или Сбывшиеся ожидания мартовского изобилия.
В нашем прошлом отчете было указано на определенную закономерность показателей работы отечественных эксплуатантов. Слабенькие результаты авиакомпаний в последний зимний месяц не особенно тревожили, потому что согласно обнаруженному алгоритму большие надежды возлагались на предполагавшийся мартовский всплеск. Так оно и произошло. Более того, мартовская статистика вовсе не походит на малоамплитудный эффект лубочной волны.
Если с чем и сравнивать итоги марта, то разве что с мощным спуртом в престижном ралли по невнятному пока маршруту кризисных или, как сейчас принято считать, посткризисных экономических просторов. Судите сами: пассажирооборот в сравнении с предыдущим месяцем вырос на 20,2%, грузооборот – на 28,2%. Радуют и абсолютные цифры. Так, пассажиров перевезено более чем на 600 тыс. человек (+22%), а грузов – почти на 14 тыс. тонн (+23%). Бурный рывок эксплуатантов при этом наблюдался по всем фронтам, как на международных, так и внутренних линиях. Здесь, правда, следует отметить характерную для наших авиаторов особенность. Как только обстоятельства благоприятствуют их деятельности, так сразу же прослеживается любимый ими крен в сторону заморских маршрутов. Так, в сегменте пассажироперевозок рост на международных линиях по отношению к прошлому месяцу составил 30,3%, а на внутренних и местных соответственно 14 и 19,9%. Идентичная ситуация и по части доставки грузов. Здесь объемы международных перевозок подросли на 25,3%, тогда как внутренних и местных – на 17,6 и 20,4%. Заметим, что приведенный процентный рост не имеет ничего общего с лукавым сравнением с формальной базой аналогичного периода. Все корректно.
Конечно, объемы перевозок показаны не запредельные – бывали и лучшие дни. Но те лучшие дни состоялись в другое, прямо скажем, привлекательное для Росавиации, и не только для нее, время. А сейчас на дворе весьма шаткий период. Куда качнет – неведомо. Тем и приятен оптимистичный рывок авиаперевозчиков. Правда, сегодня, зная о чрезвычайной ситуации, сложившейся в апреле, это ускорение можно трактовать как неосознанное желание запастись максимальным ресурсом в преддверии спада.
О капризе стихии, стоившем мировой авиации многие миллионы недополученных долларов, – в следующем отчете. А пока о наших, не ведавших тогда еще о близком катаклизме, эксплуатантах.
В сегменте пассажироперевозок «турнирная таблица» верхнего регистра, вмещающего в себя 15 лучших авиакомпаний, практически не изменилась. Разве что поменялись местами «ВИМ–АВИА» и «Глобус», соответственно 10–е и 11–е итоговые места. Эта перестановка стала возможной благодаря более чем двукратному превышению компанией «ВИМ–АВИА» своего февральского скромного результата. В остальном позиционирование следующей за лидерами десятки эксплуатантов, по мнению составителей отчетности, отталкивающихся от объемов пассажирооборота, осталось без изменений.
Расстановка сил в авангардной пятерке по–прежнему та же. Правда, темпы ускорения здесь заметно разнятся. Лидер, «Аэрофлот – российские авиалинии» еще более укрепил свои позиции. Компания перевезла свыше 83 тыс. пассажиров, на 15% улучшив показатели февраля. Примерно на столько же увеличен ею пассажирооборот. Следующая за ней «Трансаэро» довольствовалась прибавкой скромных по мартовским меркам 9,7%. Пассажирооборот ее вырос еще меньше – порядка 7 процентных пунктов. «Сибирь» с 13% роста перевозок уверенно делит пятерку лидеров надвое. Процентом меньше отметила весенний прорыв «ЮТэйр». Авиаперевозчик практически по всем показателям идет почти вровень с занимающей третью строчку «Сибирью». Однако фотофиниш на месячном отрезке здесь не понадобился. Пассажирооборот эксплуатанта заметно ниже вышестоящего конкурента, как, впрочем, и мартовское процентное ускорение – 12 против 14 пунктов. Особняком стоят результаты компании, замыкающей лидирующий квинтет. «Оренбургские авиалинии» показала феноменальный спурт, более чем на треть увеличив и количество перевезенных пассажиров, и пассажирооборот – соответственно на 34,5 и 36%. При этом перевозчик оказался лучшим в отрасли по эффективности использования бортов. Процент занятости пассажирских кресел «зашкалил» у него за 97 пунктов.
