Росавиация провела финансовый мониторинг деятельности эксплуатантов за прошедшее полугодие. Результаты, мягко скажем, настораживают – 42% российских авиакомпаний оказались в «нестабильном финансовом положении», причем порядка трети из них входят в первую двадцатку.
Большую пятерку – «Аэрофлот», «Трансаэро», «Сибирь», «ЮТэйр», «Оренбургские авиалинии» и аффилированных с ними перевозчиков – проблема экономической недостаточности пока не коснулась. Остальным главный регулятор пригрозил предусмотренными в таких случаях санкциями: «их легитимность может быть поставлена под сомнение, и реальна угроза их закрытия», – говорится в сообщении федерального агентства.
Вряд ли жесткие меры будут применены по отношению ко всем эксплуатантам с сомнительной платежеспособностью. В условиях продолжающейся рецессии столь радикальное решение может вызвать цепочку весьма нежелательных последствий. Но отдельные из них вполне могут испытать на себе все прелести «принципиальной опалы». Причем давление, пусть и опосредованное, уже идет.
В прошлом выпуске обзора статотчетности было отмечено возросшее количество задержек рейсов. И вот Московская прокуратура по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте подала в арбитражный суд Москвы сразу восемь исков к авиакомпании «Авианова» и один – к «Небесному экспрессу». Оперативность надзорного органа впечатляет, как, впрочем, и его избирательность в выборе наказуемых. Напомним – в списке провинившихся фигурировали порядка 30 компаний, среди которых назывались, в частности, и «Аэрофлот», «Башкортостан», «Нордавиа», «Саратовские авиалинии», «Сибирь», «ЮТэйр»… Правда, указанные эксплуатанты задержали отправку не более 2% своих рейсов. Тем не менее интересно, каким правоустанавливающим нормативом руководствовались прокурорские работники в процессе «селекции» нерадивых? Может, представлениями древнегреческого философа Зенона, пытавшегося определить, сколько зерен составляют кучу? Применительно к обсуждаемой ситуации этот софизм означает следующее: каков должен быть процент задержек, чтобы привлечь нарушителя к ответственности? Избирательная принципиальность в правовом поле – признак лукавства, несовместимого с постулатом, определяющим равенство всех перед законом.
Между тем оба «назначенных» виновника ухудшения общей статистики своевременных вылетов воздушных судов продемонстрировали в июле, согласно информации Росавиации, неплохую производственную активность. Объем пассажироперевозок «Небесного экспресса» вырос на 15 процентных пунктов, у «Авиановы» этот показатель перевалил за 21%. Результаты вполне коррелируют с общей динамикой периода и даже превосходят ее. В целом по отрасли объем перевозок пассажиров за месяц вырос на 13,2%. Но, увы, продолжилась траектория снижения внутренних перевозок, и сразу на 15%. Важно, чтобы это не стало тенденцией. Результаты грузоперевозчиков скромнее – 2,5% роста. Соотносимы и показатели по грузо– и пассажирообороту – 5,2 и 14,8% соответственно.
Привлекательна также статистика за год на дату отчета. Так, рост пассажирских авиаперевозок в январе–июле 2010 г. по сравнению с аналогичным периодом 2009 г. составил 29,8%. Международные пассажирские перевозки выросли на 33,2%, внутренние – на 26% по сравнению с семью месяцами прошлого года и составили 16 млн человек. Пассажирооборот за этот период увеличился на 35% и превысил 80 млрд пассажирокилометров, грузооборот – на 45,8%.
Словом, авиакомпании и на этот раз оправдали наш прогноз, опирающийся на механизм спиральной траектории активности авиакомпаний. Как и следовало ожидать, ранжир большой пятерки остался без изменений. Лидер – «Аэрофлот – российские авиалинии». За ним привычно сгруппировались «Трансаэро», «Сибирь», «ЮТэйр» и «Оренбургские авиалинии». Вроде все как прежде, за исключением одного немаловажного нюанса. Темпы роста объемов перевозок у пятерки, кроме «Сибири», снизились, причем у «Трансаэро», «ЮТэйра» и «Оренбургских авиалиний» – существенно. Впрочем, эта динамика вполне укладывается в прогнозную модель.
У нижеследующего «диксиленда» ситуация аналогичная – отметка июньского прироста превышена только двумя эксплуатантами. Отличились «Глобус» и «Якутия». В минус отработали за отчетный месяц «ВИМ–авиа» и «Донавиа», соответственно на 2,2 и 3,7 процентных пункта. В остальном, кроме привычной рокировки «Уральских авиалиний» с уступившей ей седьмую позицию компанией «Владивосток авиа», серьезных изменений не отмечено.
Позиции первой пятерки в стане грузоперевозчиков также не изменились. Лидер, «ЭйрБриджКарго», пусть и с небольшим «привесом» (3,4%), но по–прежнему методично наращивает отрыв от ближайшего преследователя – компании «Аэрофлот – российские авиалинии», которая в свою очередь недобрала до показателей июня более 6%. Разместившаяся на третьем месте «Волга–Днепр» немного отошла от июньской спячки и частью компенсировала неудачные для себя результаты прошлого месяца. Позиция компании, старательно опекающей свою лидирующую «дочку», напоминает маневры велогонщика, отсекающего ушедшего в отрыв члена команды от наскоков пелатона. Стратегия достаточно эффективная. Во всяком случае, следующие за ней «Полет» и «Трансаэро» пока не способны оказывать сопротивление первой тройке. В целом группа отработала удачнее, прибавив чуть менее 2% к почти что 8–процентному июньскому снижению объемов. И если сравнить это «достижение» с совокупным объемом грузоперевозок за отчетный период, то мы увидим, что дополнительные полпроцента положительного «нектара» наработаны «пчелками» нижней части турнирной таблицы.
Так оно и есть. Команды, занимающие места с 6–го по 15–е, прибавили к объемам июня сразу 7,6%. Здесь продолжает радовать «224 летный отряд», сумевший приплюсовать к более чем 40–процентному приросту предыдущего месяца почти 29% и продвинуться на ступень выше (9–е место). Но абсолютный результат июля все же за «Аэростарзом». Однако более чем 55% прироста объемов перевозок так и не позволили компании сохранить за собой отвоеванное «224 летным отрядом» место, и она замкнула состав первой десятки.
Обратим также внимание на два существенных события, произошедших в группе, замыкающей турнирную таблицу (16–35 места). Прежде всего – это плачевная участь «Московии». Компания оказалась за чертой престижного списка 35 участников многоэтапного соперничества. Не исключено, что это связано с претензиями Финансовой лизинговой компании, подавшей заявление о несостоятельности эксплуатанта. Правда, уточнить, повлияло ли это заявление на производственную активность авиакомпании, или все обстоит наоборот, пока не удалось. Арбитражный суд Московской области принял решение ввести в отношении компании процедуру наблюдения, которое ответчик намеревается оспорить.
Второе из событий – переход в «видимую» зону турнира вместо выбывшей «Московии» новичка из Красноярского края – «КрасАвиа», созданная в 2007 г. на базе «Эвенкия–Авиа». В собственность предприятия входят несколько аэропортов, два из которых находятся в Туре и по одному в Байките, Ванаваре и Хатанге. Пожелаем дебютанту верхней лиги ясного неба и положительных финансовых результатов.
Шамиль БАЙБЕКОВ,
обозреватель «ТР»
Сравнительные показатели перевозок пассажиров за 2009 и 2010 годы
Сравнительные показатели перевозок грузов и почты за 2009 и 2010 годы
Основные показатели работы гражданской авиации России в июле 2009 и 2010 годов