• декабря 24, 2020 В КРЕМЛЕ

    Подписан закон

    о требованиях к российским международным перевозчикам

  • декабря 24, 2020 В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

    Продлен срок

    программы поддержки авиакомпаний

  • декабря 24, 2020 В ГОСДУМЕ РФ

    Дорожный фонд пополнится

    за счет штрафов за нарушения законодательства о пользовании платными дорогами

  • декабря 24, 2020 922

    Хроника 21 – 27 декабря 2020 года

    Состоялось совместное заседание Коллегии и Общественного совета Федерального агентства морского и речного транспорта.

    Состоялось заседание экспертного совета по транспорту в Азиатско–Тихоокеанском регионе.

    В Минтрансе России обсудили вопросы развития дорожной отрасли Хабаровского края.

Открыт закрытый порт Владивосток

4_s.jpgЧто сулит морским гаваням России режим свободного порта.

4.jpgТот факт, что слова из песни Владимира Высоцкого приобретают пророческий смысл, подтверждает ФЗ № 212 «О свободном порте Владивосток», вступивший в силу 12 октября 2015 года и действующий на территории 15 муниципальных образований Приморского края. Это Владивосток, Артем, Большой Камень, Находка, Партизанск, Уссурийск, Спасск–Дальний, а также Надеждинский, Шкотовский, Октябрьский, Партизанский, Пограничный, Хасанский, Ханкайский и Ольгинский районы, включая их морские акватории. Общая площадь территории, которую охватывает экономическая зона, составляет 28,4 тыс. кв. км. Срок действия закона – 70 лет.
С момента вступления в силу закона о свободном порте на официальный сайт АО «Корпорация развития Дальнего Востока» поступили 169 обращений о заинтересованности в приобретении статуса резидента. Состоялись два заседания наблюдательного совета, на которых статус резидента свободного порта получили 9 компаний на общую сумму инвестиций 33,4 млрд руб.
За короткий срок работы закон о свободном порте Владивосток уже показал первые результаты применения лучших практик поддержки бизнеса на отдельно взятой территории. За счет налоговых и административных преференций, а также уникального географического положения Приморья закон привлекает на территорию края крупных российских и иностранных инвесторов.
В первую очередь, идея закона направлена на поддержку экспортоориентированных производств. Приморский край находится в уникальном месте, где сопрягается экономика запада и востока. Поэтому прежде всего проявляется интерес к логистическим и транспортным проектам. Это портовые комплексы, различные логистические центры, промышленные парки, связанные с экспортной деятельностью.
Напомним, что в своем ежегодном Послании Федеральному собранию 3 декабря 2015 года Президент России Владимир Путин отметил, что транспортная инфраструктура страны нуждается в развитии. В частности, Северный морской путь должен стать связующим звеном между Европой и Азией. Для того чтобы повысить его конкурентоспособность, власти намерены распространить льготный режим свободного порта Владивосток на ключевые гавани Дальнего Востока, и прежде всего на Комсомольск–на–Амуре.
Благодаря инвестиционным проектам в Приморском крае появятся современное сельскохозяйственное производство, туристско–рекреационный кластер, производство энергоэффективного оборудования, инновационное предприятие по переработке б/у покрышек, логистические центры, будут построены гостиница и жилой комплекс в поселке Славянка. В результате реализации проектов будут трудоустроены сотни тысяч человек.
Цель корпорации развития Дальнего Востока – пробудить и всячески стимулировать деловую активность в регионе. Очень важная и ответственная часть работы – строительство инфраструктуры. Запланировано начать газификацию площадок «Парус» в Комсомольске–на–Амуре, «Ракитное» в Хабаровске. Планируется начать подготовку к прокладке ЛЭП в ТОР «Надеждинская», ТОР «Михайловский», на площадку «Некруглово». В 2016 году начнется подготовка к масштабным проектам развития и модернизации инфраструктуры Камчатки.
Исполняющий обязанности директора Департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Минтранса России Виталий Клюев на совместном заседании коллегии Росморречфлота и Общественного совета при агентстве заявил, что до 90% морских портов РФ собираются претендовать на статус свободных.
Уже поступило множество заявок от портов на придание им соответствующего статуса. Среди претендентов – порты Калининград, Мурманск и Архангельск.
По словам Виталия Клюева, Министерством  транспорта РФ уже подготовлен законопроект, который позволит обобщить статус свободных портов. Законопроект, по сути, предполагает распространение статуса свободного порта Владивосток на все морские гавани РФ.
Реализация механизма свободного порта означает предоставление серьезных льгот для инвесторов, которые будут реализовывать проекты в рамках свободного порта, предоставление возможности бестаможенного хранения грузов, льготы для операторов порта, снижение стоимости судозаходов, а также введение облегченного порядка получения виз для иностранцев на срок до 8 дней.
С 2016 года резиденты свободного порта Владивосток могут применять льготные ставки по налогу на прибыль (это возможно в течение пяти налоговых периодов, начиная с того периода, когда в налоговом учете резидента была получена первая прибыль от деятельности на территории свободного порта) и страховым взносам. Возмещать НДС в заявительном порядке можно было уже в октябре минувшего года.
