• декабря 24, 2020 В КРЕМЛЕ

    Подписан закон

    о требованиях к российским международным перевозчикам

  • декабря 24, 2020 В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

    Продлен срок

    программы поддержки авиакомпаний

  • декабря 24, 2020 В ГОСДУМЕ РФ

    Дорожный фонд пополнится

    за счет штрафов за нарушения законодательства о пользовании платными дорогами

  • декабря 24, 2020 922

    Хроника 21 – 27 декабря 2020 года

    Состоялось совместное заседание Коллегии и Общественного совета Федерального агентства морского и речного транспорта.

    Состоялось заседание экспертного совета по транспорту в Азиатско–Тихоокеанском регионе.

    В Минтрансе России обсудили вопросы развития дорожной отрасли Хабаровского края.

Свет в конце тоннеля

gdtrasport-230.jpgОбзор рынка железнодорожных перевозок в РФ.

gdtrasport-300.jpg

ИТОГИ
И ПЕРСПЕКТИВЫ

 
Где плюс, где минус

В декабре 2015 г. погрузка на сети РЖД составила 104,3 млн т (+1,1%). Объем погрузки за весь 2015 г. ниже показателей 2014 г. на 1% (1214,5 млн т).
К прошлому году выросли перевозки угля (+6,9%), строительных грузов (+2,2%), железной руды (+3,4%), зерна (+5,0%) и минеральных удобрений (+14,6%). Снизилась погрузка нефти и нефтепродуктов (–2,6%), черных металлов (–6,2%), цемента (–11,8%) и лома черных металлов (–35,7%).
Грузооборот в декабре 2015 г. побил пятнадцатилетний рекорд, составив 201,9 млрд т–км (+1,6% к декабрю 2014 г.). Грузооборот 2015 г. вырос к 2014 г. на 0,2% (2304,3 млрд т–км).

Драйвер роста

В декабре погрузка угля на сети РЖД выросла на 6,9% к уровню предыдущего года и составила 30,9 млн т, установив рекорд перевозок месяца за последние 15 лет. Всего за 2015 г. по железной дороге было отправлено 323,3 млн т угля, что на 2,5% выше уровня 2014 г.
В декабре 2015 г. добыча угля была ниже уровня предыдущего года (на 1,6%, по данным Мин-
энерго, и на 1,5%, по данным Росстата), в то время как объем добычи за весь 2015 г. увеличился на 3,7% и на 4,5% соответственно по сравнению с 2014 г.
В декабре внутренние перевозки выросли на 1,9%, а экспортные – на 8,2%. Грузопоток увеличился в Южную Корею (в 5 раз), на Украину (в 2 раза), в Индию (поставки не осуществлялись в предыдущем году), Японию (+5,6%) и Польшу (на треть).
Рост экспорта на Украину обусловлен удовлетворением отложенного спроса вследствие приостановки поставок угля в конце ноября 2015 г. с последующим их возобновлением в декабре.
Поставки угля на рынок АТР могут увеличиться вследствие пополнения собственного портового флота крупнейшей стивидорной компанией – АО «Восточный порт». С вводом в работу нового буксира усиленного ледового класса портофлот стивидора в сутки сможет проводить на две швартовные операции больше. Кроме того, в январе 2017 г. планируется завершение строительства третьей очереди углепогрузочного комплекса Восточного порта, что позволит увеличить пропускную способность стивидора.
В 2016–2018 гг. китайские власти планируют закрыть 4,3 тыс. угольных шахт мощностью 700 млн т, на эти цели запланировано потратить до 30 млрд юаней (4,57 млрд долл.). Эксперты считают, что закрытие избыточных мощностей в Китае может привести как к росту цен на уголь, так и к увеличению экспортного грузопотока российского сырья.
В результате совокупности благоприятных факторов для экспорта российского угля – девальвации рубля, тренда закрытия нерентабельных угольных производств, выхода на индийский рынок – перевозки угля могут сохраниться на высоком уровне, а со второго полугодия 2016 г. – демонстрировать рост.

Падение
на фоне роста

В декабре погрузка нефти и нефтепродуктов на сети РЖД сократилась на 2,6% относительно уровня предыдущего года и составила 22,2 млн т. Всего за 2015 г. по железной дороге было отправлено 251,2 млн т нефти и нефтепродуктов, что на 2,1% ниже уровня 2014 г.
В декабре 2015 г. добыча нефти выросла на 1,5% (по данным Минэнерго) и на 2,2% (по данным Росстата) к уровню предыдущего года, в то время как добыча за весь 2015 г. увеличилась на 1,3% к 2014 г., по данным обоих источников.
В декабре 2015 г. внутренние перевозки нефти и нефтепродуктов сократились на 7% к декабрю 2014 г., а экспортные – на 2,5%. В то же время несколько стран нарастили экспортные потоки: Беларусь (в 3,5 раза), Италия (+4%), Финляндия (в 1,5 раза) и Корея (+20%).
По мнению экспертов, из–за продолжающегося падения цен на нефть трубопроводные и другие инфраструктурные проекты могут быть заморожены. В этом случае возможно переключение дополнительных объемов на железнодорожный транспорт. Таким образом, прогнозируется вероятность стабилизации объемов перевозки нефти и нефтепродуктов по железной дороге.

