вопросы повышения качества профессионального образования.
Состоялось очередное заседание Общественного совета Министерства транспорта РФ, посвященное вопросам подготовки кадров.
Также шла речь о перспективах развития образовательных учреждений транспортного комплекса.
Кроме того, участники заседания обсудили тему обновления нормативно–технической базы транспортного строительства в части автомобильных дорог и дорожных сооружений.
В работе совета приняли участие статс–секретарь – заместитель министра транспорта РФ Сергей Аристов, заместители министра Валерий Окулов и Николай Захряпин, руководители подведомственных Минтрансу службы и агентств, эксперты.
Выступивший с докладом руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта Александр Давыденко подчеркнул, что обеспечение отрасли подготовленными профессиональными кадрами является одной из приоритетных задач Росморречфлота, залогом безопасности судоходства и безаварийной работы на морском и речном транспорте. По мнению руководителя агентства, отраслевой подход доказал свою состоятельность и показал свои преимущества.
По словам Александра Давыденко, в шести вертикально интегрированных образовательных комплексах обучаются 62 тыс. человек. В 2014 году подготовлены 7,5 тыс. специалистов с высшим образованием и 3,5 тыс. – со средним профессиональным образованием.
«Дальнейшее развитие наших образовательных учреждений мы связываем с возрождением традиции подготовки плавсостава по типу «закрытого учебного заведения», где будущие специалисты флота приобретают командные навыки и понимание диспиплины на флоте», – сказал руководитель Росморречфлота.
Агентство неоднократно обращалось в Минобрнауки и Минфин с просьбой о дополнительном финансировании из федерального бюджета на бесплатное питание и форменное обмундирование курсантов (по оценкам Росморречфлота, на эти цели требуется порядка 3 млрд руб.), но этот вопрос до сих пор не решен. Александр Давыденко считает, что его нужно поднимать на уровень Правительства РФ.
Основой для разработки программ обучения на флоте являются профессиональные стандарты. В настоящее время разрабатывается профстандарт «судоводитель–механик», в дальнейшем будет подготовлен и направлен в Минтруд перечень профстандартов для включения в план на 2015 год.
«Отраслевое образование отличает то, что оно тесно связано с организациями реального сектора экономики: после окончания учебных заведений выпускники трудоустраиваются практически на 100%, – подчеркнул Александр Давыденко. – Курсанты проходят практику в судоходных компаниях, что позволяет до минимума сократить время адаптации на новом рабочем месте и дает возможность обеспечить целевое обучение».
Руководитель Росморречфлота предложил внести в закон об образовании изменения, направленные на расширение перечня организаций, участвующих в целевом обучении за счет предприятий, без государственного участия.
«В наших вузах создана система непрерывного профобразования, благодаря чему выпускники, получившие среднее образование, могут продолжить обучение в высших учебных заведениях, – сделал акцент Александр Давыденко. – Однако в случае призыва такого выпускника на службу в армию обучение по программам высшего образования прерывается. Более того, на практике специалисты, отслужив, зачастую не возвращаются на работу в отрасль и не продолжают учебу. А потребность в отрасли именно в специалистах со средним техническим образованием особенно велика».
В целях закрепления молодежи на флоте руководитель Росморречфлота предложил рассмотреть на уровне Правительства РФ вопрос о предоставлении отсрочки от службы в Вооруженных силах тем выпускникам, получившим среднее профессиональное образование, которые после выпуска работают на судах под российским флагом.
Заместитель руководителя Федерального агентства воздушного транспорта Олег Сторчевой рассказал о деятельности учебных заведений, подведомственных Росавиации, – МГТУ ГА, Санкт–Петербургского государственного университета гражданской авиации и Ульяновского высшего авиационного училища гражданской авиации. По его словам, учебные заведения гражданской авиации ведут подготовку по 32 направлениям и специальностям, в них обучаются более 23 тыс. студентов и курсантов. Дипломы выпускников признаются за рубежом. Материально–техническая база включает современные дорогостоящие тренажеры для подготовки пилотов, диспетчеров УВД и инженерно–технических специалистов.
Минобрнауки провело 3 мониторинга деятельности вузов гражданской авиации и их филиалов, по результатам которых они были признаны эффективными и подтвердили специфическую транспортную направленность образовательных учреждений.
