• декабря 24, 2020 В КРЕМЛЕ

    Подписан закон

    о требованиях к российским международным перевозчикам

  • декабря 24, 2020 В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

    Продлен срок

    программы поддержки авиакомпаний

  • декабря 24, 2020 В ГОСДУМЕ РФ

    Дорожный фонд пополнится

    за счет штрафов за нарушения законодательства о пользовании платными дорогами

  • декабря 24, 2020 923

    Хроника 21 – 27 декабря 2020 года

    Состоялось совместное заседание Коллегии и Общественного совета Федерального агентства морского и речного транспорта.

    Состоялось заседание экспертного совета по транспорту в Азиатско–Тихоокеанском регионе.

    В Минтрансе России обсудили вопросы развития дорожной отрасли Хабаровского края.

Долететь до обещанного

Долететь до обещанногоНе все инициативы ульяновских властей обретают крылья.

Долететь до обещанногоКак уже сообщалось, в конце августа в Ульяновске прошел II Международный авиатранспортный форум МАТФ–2012.
На протяжении трех дней состоялись более 20 конференций, деловых переговоров, дискуссий и «круглых столов». Подписаны порядка 10 соглашений о сотрудничестве с ведущими лидерами авиационной отрасли. Основными темами для обсуждения стали развитие региональных перевозок и аэропортовой деятельности, подготовка кадров для авиационной отрасли, грузовые авиаперевозки и транзитный потенциал России.
Словом, в организационном смысле МАТФ–2012 удался, как, впрочем, и предыдущий – МАТФ–2011. Это безусловное достижение, возможно, и стало следствием равнозначной оценки отдельными представителями авиасообщества данного форума с авиасалоном МАКС. Весомым аргументом в пользу такого сравнения послужило соглашение между организаторами мероприятий, подписанное в 2011 году, в котором указывается, что МАТФ и МАКС будут чередоваться по годам.
Между тем не надо быть специалистом, чтобы легко найти куда более десяти отличий, указывающих, что сопоставлять эти крупные отечественные авиасобытия по меньшей мере некорректно. И дело здесь не в существенном превалировании летных экспонатов в Жуковском и даже не в пристрастиях первых лиц государства, пока навещающих исключительно подмосковное авиашоу. Лучше других эту разницу прояснил главный идеолог ульяновских авиа-инициатив губернатор области Сергей Морозов: «МАКС, по сути, стал выставкой достижений. А для нас крайне важно другое – создать площадку мозгового штурма, экспертную площадку, чтобы двигаться дальше по устранению проблем. Конечно, благодаря ей и мы сможем продвигать Ульяновск как авиационную столицу России и с участием международного экспертного сообщества получать дополнительные импульсы к развитию. И еще: мы бы хотели, чтобы форум стал главной информационной площадкой – чтобы представители всех видов масс–медиа помогали обществу и властям обратить внимание на поднимаемые здесь проблемы. И тогда коллективно их будет легче решить».
Насколько далеко удалось «продвинуть Ульяновск как авиационную столицу» со времени возникновения аналогичного слогана? Ответ на этот вопрос складывается из инициатив областного руководства и реализации конкретных начинаний. В активе – создание в 2009 г. особой экономической зоны портового типа (ПОЭЗ) на базе аэропорта Ульяновск–Восточный, ставшей частью авиакластера, который, по признанию самого губернатора в интервью нашей газете, «в региональном масштабе уже давно присутствует на территории области». В его основе – ЗАО «Авиастар СП». До недавнего времени здесь были зарегистрированы три резидента: компании «Волга–Днепр Техникс Ульяновск», «ФЛ Техникс Ульяновск» и авиационный завод «Витязь». Предполагается, что первые два резидента построят в особой экономической зоне центры технического обслуживания соответственно широкофюзеляжных (Ан–124, Боинг–747) и узкофюзеляжных самолетов. Авиационный завод «Витязь» организует в ПОЭЗ сборку 19 местных самолетов канадской разработки DHC – 6 TwinOtter.
В июле этого года члены совета ПОЭЗ рассмотрели и одобрили еще две заявки от компаний – претендентов на статус резидента в особой зоне – ООО «Интеравионика» и «Авиаприбор Холдинг», которые входят в Госкорпорацию «Ростехнологии», и «ААР–Рус» – совместный проект американской корпорации AAR и российского частного инвестора Мухарбека Аушева.
