помогают левому бизнесу.
Неузаконенные междугородные пассажирские перевозки, как доказывает статистика, дают наибольший процент ДТП. По этому поводу уже давно бьют тревогу сотрудники Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
С неумолимой периодичностью в том или ином регионе страны совершаются ДТП, в которых гибнут люди. Причины аварийности чаще всего одни и те же: технические неисправности автобусов и пресловутый человеческий фактор, когда водитель не справился с управлением или вдруг уснул за рулем. А при детальном «разборе полетов» обычно выясняется, что накануне он принял рекордную дозу горячительного или вообще не имел профессионального опыта. И никто не остановил этого безответственного человека, когда он садился за руль междугородного автобуса.
Такой «диагноз» инспекторам Госавтодорнадзора и сотрудникам ГИБДД приходится ставить сотни раз, меры по каждому случаю нарушений правил дорожного движения вроде принимаются, виновные наказываются, а воз и ныне там. А все потому, что в большинстве случаев устраняются не причины, а следствия. Само же явление, практика, когда водитель уходит в междугородный или иной рейс, не пройдя медицинского контроля, а автобус – техосмотра, по–прежнему имеет самое широкое распространение.
Специалисты Ространснадзора убеждены: благодатную почву для безответственности, халатности создают именно несанкционированные перевозки пассажиров, когда из пункта А в пункт Б регулярно, дублируя узаконенные маршруты, выходят автобусы–фантомы. Они курсируют между российскими городами с завидным постоянством. В пунктах прибытия и отправления, расположенных в самых оживленных городских местах, близ железнодорожных вокзалов, зазывалы по–прежнему агитируют сограждан совершить поездку по такому–то междугородному маршруту. Только методы агитационной работы, как убедился автор этих строк, стали немного другими.
Нередко нелегальные перевозчики демпингуют, стоимость автобусных билетов у них немного ниже, чем у законных авто– и железнодорожных перевозчиков. Да и добираться по «железке» во многих случаях дольше. Вот и отдают пассажиры предпочтение нелегалам, закрывая глаза на то, что никакими удобствами в несанкционированных пунктах отправления и прибытия междугородных автобусов по понятным причинам не пахнет.
Подобные «автопристани», как правило, перегружены и создают вокруг себя поля транспортного неблагополучия, где ДТП случаются намного чаще, чем в других местах. Именно поэтому два года назад сотрудники Федеральной службы по надзору в сфере транспорта провели в столице и субъектах РФ комплексные проверки автостанций и других пассажирообразующих узлов. Были вскрыты многочисленные факты нарушений транспортного законодательства, о них проинформированы органы власти и другие инстанции. Не раз писала об этом и газета «Транспорт России». Однако, как доказывают факты, в корне изменить ситуацию не удалось.
Между прочим, нелегальный междугородный извоз представляет собой хорошо организованное, обеспеченное всеми видами ресурсов сообщество. Есть у теневых перевозчиков и солидное финансовое подкрепление, и служба охраны, свои аналитики, юристы и адвокаты, собственная разведка, отмечалось на одном из совещаний в Ространснадзоре, посвященном проблемам междугородных пассажирских перевозок.
Навести порядок в сфере междугородных пассажирских перевозок автобусами мешают белые пятна в транспортном законодательстве, считают эксперты. Нужно ужесточить штрафные санкции к нарушителям правил перевозки пассажиров. Экономические рычаги воздействия на теневых перевозчиков заставят их работать в правовом поле. Большие надежды специалисты связывают с принятием федерального закона об основах организации транспортного обслуживания населения на маршрутах регулярных перевозок в РФ, который застрял в Госдуме.
За принятие подобного закона, который бы регламентировал гражданско–правовые отношения участников перевозочного процесса с органами государственной власти, высказываются и перевозчики, работающие в правовом поле. Отсутствие ФЗ, определяющего единые правила транспортного обслуживания населения в стране, вынудило органы субъектов РФ принять свои нормативно–правовые акты, которые, по мнению некоторых представителей транспортного сообщества, создают дополнительные административные барьеры, ведущие к недобросовестной конкуреренции и монополизации перевозок.
…Странное дело: нелегальный бизнес на привокзальных площадях столицы или вблизи них процветает уже много лет. И всякий раз специалисты, исследующие проблему, приходят к выводу: нужно как можно быстрее начать строительство в мегаполисе современных автовокзалов. О том же говорят и столичные власти. Но проходят годы, в Москве один за другим вырастают торгово–развлекательные комплексы и иные коммерческие объекты, а создание автовокзалов все откладывается. Невольно создается впечатление, что такое промедление кому–то выгодно.
Сергей ЕРОШИН