Перспективы развития отечественной авиации пока неопределенны
Отчетный, 2009 год в Росавиации завершен. От календарного он отличается полной статистической ясностью. Чем же интересна предлагаемая агентством статистика?
Авиаперевозчиками перевезено 45,11 млн пассажиров, при пассажирообороте 122,5 млрд пассажирокилометров. Это повторение результата 2007 года. Однако в сравнении с пиковым, 2008 годом, услугами наших авиакомпаний воспользовалось почти на 5 млн человек меньше, что указывает на более чем 9%–ное снижение в условиях практически равного пассажирооборота. Грузов за год перевезено чуть более 712 тыс. тонн, что в итоге почти на те же 9% меньше предыдущего показателя. Отметим, что декабрь, как и предполагалось, не стал для грузоперевозчиков месяцем добрых свершений. По сравнению с прошлым месяцем объемы перевозок снизились почти на 580 тонн. Правда, за тот же период услугами авиатранспорта воспользовалось на 50 с лишним тысяч пассажиров больше.
Из относительно хороших новостей можно назвать еще одну: прогнозируемый ранее Росавиацией спад объемов перевозок (10–11%) оказался менее глубоким. Радостного в этом, прямо скажем, мало. Как отмечают эксперты, доходы авиакомпаний от перевозок снизились на 8,3%, убыток от перевозочной деятельности составил 6 млрд рублей, себестоимость 1 ткм возросла до 6,7%.
В сегментах перевозок наблюдается следующая ситуация. Объем международных пассажироперевозок снизился на 9,9% – до 21,3 млн человек. На внутренних маршрутах эксплуатанты обслужили 23,8 млн человек – 9%–ное снижение относительно 2008 года. Причем в минувшем декабре имела место маленькая неожиданность. А именно, снижение объема пассажироперевозок на международных линиях (более чем на 82 тыс. человек) на фоне роста этого показателя – на внутренних (свыше 133,5 тыс. лиц). С одной стороны, налицо долгожданное событие – пресловутый перекос в сторону заморских рейсов и, естественно, в ущерб развитию отечественных маршрутов, казалось бы, исправляется. Но не будем торопиться бить в литавры. Отмеченный факт, увы, отнюдь не управляемая тенденция, а результат стечения обстоятельств. По данным Международной ассоциации воздушного транспорта, спрос на пассажирские перевозки в мире упал на 3,5%, объем грузовых перевозок снизился на 10,1%. Как следствие этого процесса – сужение бизнес–площадки зарубежных эксплуатантов и естественное вытеснение с нее чужих игроков, то есть российских авиаперевозчиков. В этих условиях нашим авиакомпаниям остается безальтернативное условие – больше летать на отечественных просторах. Закономерно встает риторический вопрос – где летать?
В своем предварительном анализе положения в отрасли Росавиация констатирует следующее: «В настоящее время состояние местных и региональных авиационных перевозок характеризуется как критическое. Объемы в данном секторе авиаперевозок относительно 1991 года сократились в 6 раз, «…» продолжается сокращение сети аэродромов в регионах, аэродромная сеть в России в 2 раза меньше, чем в Канаде, «…» сохраняются территориальные диспропорции: неразвитость межрегиональных и местных связей – при том, что аэропорты Москвы обеспечивают половину отправок пассажиров, а в международном сообщении – более 70%. «…» Резкое сокращение объемов авиаперевозок на региональных и местных авиалиниях имеет глубокие социальные корни, и ситуация может быть исправлена только совместными усилиями органов законодательной, федеральной исполнительной власти, органов местного управления и самоуправления». Заметим, что эти и ряд других проблем ведомство относит к разряду системных.
Таким образом, летать нашим эксплуатантам предстоит в основном на трассах, связанных с московским авиаузлом, и до тех пор, пока не будут искоренены «глубокие социальные корни», препятствующие развитию местных воздушных перевозок. Как долго это продлится, решайте сами.
Ситуация в части грузоперевозок, несмотря на специфику администрирования данной услуги, схожая. По сравнению с ноябрем наблюдается заметное снижение объемов на международных линиях (более чем на 7%), при увеличении на внутренних (13%) и местных трассах (почти 11%).
Теперь непосредственно об авиакомпаниях. Согласно «турнирной таблице» Росавиации, пассажироперевозчики завершили год практически без изменений. Из тройки «призеров» лишь «Сибирь» снизила темпы на последнем, двенадцатом отрезке минувшего года, но запас прочности позволил ей удержать «бронзу». «Серебро» – у «Трансаэро». Лучшим пассажироперевозчиком на финише года заслуженно стала компания «Аэрофлот – российские авиалинии». В пятерке наиболее успешных также ГТК «Россия» и «ЮТэйр». В последующей десятке авиаперевозчиков обращает на себя внимание последовательное, с ноября прошлого года, снижение компании «Атлант–Союз» – итоговое 12 место.
Грузоперевозчики на финишной прямой явно сдали. Даже лидер, «ЭйрБриджКарго», завершил декабрьский отрезок с минусовой разницей в сравнении с предыдущим месяцем. «Волга–Днепр» – пришла на финиш с декабрьским плюсом – второе место. Долгий спурт на последних отрезках отчетного периода авиакоманды «Аэрофлот – российские авиалинии» все же не позволил ей обойти «Аэрофлот–Карго» и занять почетное третье место. «Трансаэро», как и ожидалось, замкнула первую пятерку эксплуатантов.
Куда неожиданнее завершила год последующая десятка авиакомпаний. «Сибирь» не удержала первое в этой группе место, уступив его «Полету». А «Континент» и «224 летный отряд» из числа так называемых импульсных лидеров вовсе оказались за бортом 15 лучших авиакомпаний – соответственно 16–е и 18–е места в итоговом раскладе.
Теперь о перспективах на 2010 год. Авиаперевозчики, по мнению экспертов, могут выйти на уровень 2008 года, и даже превзойти его, но только ценой убытков, то есть сдерживанием роста тарифов. Что же касается нашей «турнирной таблицы», то ей грозит серьезная перетряска. Как известно, решение о передаче «Аэрофлоту» формируемого холдинга «Росавиа», находящегося пока под управлением ГК «Ростехнологии», уже принято. Напомним, в состав «Росавиа» входят: ФГУП ГТК «Россия», ФГУП «Оренбургские авиалинии», ФГУП «Кавминводыавиа», ОАО «Владивосток авиа», ОАО «Саратовские авиалинии» и ОАО «Сахалинские авиатрассы». Консолидированный объем перевозок названных компаний в прошлом году составил порядка 6 млн человек. То есть «Аэрофлот», если не последуют возражения Федеральной антимонопольной службы, станет по существу монопольным отечественным авиаперевозчиком. Следовательно, каков окажется ранжир эксплуатантов в году нынешнем – целиком будет зависеть от того, каким образом новый собственник распределит объемы между обновленным составом участников акционерного общества. Словом, время покажет.
Шамиль БАЙБЕКОВ,
обозреватель «ТР»