ООО «Интеравионика» построит в ПОЭЗ производственно–сервисный центр, основными задачами которого будут производство элементной базы для авиационных приборов, а также производство высокотехнологичного бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) для иностранной и отечественной авиационной техники. Кроме этого, компания планирует освоить ремонт БРЭО российского и иностранного производства.
«ААР–Рус», входящая в Топ–10 мировых MRO провайдеров, подразумевает создание на территории ПОЭЗ логистического центра для осуществления поставок в Россию авиационных запасных частей и компонентов, а также хранение товаров резидентов ПОЭЗ и других компаний.
Пока основным достижением в этой группе резидентов стало подписание на прошедшем форуме соглашения между региональным правительством и «ФЛ Техникс Ульяновск», в соответствии с которым на производственных площадях в ПОЭЗ компания будет производить базовое техническое обслуживание воздушных судов семейства Airbus 320, Boeing 737 Classic, Boeing 737NG, Bombardier CRJ 200, Suhoj Super Jet 100.
Остальные компании пока, увы, находятся в стадии проектирования своих предприятий в ПОЭЗ, а также занимаются оформлением земельных участков.
Помимо инфраструктурных, ульяновцы озвучивали и непосредственно производственные намерения. Одно из них настойчиво и пока без-успешно пробивает авиакомпания «Волга–Днепр». Ею совместно с ОАК проведена работа по анализу и определению технологического облика нового модернизированного самолета Ан–124. Самолет является признанным мировым лидером на рынке перевозок сверхтяжелых и негабаритных грузов. Сочетание таких технических характеристик, как габариты, объем грузовой кабины, дальность полета, возможность загрузки с колес и без специального погрузочного оборудования, позволяет перевозить сверхтяжелые и крупногабаритные грузы массой до 120 тонн в более чем 1700 аэропортов по всему миру.
Специалисты пришли к заключению, что модернизированные Ан–124–111–747 и Ан–124–300–747 обеспечат лидирующее положение России на рынке перевозок сверхтяжелых и негабаритных грузов на 40–50 лет. В то же время этот проект позволил бы надолго загрузить производственные мощности ЗАО «Авиастар СП».
Сообщалось и о других, не менее амбициозных планах ульяновцев. Прежде всего, это проекты, намеченные к реализации в рамках ПОЭЗ, – с чешской компанией EVEKTOR по выпуску нового четырнадцатиместного турбовинтового воздушного судна EV–55 и канадской «Викинг Эйр» – производство девятнадцатиместного турбовинтового воздушного судна DHC–6 ТwinОtter серии 400. Планировалось выйти на годовую программу выпуска суммарно порядка 100 единиц авиатехники.
Этими планами Сергей Морозов поделился с нашими читателями более полутора лет назад. За это время ни один из презентованных самолетов не сошел с ульяновского конвейера ПОЭЗ. Более того, о проекте их производства говорится все меньше и меньше.
Отметим, что идея строительства малого воздушного флота органично вплеталась в стратегический замысел – возрождение внутри– и межрегиональных перевозок. «Стоимость нового самолета вполне доступна для приобретателей. Реализация этой программы позволит в достаточно короткие сроки решить проблему нехватки региональных самолетов на всей территории Российской Федерации», – обосновал в вышеупомянутом интервью эту зависимость ульяновский губернатор.
Проблема региональных перевозок остается в центре внимания областных властей. «Приволжский федеральный округ первым разработал пилотный проект региональных перевозок, и у него есть все шансы запустить его первым», – напомнил Сергей Морозов участникам и гостям МАТФ–2012. При этом среди главных проблем, препятствующих развитию региональных авиа-перевозок, он назвал отсутствие самолетов и низкую популярность авиауслуг среди граждан: «Не все регионы готовы осуществлять софинансирование производства самолетов. Кроме того, у большинства людей нет желания пользоваться авиауслугами. Например, загруженность недавно открытого рейса «Ульяновск–Центральный – Санкт–Петербург» составляет всего 50%. Необходимо прививать людям культуру, любовь к авиаперелетам».