В соответствии с законом при создании свободного порта приоритетными целями являются развитие современных технологичных производств, международной торговли, интеграция Приморского края в экономическое пространство государств Азиатско–Тихоокеанского региона, а также ускорение социально–экономического развития и повышение уровня жизни населения.
Данная инициатива законодателей потребовала доработки положений НК РФ, касающихся НДС и налога на прибыль.
Вопросы, связанные с развитием свободного порта Владивосток, обсудили в Дальневосточном таможенном управлении (ДВТУ). В частности, предметом обсуждения стали проблемы применения процедуры свободной таможенной зоны, вопросы организации круглосуточного режима работы пунктов пропуска, а также практические аспекты выполнения обязанностей должностными лицами таможенных постов, администрирующих пункты пропуска свободного порта Владивосток, функций органов фитосанитарного, карантинного, ветеринарного контроля.
Создана рабочая группа ДВТУ по реализации мероприятий по развитию свободного порта Владивосток в целях организации, координации и контроля деятельности таможенных органов региона по обеспечению функционирования свободного порта в рамках компетенции таможенных органов, проведения разъяснительной работы и оперативного информирования резидентов свободного порта и общественности.
По закону резидентам предоставлена возможность ввоза и использования на территории свободного порта иностранных товаров без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования в отношении иностранных товаров и без применения запретов и ограничений в отношении товаров Таможенного союза. Такие льготы предусмотрены таможенной процедурой свободной таможенной зоны (СТЗ). При этом территория свободного порта Владивосток приравнивается к особой экономической зоне.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона «О свободном порте Владивосток» с 1 октября 2016 года в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации остаются только два контрольных органа: пограничная и таможенная службы. В связи с этим таможенные органы будут осуществлять в пунктах пропуска в полном объеме санитарно–карантинный, карантинный фитосанитарный контроль, а также ветеринарный надзор. В настоящее время в ДВТУ создана рабочая группа, которая взаимодействует со всеми контролирующими органами, чьи функции в пунктах пропуска переданы таможенным органам.
Кроме того, в пунктах пропуска, расположенных на территории свободного порта, необходимо будет обеспечить круглосуточный режим работы таможенных органов. В морских пунктах пропуска ДВТУ проводит активную работу в этом направлении. Так, в порту Восточный транзит уже работает круглые сутки, во Владивостоке этот вопрос прорабатывается.
Режим свободного порта открывает новые возможности для развития Камчатки. По мнению губернатора Камчатского края Владимира Илюхина, распространение режима свободного порта на Петропавловск–Камчатский станет стимулом для развития промышленности, туризма, портово–логистической деятельности в регионе.
Губернатор убежден, что правовые и налоговые механизмы, которые предусматривает режим «порто–франко», в первую очередь позволят более эффективно использовать транспортно–логистический потенциал Камчатки. Это серьезный шаг на пути создания в Петропавловске опорного пункта на трассе Северного морского пути. Сегодня ситуация в России и в мире еще раз подтвердила, насколько важно развивать инфраструктуру главной арктической магистрали и как внутреннего российского транспортного коридора, и как транзитного коридора для партнеров из стран Азиатско–Тихо-
океанского региона.
По словам Владимира Илюхина, новые перспективы открывает введение режима свободного порта и для развития туризма. Прежде всего, это позволит более эффективно организовать круизные программы. Надо учитывать, что в рамках уже созданной в крае территории опережающего развития в петропавловском порту строится современная инфраструктура. Помимо нового морского вокзала можно будет привести в порядок причальные сооружения, создать дополнительные возможности для хранения и обработки грузов, для захода круизных лайнеров.
Облегченный визовый режим позволит увеличить срок пребывания туристов, в том числе прибывающих на круизных судах, с 3 до 8 дней. Это время, которое люди могут провести на территории края, воспользоваться услугами местного сервиса. Новые возможности режим «порто–франко» откроет и перед рыбопромышленными компаниями. Упрощенный заход флота, быстрая обработка грузов, снятие административных барьеров, в конце концов, позволит создать конкурентные условия по сравнению с другими портами.
Статус «свободного» обретут в 2016 году четыре порта в Хабаровском крае. Как заявил на одном из форумов губернатор края Вячеслав Шпорт, на звание свободных претендуют порт Ванино, Де–Кастри, Советская Гавань и Николаевск–на–Амуре. По мнению губернатора, предприниматели на местах должны быть готовы эффективно применить инструменты, которые предоставит им государство.
Чем должно обернуться в конечном счете «освобождение» морских портов России? Сейчас достаточно конкретно можно говорить только о Владивостоке. По мнению заместителя председателя Правительства России, полномочного представителя Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрия Трутнева, порт должен за год выйти на проектную мощность, набрав необходимое количество резидентов. По экспертным оценкам, за пять лет закон позволит удвоить валовый региональный продукт Приморья. ВРП Дальневосточного федерального округа к 2025 году в результате реализации проекта может вырасти на 34% – до 1,97 трлн руб.