Разнонаправленная динамика

В декабре погрузка строительных грузов на сети РЖД выросла на 2,2% к уровню 2014 г. и составила 9,4 млн т. В то же время погрузка цемента снизилась на 11,8% (1,5 млн т). В целом за 2015 г. динамика негативная: по железной дороге было отправлено 130,7 млн т строительных грузов и 28,6 млн т цемента, что ниже уровня 2014 г. на 7,4% и 11,1% соответственно.
Перевозки строительных материалов выросли в Новгородскую (в 3 раза), Тверскую (в 3 раза), Воронежскую (в 2,5 раза), Оренбургскую (в 2 раза) и Пермскую (в 1,7 раз) области, а также в Ханты–Мансийский автономный округ (+25%).
По данным Росстата, за 2015 г. было построено 83,8 млн м2 жилья, что на 0,5% меньше, чем в 2014 г. В середине января стало известно, что не планируется продлевать субсидии процентных ставок по льготному ипотечному жилью. Тем не менее в правительстве продумывают иные меры поддержки девелоперского сектора. По словам главы Минстроя Михаила Меня, одной из таких мер может стать субсидирование первоначального взноса.
В конце декабря Правительство РФ продлило до 30 июня 2016 г. лицензирование импорта гравия и щебня, в том числе из Украины, на которую ранее приходилось до 95% от импортного грузопотока. Данная мера станет сдерживающим фактором развития импорта щебня.
Таким образом, в сегменте перевозок строительных грузов и цемента сохранится текущая динамика благодаря поддержке со стороны государства. Заметный рост в отрасли будет не ранее 2017–2018 гг.

Прогноз – снижение

В декабре погрузка руды на сети РЖД выросла на 3,4% относительно уровня предыдущего года и составила 9,2 млн т. Всего за 2015 г. по железной дороге было отправлено 109,0 млн т руды, что на 0,4% выше уровня 2014 г.
По данным Росстата, добыча российской железной руды за 2015 г. составила 72,7 млн т (+0,4% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года). К уровню декабря 2014 г. добыча руды сократилась на 1,0%.
В декабре внутренние перевозки выросли к уровню 2014 г. на 7,4%, а экспортные сократились на 19%. Основное падение экспорта – в Китай (в 2 раза), Словакию (в 2 раза). В Испанию и Польшу поставки практически прекратились.
Снижение поставок в Китай обусловлено как значительными запасами руды в китайских портах, так и преддверием китайского нового года, во время празднования которого промышленные предприятия останавливают свою работу. По оценке Australia & New Zealand Banking Group Ltd (ANZ), запасы ЖРС в китайских портах не-
уклонно растут и превысят отметку в 100 млн т в феврале 2016 г.
Таким образом, в краткосрочной перспективе вероятно снижение погрузки руды из–за сокращения внутреннего производства, а также сложной конъюнктуры мирового рынка.

Неблагоприятная перспектива

В декабре погрузка черных металлов на сети РЖД сократилась относительно уровня 2014 г. на 6,2% и составила 6,0 млн т. Всего за 2015 г. по железной дороге было отправлено 71,4 млн т черных металлов, что на 0,6% ниже уровня 2014 г.
В декабре 2015 г. относительно уровня 2014 г. закупки из России вдвое сократили Соединенные Штаты, Казахстан, Италия и Туркмения.
По данным Росстата, в 2015 г. металлургические предприятия РФ снизили объемы производства: 69,4 млн т (–1,8% к уровню 2014 г.) стали и 60,3 млн т (–1,5%) готового проката черных металлов. В то же время выпуск другой металлопродукции растет с начала года: за 2015 г. выплавка чугуна увеличилась на 4,4% – до 53,7 млн т, а производство стальных труб – на 1,2% – до 11,4 млн т.
В феврале этого года министерством экономики Турции будет принято решение о размере антидемпинговых пошлин для российских экспортеров, которые обычно соответствуют размеру насчитанной демпинговой маржи (по оценке министерства, до 13,66%).
В среднесрочной перспективе вероятно сокращение перевозок металлопродукции из–за совокупности неблагоприятных факторов: низких цен на металлопрокат и заградительных мер для российской продукции на мировом рынке, а также снижения спроса внутри страны (в машиностроении, автомобильной и строительной отраслях).