Относительную стабильность в ранжировании пассажироперевозчиков, разместившихся с первого по пятнадцатое места, с лихвой компенсировали компании последующей десятки. Свои места здесь смогли сохранить только «Ред Вингс» (16), «Атлант–Союз» (17) и «Башкортостан» (30). Улучшили свои позиции «Таймыр» (16) и «Московия» (20). Остальные качнулись вниз, во многом благодаря неожиданно ворвавшемуся сюда аутсайдеру – «Ай Флай», собственниками которого являются структуры, близкие к туроператору TEZ Tour. Дебютант собирается специализироваться на чартерных перевозках. По свидетельствам СМИ, представители туристических компаний осторожно относятся к появлению нового чартерного перевозчика. «Провозных мощностей на рынке много, и даже есть их избыток. У всех крупных туристических компаний есть свои перевозчики, но это амбициозный проект», – уверен гендиректор и основатель «Авиачартера» Михаил Шаманов. Его коллега из туроператора «Южный крест» конкретизирует, что не хватает качественных перевозок с высоким сервисом и бизнес–классом. «Трудно говорить, соответствуют ли эти лайнеры таким критериям. Для TEZ Tour этот шаг вполне логичный, так как компания имеет большие объемы перевозки и было бы правильно опереться на собственные ресурсы. Но насколько он будет удачен, пока непонятно», – отмечает президент «Южного креста» Андрей Кузнецов.
Перевозчик не только оказался среди 35 эксплуатантов, отдельно отмечаемых в отчете Росавиации, но занял в списке сразу 21–е место. Посмотрим, поможет ли ему эта «фартовая» цифра в будущем.
Схожая картина и у грузоперевозчиков. Лидирующая пятерка в том же составе и на тех же местах. Но о застое говорить не приходится. Цифры указывают на очень серьезную борьбу эксплуатантов за каждый килограмм груза. Тандем «ЭйрБриджКарго» и «Волга–Днепр» пока уверенно держит соответственно первое и второе места. Лидер старается упрочить свое положение, и 26,5% прироста к февральскому результату объективно подтверждают это стремление. Чего не скажешь о компании «Волга–Днепр» – рост менее процента. С такими темпами можно легко слететь на третье место, ибо занимающий эту строчку «Аэрофлот – российские авиалинии» уже обошел благодушного конкурента по количеству перевезенных грузов, и стать полноправным вице–лидером ему не позволило лишь отставание в показателях по грузообороту. Не дремлют и нижеследующие «Полет» и «Трансаэро». Причем амбиции «Полета» вполне очевидны – компания сразу прибавила 69% к результатам февраля. Правда и в феврале она «просела» больше всех, но наверстала потери с лихвой.
«Турнирная таблица» с 6–го по 15–е места претерпела всего одно изменение. «Аэростарз» опустилась на строчку ниже, пропустив на 9–е место «224 летный отряд». В замыкающей таблицу десятке изменений куда больше, что указывает на плотность результатов и жесткую конкуренцию. Интересно, как повлиял апрельский кризис на работу отечественных грузоперевозчиков. Дождемся итогов – увидим.
Шамиль БАЙБЕКОВ,
обозреватель «ТР»
Основные показатели работы гражданской авиации России за март 2009 и 2010 гг.
Сравнительные показатели перевозок пассажиров за 2009 и 2010 гг.
Сравнительные показатели перевозок грузов и почты за 2009 и 2010 гг.