• декабря 24, 2020 В КРЕМЛЕ

    Подписан закон

    о требованиях к российским международным перевозчикам

  • декабря 24, 2020 В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

    Продлен срок

    программы поддержки авиакомпаний

  • декабря 24, 2020 В ГОСДУМЕ РФ

    Дорожный фонд пополнится

    за счет штрафов за нарушения законодательства о пользовании платными дорогами

  • декабря 24, 2020 922

    Хроника 21 – 27 декабря 2020 года

    Состоялось совместное заседание Коллегии и Общественного совета Федерального агентства морского и речного транспорта.

    Состоялось заседание экспертного совета по транспорту в Азиатско–Тихоокеанском регионе.

    В Минтрансе России обсудили вопросы развития дорожной отрасли Хабаровского края.

Дорожный фонд восстановят

Реформа финансирования дорожного хозяйства обсуждалась на совещании, которое провел председатель Правительства РФ Владимир Путин.

Реформа финансирования дорожного хозяйства обсуждалась на совещании, которое провел председатель Правительства РФ Владимир Путин.
По итогам совещания принято решение о создании федерального бюджетного фонда (по типу Инвестфонда), в котором будут аккумулироваться средства для строительства и ремонта автомобильных дорог.
Глава правительства напомнил, что в последние годы завершена программа строительства почти двух десятков внеклассных мостов через крупнейшие реки европейской части страны и Сибири, а в целом за 2009 год удалось построить более 3000 км федеральных и региональных дорог (на 30% больше, чем в успешный 2008 год). Вместе с тем председатель Правительства РФ заключил: «Сегодня гораздо больше можно говорить не об успехах, а о проблемах в этой сфере».
Конечно, проблемы в дорожной сфере существовали и раньше, однако экономический кризис их усугубил. Крайне негативно сказываются на комфортности и безопасности дорожного движения недостаточные объемы ремонта существующих трасс. Однажды сэкономив на своевременном ремонте, дорожники затем несут двойные, а то и тройные расходы на восстановление разрушенной дороги. Это касается как федеральных, так и региональных трасс, отметил Владимир Путин.
Разумеется, стоимость дорожных объектов должна быть экономически обоснованной. По словам главы Правительства РФ, в настоящее время сметы явно раздуты, а срок службы построенных дорог не выдерживает никакой критики. Удешевить строительство может внедрение в практику контрактов жизненного цикла с подрядчиками на проектирование, строительство и обслуживание дорог. Но необходимые изменения в законодательство пока не внесены, подчеркнул Владимир Путин. Слишком медленно также идет обновление нормативной базы.
При всем при том механизм, который гарантировал бы стабильность и предсказуемость финансирования строительства дорог, признал председатель Правительства РФ, фактически отсутствует. Хотя очевидно, что успешная реализация затратных, капиталоемких проектов невозможна, если объем выделяемых ресурсов может в любой момент измениться. Поэтому нужно более четко определиться с бюджетными и частными источниками финансирования инфраструктуры. Причем речь идет как о финансировании крупных, стратегических объектов, так и о выполнении текущих обязательств по ремонту.
Вот почему и принято решение о создании в рамках бюджетной системы РФ целевого дорожного фонда по типу Инвестфонда, в котором будут аккумулироваться минимальные средства для строительства и поддержания дорожной сети в нормальном состоянии. Право создавать аналогичные региональные фонды будет предоставлено и субъектам РФ.
Напомним, дорожные фонды действовали в 90-е годы прошлого века, пополняясь за счет ряда налогов, в частности, на горюче–смазочные материалы. В 2001 году федеральный фонд ликвидировали, заменив системой прямого финансирования дорог. Спустя два года упразднили и региональные фонды. В результате не стало механизма стабильного, долгосрочного финансирования строительства дорог. С идеей возродить дорожные фонды выступил в конце прошлого года Президент РФ Дмитрий Медведев. Он поручил Правительству РФ проработать варианты их воссоздания.
