координационное совещание
по вопросам транспортного обеспечения олимпийского строительства.
В Сочи состоялось координационное совещание по вопросам транспортного обеспечения олимпийского строительства.
Открывая совещание, генеральный директор АНО «Транспортная дирекция Олимпийских игр» Сергей Козырев сказал, что перед участниками мероприятия стоят задачи первостепенной важности: «Мы должны выработать комплекс мер, которые позволят обеспечить наиболее оптимальные перевозки, минимизировать расходы, решить социальные вопросы, которые возникают при организации олимпийского строительства, отработать систему взаимодействия на 2010 и 2011 годы».
Как показывает практика, реализация задачи перевозок больших объемов разнородных грузов в относительно сжатые сроки автомобильным транспортом в условиях недостаточно развитой дорожно–транспортной инфраструктуры возможна только при создании системы централизованного планирования, управления и контроля транспортного процесса. В своем докладе Сергей Козырев отметил, что работа Транспортной дирекции направлена в первую очередь на создание оптимальных условий для эффективного использования объектов транспортной инфраструктуры как непосредственно Сочинского транспортного узла, так и за его пределами, а также недопущение необоснованного удорожания конечной стоимости ввозимых материально–технических ресурсов и срывов сроков поставок материалов на объекты. За минувший год на строительство объектов олимпийской программы в Сочи основными видами транспорта (железнодорожным и автомобильным) было завезено более 7 млн тонн грузов. Из них порядка 5 млн тонн – железнодорожным транспортом.
Анализ, проведенный Транспортной дирекцией совместно с ГК «Олимпстрой», показывает, что в период 2010 – 2013 годов на объекты олимпийского строительства планируется подвезти порядка 53,7 млн тонн материально–технических ресурсов. В том числе на Горный кластер – 8,3 млн тонн, «Совмещенную дорогу» – 8 млн тонн, в Прибрежный кластер – 22,2 млн тонн, на объекты г. Сочи – 15,14 млн тонн. АНО «Транспортная дирекция Олимпийских игр» в тестовом режиме приступила совместно с ОАО «РЖД» и подрядными организациями к построению логистических транспортных схем доставки МТР и организации диспетчеризации перевозок. Работа выстраивается на основе комплексного мониторинга доставки грузов по железной дороге, организации их выгрузки и вывоза на объекты строительства. Для реализации данной технологии Транспортной дирекцией создан Центр управления грузовым олимпийским транспортом (логистический транспортный центр). Генеральный директор Транспортной дирекции выразил уверенность в том, что проблемы организации логистики будут успешно решены.
Сергей Козырев сообщил, что специалисты Транспортной дирекции в тестовом режиме опробовали систему управления автотранспортом через систему ГЛОНАСС. Эта работа, по его оценке, была весьма успешна. Тестовые показатели использования автотранспорта улучшились примерно в два–три раза. То есть практически удалось перевезти предъявленный объем грузов автопарком в два с половиной раза меньшим, чем это было бы сделано другими предприятиями. «Это хорошая база для того, чтобы в дальнейшем изыскивать новые, прогрессивные формы организации перевозки грузов», – отметил руководитель Транспортной дирекции.
Тем не менее участники совещания выявили определенные риски при планировании и организации грузоперевозок. Так, например, в четвертом квартале прошлого года при общих планировавшихся объемах поставки около 2,7 млн тонн (данные ГК «Олимпстрой») фактически в Сочинский транспортный узел было ввезено внешним транспортом около 2 млн тонн олимпийских грузов. Все не ввезенные объемы в любом случае должны быть доставлены, но уже в текущем году. Специалисты прогнозируют рост пиковых нагрузок на второй и третий кварталы 2010 года. В этой ситуации пропускной способности железнодорожной линии Туапсе – Веселое будет недостаточно.
В качестве компенсационного механизма Транспортная дирекция рассматривает перевалочные возможности строящегося грузового района морского порта Сочи в устье реки Мзымта с перевалочной мощностью I очереди – 2 млн тонн, II очереди – 5 млн тонн разнородных грузов в год. Другая острейшая проблема – вывоз грузов автотранспортом с грузовых дворов. Она связана с большим количеством подрядных и автотранспортных предприятий, участвующих в перевозках; децентрализованным управлением перевозочным процессом; недостаточной пропускной способностью улично–дорожной сети. Расчеты показывают, что даже при равномерном подвозе грузов на грузовые дворы, своевременной их перевалке автомобили должны заезжать и выезжать с грузовых терминалов каждые 1,5 минуты, что при существующем порядке вывоза и децентрализованном управлении не представляется возможным. Это чревато пробками на въездах–выездах с грузовых дворов и многочасовыми простоями автомобилей. В этой связи, сообщил Сергей Козырев, Транспортной дирекцией совместно с ГК «Олимпстрой», администрацией г. Сочи, ГИБДД и Ространснадзором предложена система перевозки грузов единым автопарком с добровольной аккредитацией транспортных предприятий и их автотранспорта при Транспортной дирекции. По расчетам экспертов, при такой системе организации работы потребуется значительно меньше грузовых автомобилей: всего 2 – 2,5 тысячи (а не 8 или даже 10 тысяч, как того потребует существующий порядок). Кроме того, она существенно упростит идентификацию автотранспортных средств, осуществляющих перевозки грузов в целях олимпийского строительства, упорядочит весь транспортный процесс. «Эта технология очень выгодна как для перевозчиков, так и для подрядчиков. Вне всякого сомнения, от ее внедрения выиграет и Сочи», – считает генеральный директор АНО «Транспортная дирекция Олимпийских игр».
Сергей Козырев напомнил собравшимся о том, что в целях минимизации указанных рисков в декабре 2009 года в городе Сочи председателем Правительства РФ Владимиром Путиным было проведено совещание, по итогам которого было, в частности, дано поручение разработать проект нормативно–правового акта Правительства РФ, определяющего порядок обеспечения транспортных перевозок в целях строительства олимпийских объектов. Проект постановления подготовлен, рассмотрен в Минтрансе России и передан на рассмотрение и утверждение в правительство.
Помимо этого в январе 2010 года министр транспорта Российской Федерации Игорь Левитин поручил Ространснадзору разработать специальные требования к «олимпийскому транспорту», которые будут действовать в период подготовки и проведения Олимпийских игр. Ожидается, что свои предложения по данному вопросу даст и ГИБДД. Озвученные меры, по словам Сергея Козырева, позволят обеспечить перевозки минимальным количеством автотранспорта, снизить за счет этого расходы на олимпийское строительство, а также уменьшить экологическую нагрузку на город и решить ряд важных социальных вопросов.
По оценке собравшихся, представителей более ста транспортных и подрядных организаций, заседание в целом прошло конструктивно и было весьма полезным. Участники мероприятия, организованного Транспортной дирекцией, выразили готовность проводить подобные координационные совещания на регулярной основе.
Александр АЛЕКСЕЕВ
Сочи