задержки авиарейсов увеличиваются.
Недавно в китайском аэропорту города Ханчжоу, что в 180 км к юго–западу от Шанхая, возник переполох. Были вынужденно отложены шесть рейсов, 12 направлявшихся туда самолетов спешно переадресовали в Нинбо и Уси. Порядка 2–3 часов пассажиры томились в ожидании своих бортов. Представитель аэропорта сообщил, что причиной нарушения воздушного сообщения стал неопознанный летающий объект. Об инциденте узнала вся планета. Примерно в эти же сроки наши авиакомпании поочередно и сообща задержали куда больше рейсов. Только с 18 по 24 июня, по информации Росавиации, зафиксированы 80 таких случаев, в результате чего залы ожидания отечественных аэропортов стали беспокойным пристанищем для 7274 пассажиров. Об инцидентах особо не распространялись.
Всего с начала текущего года по 22 июля установлено 3732 факта задержек (более 2 часов) рейсов воздушных судов коммерческой гражданской авиации, 2210 из которых произошли по вине эксплуатантов. Для сравнения: в прошлом году в аналогичные сроки операторами были допущены только 497 несвоевременных вылетов. Рост, прямо скажем, впечатляющий! Но главное, никакими внешними причинами в виде неопознанных объектов его в рассматриваемый период не обоснуешь. В этом смысле зловредные НЛО сильно подвели наших авиаторов, хоть депешу в далекую Альфу Центавра посылай. Впрочем, откуда гуманоидам взять столько летающих тарелок?
Ну, а каковы же все–таки июньские показатели отрасли?
За первый летний месяц рост пассажирооборота составил почти 21%, а объема пассажироперевозок превысил 22%. Настолько же увеличился объем внутренних перевозок. Местные линии по отношению к предыдущему месяцу также выглядят довольно привлекательно (+10,5%), но даже при такой динамике, пусть и немного, но недотягивают до показателя аналогичного прошлогоднего периода. Могло быть и хуже. В какой–то степени пока выручает неплохая динамика небольших эксплуатантов, названных одним из высоких чиновников «живопырками». Один из них – классический дискаунтер «Авианова» (совместный проект «Альфа–групп» и американского фонда Indigo Partners). За полугодие низкотарифный авиаперевозчик перевез более 470 тыс. пассажиров, поднявшись с 20–й сразу на 4–ю позицию по объему внутренних перевозок. Правда, в нашей турнирной таблице его рост куда скромнее, всего на одну ступеньку (22–е место), хотя июньский результат эксплуатанта почти в два раза превышает объемы предыдущих пяти месяцев. Этот результат даже выше промежуточного итога пионера в секторе лоукостеров – компании «Небесный экспресс». Последняя в общей сложности за полугодие перевезла более полумиллиона пассажиров, что позволило ей всего лишь удержаться на 17–й строчке. Тем не менее компания отличилась, захватив лидерство по количеству задержек рейсов. Это «достижение» стало предметом рассмотрения на специальном совещании Федерального агентства воздушного транспорта, где было установлено, что «количество задержанных рейсов авиаперевозчика увеличилось в 2,5 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Каждый четвертый рейс выполняется с задержкой от двух до шести часов и более». Причиной кризисной ситуации послужило плановое техническое обслуживание более половины парка самолетов оператора. «Авиаперевозчик был предупрежден, что в случае несоблюдения им принятых обязательств в его деятельность могут быть введены административные ограничения вплоть до приостановления действия сертификата эксплуатанта», – сообщается в пресс–релизе Росавиации. Надо отметить, что «Небесный экспресс» не единственный нарушитель своих обязательств перед пассажирами. Немалая лепта в задержках рейсов и десятков других авиакомпаний, о чем будет сказано ниже.
А пока вернемся к турнирной таблице. Пятерка лидеров в дивизионе пассажироперевозок все в том же составе и той же диспозиции. Средний совокупный рост фактических перевозок в июне составил здесь 20,2%. Однако превысить этот результат удалось лишь идущей второй «Трансаэро» (34%). Но даже этот показатель не позволил компании приблизиться к уверенно занимающему первую ступень «Аэрофлоту Российским авиалиниям», несмотря на значительно меньший привес объемов у последнего. Третье место стабильно удерживает «Сибирь», хотя «ЮТэйр» (18,7% прироста) по числу перевезенных пассажиров приблизилась к ней вплотную. «Оренбургские авиалинии» удерживают престижное пятое место исключительно благодаря более высокому показателю пассажирооборачиваемости, нежели у преследующей их по пятам и имеющей перевес по числу реально перевезенных пассажиров ГТК «Россия» (6–е место).
В погоне за лидерами петербуржцы все больше уходят в отрыв от «Владивосток Авиа», пока находящейся на 7–й ступеньке. Надо отметить, что плотность результатов у авиаперевозчиков, занимающих позиции с седьмой по десятую строчки, чрезвычайно высока. И очень может быть, что по итогам июля–августа здесь произойдут существенные перестановки.
