и прогнозах на будущее.
Не знаю, как всемирная история, но наш отечественный авиатранспортный комплекс, судя по статистике, развивается по спирали. Причем траектория хоть и не однозначная по тренду, но вполне предсказуемая по его направленности. Можно предугадывать общие значения, так сказать, на годы вперед. А если делать поправку на коэффициент нашей «сермяжной специфики», входящей в частные противоречия с общемировой поступью авиаэксплуатантов, то даже дилетанты обеспечат вам краткосрочный прогноз. Эти цеховые секреты получены в результате сравнения последней отчетности Росавиации с ее прежними статистическими выкладками.
Кстати, о «сермяжной специфике». В феврале общемировая поступь носила так называемый маршевый характер. Глобальный рост пассажироперевозок ведущих авиакомпаний мира, по данным Euronews, составил 9,5%, грузоперевозки выросли на 26%. Потери зарубежных эксплуатантов в этом году прогнозируются на уровне 2 млрд евро против 7 млрд евро прошлогодних убытков. У нас, как водится, дела обстоят несколько иначе. Пассажирооборот и грузооборот в сравнении с январем упали соответственно на 13,3% и 0,7%, на 10 процентных пунктов меньше наработано тоннокилометров. Эксплуатанты недосчитались в феврале свыше 365 тыс. пассажиров. Важно отметить, что в минус сыграли здесь практически все ведущие авиакомпании страны. Показатели грузоперевозчиков несколько подсластили пилюлю, не дав уж совсем скиснуть отраслевой отчетности – рост на 2 «дежурных» процента. Да еще увеличение перевозок на внутренних линиях на те же 2 пункта. Правда, здесь следует отметить более чем 7–процентное превышение январского показателя перевозок на местных авиатрассах.
А теперь – более конкретно. Лидирующая пятерка пассажироперевозчиков сохранила те же позиции. Лидер – «Аэрофлот – российские авиалинии» недобрал 60 217 пассажиров к январскому показателю. Это свыше 7,5% потерь. У занимающей вторую строчку «Сибири» потери составили 12,8%. Лучший показатель по снижению здесь у «ЮТэйр» – всего 2%. Худший – у «Оренбургских авиалиний». Компания перевезла всего 95 487 пассажиров, продемонстрировав 23–процентное пикирование. Тем не менее это «достижение» позволило эксплуатанту удержаться на почетном пятом месте.
В последующей десятке авиа-компаний ситуация аналогичная. Сплошные минусы. Единственный эксплуатант, которому удалось остаться в положительной зоне, – это «Нордавиа – региональные авиалинии». Скромные 1,4% на общем удручающем фоне можно принять за феерический успех.
Но не будем унывать. Мартовская статистика многообещающа. Достаточно взглянуть на нашу таблицу. В прошлом, 2009 году март ознаменовал начало подъема. Этот месяц являет собой символическое «открытие сезона». Некоторым закоренелым скептикам эти вполне, с виду, убедительные аргументы покажутся рыхловатыми. Прогнозы должны строиться на куда более глубоком анализе – со справедливым укором заметят сомневающиеся. Согласен. Разве поспоришь с наукой. Но практика – тоже серьезный довод. К тому же «в рукаве» у эксплуатантов козырная карта – начавшаяся с апреля компенсация расходов авиаторов за перевозки пассажиров из регионов Дальнего Востока в центральную часть России и обратно. Этот фактор, безусловно, подстегнет их и послужит своеобразным цементирующим раствором нашей аргументации.
Показатели грузоперевозчиков относительно предыдущего месяца выглядят получше. Общий 2–процентный прирост – жиденькая радость. Беспокоит поведение первой пятерки грузоперевозчиков. Разброс отчетных цифр (от –22% у идущей в лидерах «ЭйрБриджКарго» до положительных 30,6% у набирающего обороты «Аэрофлота – российские авиалинии») указывает на определенную нестабильность или, если хотите, нестабильную определенность в данном сегменте перевозок. В совокупности авангард отработал в минус – порядка 1,8%.
Меньшую волотильность продемонстрировала нижеследующая десятка перевозчиков грузов. Практически все авиакомпании остались в благополучной зеленой зоне. Единственное исключение «224 летный отряд», с его ежемесячной зигзагообразной поступью. Эксплуатант удивил и на этот раз, сорвавшись с январских позиций на целые 78,6% (!) и, как результат, скатилась с 7 на 10 место. Таким образом, благодаря усилиям «десятки», 15 лучших грузоперевозчиков показали положительную динамику – плюс 3,6%.
Словом, февраль для наших авиакомпаний по обыкновению выдался не самым удачным месяцем. Все надежды на предполагаемый всплеск. Насколько он окажется амплитудным, узнаем уже скоро.
Шамиль БАЙБЕКОВ,
обозреватель «ТР»
Сравнительные показатели перевозок пассажиров в 2009 и 2010 гг.
Сравнительные показатели перевозок грузов и почты в 2009 и 2010 гг.