основным звеном Мурманского транспортного узла, программа развития которого предусматривает строительство на берегах Кольского залива четырех новых терминалов и ряда объектов инфраструктуры. Реализация программы позволит увеличить ежегодный грузооборот Мурманского транспортного узла уже к 2020 году примерно в 5 раз (до 80 млн тонн), а также качественно преобразить социально–экономическое положение области и уровень жизни населения, обеспечить динамизм развития региона в долгосрочной перспективе и переход экономики области к инновационному развитию.
Мурманский порт является базовым для развития судоходства по трассе Северного морского пути, значение которого в последние годы возрастает. В перспективе Мурманск будет позиционироваться как международный глубоководный хаб, который гармонично впишется в структуру мировой транспорт-
но–логистической системы.
Кандалакшский морской торговый порт находится в северной части Кандалакшского залива Белого моря, в черте города Кандалакша. Причальные сооружения расположены на восточном побережье залива, севернее устья реки Нива. Порт занимает выгодное географическое положение, имеет развитую инфраструктуру производственных мощностей, подъездных и технологических железнодорожных путей, автодороги, складские площади как для открытого, так и для закрытого хранения импортных грузов.
Технические возможности порта позволяют перерабатывать грузы массой одного места до 40 тонн и длиной до 25 м. В перспективе предполагается строительство в Кандалакшском порту перегрузочного комплекса минеральных удобрений. Сметная стоимость строительства – 50 млн долларов, мощность – 2400 тыс. т. /год, срок окупаемости – 6,7 года. После окончательного решения всего комплекса вопросов, связанных с организацией транзитных перевозок грузов по маршруту Европа – Азия и обратно с использованием трассы Северного морского пути, возможна перевалка этих грузов и через Кандалакшский транспортный узел.
ОАО «Калининградский морской торговый порт» – крупнейшее предприятие портового комплекса региона как по объему выполняемых работ, так и по техническому обеспечению и комплексу услуг, предоставляемых грузовладельцам. Порт имеет огромное значение в обеспечении жизнедеятельности анклава, поскольку на него замыкаются практически все виды транспорта и основная часть экспортно–импортного грузопотока, проходящего через территорию области.
Порт расположен в юго–восточной части Балтийского моря, в устье реки Преголя. Протяженность морского канала и фарватеров, связывающих порт с морем, 43 км. Порт находится в особой экономической зоне Российской Федерации – Калининградской области, полностью отделенной от остальной территории России сухопутными границами иностранных государств (Польши и Литвы) и международными морскими водами.
Калининградский порт – единственный незамерзающий порт России на Балтике.
В Калининградском морском торговом порту имеются 19 причалов, оборудованных перегрузочной техникой. Совместно с экспедиторскими, агентскими, фрахтовыми и другими компаниями порт предоставляет полный комплекс услуг, связанных с транспортировкой грузов от отправителя к получателю и стоянкой судов в порту. Он является универсальным портом и перегружает любые виды грузов (за исключением сырой нефти).
Здесь имеется широкий спектр перегрузочной техники грузоподъемностью от 1,5 до 50 тонн, предназначенной для переработки любых видов грузов, в том числе портальные краны грузоподъемностью от 5 до 50 тонн, гидравлические самоходные краны–манипуляторы с грейферами для леса, сыпучих грузов, металлолома и другие высокопроизводительные механизмы.
Морской порт Усть–Луга – ближайший к ЕС многофункциональный порт, расположенный в узловой точке на пересечении двух международных интермодальных транспортных коридоров: «Север – Юг» (Балтика, Черное и Каспийское моря) и «Восток – Запад» (Европа – Азия). Он органично вписывается в транспортную сеть Северо–Западного региона, который играет важную роль в организации транзитных перевозок грузов в рамках европейской транспортной инфраструктуры.
Порт расположен в юго–западной части Ленинградской области, в Лужской губе Финского залива. Большие глубины акватории (16 м) в сочетании с коротким подходным каналом (3,7 км) делают порт Усть–Луга единственным российским портом на Балтике, способным принимать сухогрузные суда дедвейтом до 100 тыс. тонн и наливные суда дедвейтом до 150 тыс. тонн.
Круглогодичная эксплуатация с коротким периодом ледовой проводки (всего 40 дней) является несомненным конкурентным преимуществом порта Усть–Луга. Уже сегодня при непосредственном участии Министерства транспорта РФ и ОАО «Российские железные дороги» активно ведется реконструкция внешних подходов к порту, автомобильных трасс и железнодорожных путей, соединяющих порт Усть–Луга с основными транспортными магистралями.
Порт Усть–Луга – универсальный порт. Терминалы и профильные зоны различного назначения рассчитаны на оказание услуг по перевалке и дополнительной обработке более 20 категорий грузов. Благодаря применению современных технологий и оборудования терминалы способны выдерживать конкурентные сроки обслуживания.
Акватории терминалов имеют проектные отметки дна от –7,2 м до –16 м. Глубина подходных каналов до –16,3 м.
Непросто шло становление Большого порта Санкт–Петербург. Реализуемая сегодня программа развития портовой инфраструктуры группы компаний «Морской порт Санкт–Петербург» включает в себя строительство специализированных терминалов, реконструкцию существующих производственных объектов, а также развитие транспортной инфраструктуры порта и прилегающих к нему территорий.
Порт предоставляет полный комплекс услуг круглогодично, 24 часа в сутки. К обработке принимаются все виды грузов, в том числе нестандартные, тяжеловесные и крупногабаритные грузы. На терминалах обслуживаются суда водоизмещением до 60 тыс. тонн и осадкой до
11 м. Конструкторское бюро и служба технологов Морского порта Санкт–Петербург обладают многолетним опытом по разработке технологических карт и изготовлению специальных приспособлений для обработки нестандартных грузов. В работе используется развитая инфраструктура порта, включающая в себя железнодорожные и подкрановые пути, автомобильные дороги, инженерные сети, ремонтные базы, топливозаправочные станции, очистные со-
оружения.
Факторы успеха – профессионализм работников, современное техническое оснащение, высокий уровень обработки грузов, удобное месторасположение и развитая инфраструктура территорий.
На снимках: вверху – морской порт Усть–Луга; внизу – морской порт Мурманск