Высокий потенциал сохраняется

В декабре погрузка зерна и продуктов перемола на сети РЖД выросла на 5,0% к уровню предыдущего года и составила 2,1 млн т. Всего за 2015 г. по железной дороге было отправлено 18,7 млн т зерна, что на 2,7% выше уровня 2014 г.
При этом в декабре 2015 г. внутренние перевозки оказались выше уровня 2014 г. на 9,2%, а экспортные сократились на 9,4%.
Основное падение пришлось на Саудовскую Аравию (в 2 раза) и Азербайджан (на треть). В то же время выросли поставки зерновых в Йемен (в 1,8 раза) и Израиль (на треть).
Минсельхоз России направил в правительство предложения по экспортной пошлине на пшеницу. В Правительстве РФ подтвердили намерение их снизить или даже обнулить. 
В Минсельхозе считают реальной перспективу поставок в Китай российского зерна в объеме до 1 млн т в год начиная с 2017 г. В 2016 г. планируется поставить около 300 тыс. т.
По состоянию на 19 января 2016 г. на тендерной основе российского зерна закуплено: с поставкой в январе 2016 г. – около 586 тыс. т, в феврале – 345 тыс. т, в марте – 405 тыс. т, в апреле–мае – до 430 тыс. т.
Казахстан в очередной раз закрыл свой рынок для российских зерновозов. С 5 января начал действовать конвенционный запрет на допуск в страну иностранных порожних вагонов этого типа.
Таким образом, прогнозируется сохранение текущего высокого уровня перевозок зерновых грузов и большого экспортного потенциала ввиду благоприятных для российских производителей условий на мировом рынке. Однако могут сократиться импортные и транзитные перевозки зерна из–за запрета Казахстана.

Экспорт
подстегивает перевозки

В декабре погрузка удобрений на сети РЖД выросла на 14,6% к уровню 2014 г. и составила 4,7 млн т, установив новый рекорд месяца за последние 10 лет. Всего за 2015 г. по железной дороге было отправлено 51,4 млн т удобрений, что выше уровня перевозок предыдущего года на 4,4%.
Рост погрузки обусловлен увеличением на 12% внутренних и экспортных перевозок на 8%. Поставки удобрений из России нарастили США (в 2 раза), Китай (+7,5%), а также Канада и ОАЭ (поставки в которые не осуществлялись в пре-
дыдущем году).
Рост внутренних перевозок удобрений обусловлен в том числе и увеличением посевной площади до 79 млн га в 2016 г. Это на 350 тыс. га больше показателей предыдущего года. Отгрузки минеральных удобрений аграриям к сезону весенних полевых работ 2016 г. составили 5469 тыс. т, что на 13% больше по сравнению с аналогичным периодом 2014 г.
Правительство контролирует внутреннюю ценовую политику на минеральные удобрения. В настоящее время Минсельхоз и Минпром работают с производителями минеральных удобрений по стабилизации цен, соглашение об этом должно быть подписано в ближайшее время.
Одновременно с этим наращиваются и мощности по производству минеральных удобрений. В Ишиме (Тюменская обл.) в январе открылся завод по производству туковых смесей мощностью около 170 тыс. т удобрений в год.
Девальвация рубля обеспечила устойчивое положение российских компаний на мировом рынке минеральных удобрений, что будет способствовать сохранению экспортного грузопотока. Внутреннее потребление будет сохраняться при поддержке АПК со стороны государства, а также при выполнении планов по увеличению посевной площади в 2016 г.

НПК «Объединенная
вагонная компания»

№ 52 (1171) 21 – 27 декабря 2020 года

В Минтрансе России 1111

Гордость отрасли

Министр транспорта РФ Виталий Савельев вручил государственные и ведомственные награды работникам транспортной отрасли.
Речной транспорт 1134

Без альтернативы

Водный транспорт может и должен сыграть ключевую роль в эффективном транспортном балансе страны.
IT-технологии 1607

Под бдительным оком «ЭРЫ–ГЛОНАСС»

По итогам 2020 года в системе зарегистрированы более пяти миллионов автомобилей.
Автомобильные дороги 1299

Диверсификация возможна?

Перейдет ли Россия на строительство цементобетонных дорог.
Безопасность 1269

Техническое перевооружение

О старых проблемах и новых вызовах российской подземке.
Перекрестки истории 1209

По законам морского братства

Если в море затонули корабли...

Уважаемые читатели!

Сообщаем вам, что 1–й номер газеты «Транспорт России»

выйдет 14 января 2021 года.

Коллектив редакции сердечно поздравляет всех с Новым

годом и желает здоровья и счастья!

novogodnyaya kompoziciya