Вячеслав ЛОБОВ,
обозреватель «ТР»

ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ
Особый режим – для всех

Заместитель председателя правительства
Сахалинской области Игорь Быстров:
Согласно проекту документа, подготовленному Минвосток-
развития на основе Закона «О свободном порте Владивосток», режим свободного порта Сахалин распространится на Корсаковский, Холмский и Невельский городские округа. Правительство Сахалинской области проект документа поддерживает, он актуален.
Сам механизм СВП предполагает, что мы снимаем административные барьеры. Упрощаем часть процедурных вопросов. В режиме свободного порта у нас появляются дополнительные преференции и льготы.
Но самое важное – это возможность островитянам уйти от проблем, связанных с многократным пересечением госграницы, прохождением пограничного и таможенного оформления.
Мы до родины дотянуться можем, только если пересечем границу два раза. Сначала со стороны Сахалина 12 миль, затем с другой стороны 12 миль. Соответственно, для нас СВП – это возможность перестать быть «оторванными» от всей России сразу двумя границами.
В Корсакове будет создан логистический центр, откуда продукция пойдет на Совгавань, Владивосток или по другим дальневосточным направлениям.
Если все эти территории будут работать в режиме СВП, то тогда сам механизм будет иметь смысл для всего Тихоокеанского побережья России. Если нет, то эффективность его будет утеряна.
Важно, чтобы под особый режим подпали не только Сахалин, но и Курилы.

28.01.2016

№ 52 (1171) 21 – 27 декабря 2020 года

В Минтрансе России 1111

Гордость отрасли

Министр транспорта РФ Виталий Савельев вручил государственные и ведомственные награды работникам транспортной отрасли.
Речной транспорт 1134

Без альтернативы

Водный транспорт может и должен сыграть ключевую роль в эффективном транспортном балансе страны.
IT-технологии 1607

Под бдительным оком «ЭРЫ–ГЛОНАСС»

По итогам 2020 года в системе зарегистрированы более пяти миллионов автомобилей.
Автомобильные дороги 1299

Диверсификация возможна?

Перейдет ли Россия на строительство цементобетонных дорог.
Безопасность 1269

Техническое перевооружение

О старых проблемах и новых вызовах российской подземке.
Перекрестки истории 1209

По законам морского братства

Если в море затонули корабли...

Уважаемые читатели!

Сообщаем вам, что 1–й номер газеты «Транспорт России»

выйдет 14 января 2021 года.

Коллектив редакции сердечно поздравляет всех с Новым

годом и желает здоровья и счастья!

novogodnyaya kompoziciya