Но как ее, любовь, привить, если соотношение стоимости авиабилета к средней зарплате в Ульяновске составляет 110%? В Московском регионе этот показатель значительно ниже. Вероятнее всего, суть проблемы лежит не в плоскости эмоциональной предрасположенности населения к авиаперелетам. Проблема усугубляется, с одной стороны, тем, что в отдаленных регионах проживает самая малоимущая часть населения, с другой – отсутствием развитой аэродромной инфраструктуры. Словом, нужны деньги.
Между тем планы развития региональной авиации являются существенной частью более глобального проекта – «Волжский транзит», цель которого – создание транспортно–логистического кластера. Суть мегаидеи, по мнению Сергея Морозова, в создании здесь крупнейшего мультимодального транспортно–логистического комплекса, который соединится через железную дорогу, автомобильные трассы и воздушные ворота как с другими регионами, так и с иностранными государствами. И главная его составляющая – грузовая авиация. Представляется, что грузы в Россию будет доставлять авиакомпания «Волга–Днепр», но не через перегруженную Москву, а через аэропорт Ульяновск–Восточный, который станет мощнейшим авиационным грузовым хабом, куда грузы будут поступать из стран зарубежья, а затем доставляться в разные города страны через все многообразие транспортных путей, идущих из Ульяновска. Отсутствие в обрисованном механизме региональных авианаправлений заметно снизит потенциал проекта в целом.
Что же остается? Ждать денег и самолетов. Насчет денег – вопрос неоднозначный. С одной стороны, сказываются мировой кризис и последующая рецессия, в результате чего государственные инфраструктурные инвестиции сюда на период 2009–2011 годов сокращены в девять раз – с предполагаемых 6,7 млрд рублей до 761 млн рублей. С другой – областной бюджет направил на развитие инфраструктуры 375 млн рублей, что, конечно, панацеей не явилось. Серьезным подспорьем в решении этой проблемы могут стать инвестиции в рамках пилотного проекта развития региональных авиаперевозок, реализация которого по поручению Правительства РФ предусмотрена в Приволжском федеральном округе с учетом возможности приоритетного использования отечественных самолетов. Этой новостью порадовал организаторов форума министр транспорта РФ Максим Соколов.
Может сложиться впечатление, что желания руководства Ульяновской области не всегда совпадают с возможностями, ввиду чего ряд громких проектов могут обернуться прожектами. Возможно, кто–то убежден в этом, полагая, что даже в случае неудачного стечения обстоятельств Ульяновск все равно останется авиационной столицей, поскольку–де это название заблаговременно и дальновидно «запатентовано». Но выводы делать рано. Резюмировать сказанное лучше всего словами присутствовавшего на форуме заместителя министра транспорта РФ Валерия Окулова, который обратил внимание на наличие у Ульяновской области значительного потенциала для развития авиации и выразил надежду на дальнейшее успешное развитие региональных проектов.

Шамиль БАЙБЕКОВ,
обозреватель «ТР»

06.09.2012

№ 52 (1171) 21 – 27 декабря 2020 года

В Минтрансе России 1112

Гордость отрасли

Министр транспорта РФ Виталий Савельев вручил государственные и ведомственные награды работникам транспортной отрасли.
Речной транспорт 1135

Без альтернативы

Водный транспорт может и должен сыграть ключевую роль в эффективном транспортном балансе страны.
IT-технологии 1608

Под бдительным оком «ЭРЫ–ГЛОНАСС»

По итогам 2020 года в системе зарегистрированы более пяти миллионов автомобилей.
Автомобильные дороги 1300

Диверсификация возможна?

Перейдет ли Россия на строительство цементобетонных дорог.
Безопасность 1270

Техническое перевооружение

О старых проблемах и новых вызовах российской подземке.
Перекрестки истории 1210

По законам морского братства

Если в море затонули корабли...

Уважаемые читатели!

Сообщаем вам, что 1–й номер газеты «Транспорт России»

выйдет 14 января 2021 года.

Коллектив редакции сердечно поздравляет всех с Новым

годом и желает здоровья и счастья!

novogodnyaya kompoziciya