А что же наш дебютант, специализирующийся на туристическом чартере? Казалось бы, пик отпускного сезона сулит немалые дивиденды авиакомпаниям, облюбовавшим привлекательную с виду бизнес–нишу. Увы, «Ай Флай» не подтвердил это умозаключение, спикировав сразу на 3 позиции (25–е место). Конечно, ресурс провозных мощностей компании не беспределен – всего 3 борта Boeing–757–200. Однако эффективность их использования оставляет желать лучшего – процент занятости кресел в июне снизился сразу более чем на 23 пункта. Чего тогда ожидать от перевозчика в «непрофильные» для него сезоны? Впрочем, время для внесения корректив еще имеется – впереди подведение итогов за урожайные, согласно обнаруженной нами ранее спиральной траектории активности авиакомпаний, июль и август.
Между тем в соответствии с этой же моделью июнь не сулил ничего хорошего сегменту грузоперевозок. Так оно и произошло. Рост объемов перевозки грузов и почты снизился по отношению к предыдущему месяцу на 5,48%, на фоне почти 9–процентного падения грузооборота.
Лидеры те же. Первое место в пятерке уверенно держит «ЭйрБриджКарго». Прирост компании (3,41%) недотягивает до майской отметки (12,7%), но в абсолютном выражении (28 272,5 т) почти в два раза превышает аналогичный показатель занимающего вторую позицию «Аэрофлота Российских авиалиний» (15 926,1 т). Аэрофлотовцы в июне темпы сдали (–6,54%), однако «Волга–Днепр» воспользоваться этой осечкой, видимо, уже не в силах. Похоже, ульяновцы смирились с третьим местом, явно снизив темпы (–44,79%), и в своей стратегической задаче отныне отметили два основных компонента: поддержка лидерства своей «дочки» и удержание нынешней позиции. Второму из компонентов пока серьезных угроз не отмечено – «Полет» (4–е место) также снизил темпы роста (–16%) и к тому же отстает от ближайшего конкурента на заветном пьедестале по всем позициям более чем в два раза.
В «командах» следующего за лидерами основного пелатона особых претензий не наблюдается. По итогам июня здесь отмечены только два перевозчика с положительным сальдо. Несложно догадаться, что один из них – 224 летный отряд. Более чем 40–процентный «привес» показателей эксплуатанта частично компенсировал майский минусовый отскок. В итоге компания сохранила 10–е общекомандное место. Зато «КАПО Авиа» при практически таком же раскладе удалось подняться на ступеньку выше (13–е место). Еще одним достойным некоторого внимания событием можно назвать вылет из пелатона в группу аутсайдеров компании «Авиастар–ТУ» (16–е место), весьма последовательно шедшей к этому результату. Ее место заняла «Алроса», также проявившая последовательность, но уже в лучшем понимании этого слова.
Вялые результаты грузоперевозчиков согласно «спиральной» перспективе уже по результатам июля должны обернуться началом подъема, который, возможно, продолжится вплоть до декабря. Будем надеяться, что теоретическая закономерность нас не подведет, и прогноз оправдается в полной мере.
Впрочем, это касается и пассажироперевозок. Правда, затем модель указывает на последовательное снижение объемов в этом дивизионе. И чтобы он не оказался чрезмерным, компаниям необходимо подтянуть дисциплину. Высокая динамика задержек рейсов обратно пропорциональна доверию пассажиров к эксплуатантам. И публичная порка одного из многих, а в списке нарушителей порядка 30 компаний, вряд ли что изменит. Во всяком случае, надолго.
На выбор «стрелочника» могли повлиять и другие обстоятельства. Случайно или нет, но практически вслед за вызовом «на ковер» не самого на сегодня пунктуального эксплуатанта – «Небесного экспресса» последовала информация о возможном его слиянии с «Авиалиниями Кубани», входящими в состав «Базового элемента» Олега Дерипаски.
Тем не менее если уж «порка» состоялась, то не мешало бы сообщить общественности, компенсированы ли пассажирам доставленные им неудобства.
Тема компенсаций весьма неудобна для наших перевозчиков. А при таких количествах задержек рейсов – разорительна. В свою очередь молчат в массе своей и пассажиры. А будь они настойчивее в реализации своих прав, как, например, в свое время индиец, летевший самолетом «Аэрофлота» из Мумбаи в Лондон транзитом через Москву, ситуация выглядела бы иначе. В связи с задержкой рейса он попросил у сотрудников авиакомпании позвонить ожидавшей его дочери, но получил отказ. Не удовлетворившись ответом перевозчика на свою жалобу, упрямый пассажир направил петицию в потребительскую комиссию района Дадар в городе Мумбаи. В результате, пусть и ценой трехлетней тяжбы, пострадавший добился сатисфакции – комиссия по рассмотрению потребительских жалоб в Мумбаи обязала авиакомпанию выплатить индийскому пассажиру 50 тыс. рупий (около 1,1 тыс. долл.). На мой взгляд, наказание рублем – самый доходчивый способ борьбы с равнодушным, а подчас и наплевательским отечественным сервисом.
Шамиль БАЙБЕКОВ,
обозреватель «ТР»
Сравнительные показатели перевозок пассажиров за 2009 и 2010 годы
Сравнительные показатели перевозок грузов и почты за 2009 и 2010 годы