Свои предложения по наполнению федерального дорожного фонда представил в правительство Минтранс России. Одними из главных изменений, которые отразятся на действующей налоговой системе, должны стать увеличение ставки акцизов на бензин, дизельное топливо и моторные масла и перераспределение зачисления акцизных сборов. Сегодня акцизы на эти виды товаров полностью зачисляются в региональные бюджеты. Но это не особо отражается на качестве дорог, поскольку эти деньги не всегда идут на развитие транспортной системы. Минтранс предлагает 50% доходов от увеличения акцизов концентрировать в федеральном дорожном фонде. Кроме того, он может пополняться за счет акцизов на импортный бензин, дизельное топливо и моторные масла, а также акцизов на автомобили и мотоциклы. И наконец, еще одним возможным источником дохода может стать НДС от реализации нефтепродуктов, производимых на территории страны и импортируемых.
По подсчетам специалистов Минтранса, в год эти источники позволят аккумулировать в фонде до 475 миллиардов рублей. Этих денег вполне достаточно на содержание и ремонт бесплатных федеральных дорог (платными дорогами продолжит заниматься компания «Автодор»). В министерстве считают, что повышение акцизов на топливо и автомобили может заменить транспортный налог, который должен быть отменен. Это компенсирует автовладельцам фактическое увеличение налогового бремени.
Региональные дорожные фонды предлагается формировать из доходов от акцизов на бензин, дизельное топливо и масла, производимые на территории РФ, и платы по договорам о присоединении дорожного сервиса к автодорогам регионального значения. Наконец, предлагается направлять в фонд 1,5% от налога на прибыль организаций. Сегодня из 20% этого налога 18% остаются в региональных бюджетах.
В целом идея Минтранса России о создании фонда как структуры, способной давать исполнителям автодорожных работ гарантии долгосрочного финансирования проектов, одобряется всеми ведомствами. Но есть расхождения министерств по срокам создания федерального дорожного фонда и закреплению за ним определенных средств бюджета. Глава Минэкономразвития России Эльвира Набиуллина заявила, что фонд может быть создан уже в 2011 году в рамках работы над бюджетом на 2011–2013 годы. Одним из его преимуществ станет возможность переноса остатков средств фонда на следующий год. Глава Минфина России Алексей Кудрин прямо не говорит о сроках создания фонда, но считает, что процесс (в частности, переориентация источников наполнения фонда) должен идти постепенно, в течение нескольких лет.
Решения об источниках роста федеральных расходов на дорожное хозяйство пока нет. Минтранс, Минэкономразвития и Минфин едины только в вопросе о росте топливных акцизов. К мерам, способствующим наполнению федерального фонда, по мнению главы Минфина, помимо роста бензиновых акцизов может быть причислен сбор с тяжеловесных автомобилей массой больше 12 тонн, движущихся по федеральным дорогам.
Однако для целевого использования денег на дорожную отрасль необходимо внести изменения в Налоговый и Бюджетный кодексы РФ.

Сергей ЕРОШИН

№ 52 (1171) 21 – 27 декабря 2020 года

В Минтрансе России 1111

Гордость отрасли

Министр транспорта РФ Виталий Савельев вручил государственные и ведомственные награды работникам транспортной отрасли.
Речной транспорт 1134

Без альтернативы

Водный транспорт может и должен сыграть ключевую роль в эффективном транспортном балансе страны.
IT-технологии 1607

Под бдительным оком «ЭРЫ–ГЛОНАСС»

По итогам 2020 года в системе зарегистрированы более пяти миллионов автомобилей.
Автомобильные дороги 1299

Диверсификация возможна?

Перейдет ли Россия на строительство цементобетонных дорог.
Безопасность 1269

Техническое перевооружение

О старых проблемах и новых вызовах российской подземке.
Перекрестки истории 1209

По законам морского братства

Если в море затонули корабли...

Уважаемые читатели!

Сообщаем вам, что 1–й номер газеты «Транспорт России»

выйдет 14 января 2021 года.

Коллектив редакции сердечно поздравляет всех с Новым

годом и желает здоровья и счастья!

novogodnyaya kompoziciya