В 2014 году по программам высшего образования приняты почти 5,5 тыс. студентов и курсантов. Набор в летные учебные заведения составил 780 человек, на специальность «пилот» по целевому набору – 145 человек. «Целевой набор на летные специальности позволяет решать вопросы трудоустройства выпускников, осуществлять проведение дополнительной подготовки студентов во время их обучения на конретных типах воздушных судов за счет средств авиакомпаний, позволяет авиакомпаниям планировать привлечение пилотов на период 4–5 лет», – убежден Олег Сторчевой.
Выпуск пилотов из летных училищ ГА ежегодно растет, начиная с 2012 года превышает 500 пилотов. В 2014 году были выпущены 689 пилотов, в планах 2015 года – 946 человек, из которых 150 пилотов будут работать в регио-
нальной авиации. По прогнозам, потребность в пилотах на период до 2020 года составляет в среднем 600 человек в год. Олег Сторчевой отметил возросший интерес молодежи к получению специальностей гражданской авиации: в настоящее время конкурс в среднем при поступлении составляет 3–4 человека на место.
По данным Минобрнауки, у трех вузов ГА показатель трудоустройства превышает установленные пороговые значения. Так, на начало сентября 2014 года из 1082 пилотов 2012–2013 годов выпуска трудоустроены 764 человека, или 71%. 288 пилотов находятся в листах ожидания
авиакомпаний и проходят дополнительную подготовку.
Олег Сторчевой также высказался за то, чтобы пилоты – выпускники средних летных учебных заведений при условии организации прохождения ими соответствующего обучения по военно–учетным специальностям были освобождены от призыва в армию. Количество таких пилотов составляет 450–460 человек в год. По оценкам специалистов, 20% выпускников средних специальных заведений ГА, проходящих службу по призыву, потом не возвращаются на работу по летной специальности, это значит, что деньги на их обучение потрачены зря.
В условиях утраты системы распределения выпускников с целью закрепления их на конкретных авиапредприятиях на определенный период необходимо расширить прямые контакты авиапредприятий и учебных заведений путем более активного проведения ярмарок вакансий на базе учебных заведений, создать в ГА единую автоматизированную систему мониторинга потребностей специалистов по конкретным направлениям подготовки, заключил Олег Сторчевой.
Заместитель руководителя Федерального агентства железнодорожного транспорта Игорь Мицук представил Концепцию развития кадрового обеспечения железнодорожного транспорта РФ на период до 2020 и 2030 годов. Цель данной концепции – формирование базовых принципов создания единого отраслевого комплекса образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования, определение долгосрочной модели непрерывного развития человеческих ресурсов железнодорожного транспорта, его кадрового потенциала и механизмов реализации.
В настоящее время сеть университетов, подведомственных Росжелдору, состоит из девяти университетских комплексов, включающих 70 филиалов, в которых реализуются образовательные программы всех уровней. В них учатся более 163 тыс. человек. В среднем только 2,3% выпускников обращаются за содействием в поиске работы. Выпускники, обучавшиеся на целевой основе, трудоустраиваются почти на 100%.
Университеты тесно сотрудничают с ОАО «РЖД». В 2013 году филиалами ОАО «РЖД» на очное обучение в вузы железнодорожного транспорта направлены более 7 тыс. человек, в том числе по программам высшего образования – более 3,7 тыс. человек. Общий контингент студентов–целевиков превышает 42 тыс. человек.
В ходе реализации концепции особый акцент предполагается сделать на усиление дисциплины будущих специалистов, которым будут прививаться навыки и компетенции в области транспортной безопасности. Этого невозможно добиться вне системы отраслевой подготовки транспортных специалистов, подчеркнул Игорь Мицук.
За рамками обсуждения остались вопросы подготовки квалифицированных кадров для автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, в связи с чем председатель Общественного совета Михаил Блинкин предложил обсудить эту проблему на одном из заседаний.
Заместитель директора Департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Евгений Носов проинформировал Общественный совет об обновлении нормативно–технической базы транспортного строительства в части автомобильных дорог и дорожных сооружений.
В частности, он сказал, что разработаны 46 межгосударственных стандартов на битумы и битумные вяжущие, введены в действие 12 предварительных национальных стандартов по применению дорожных битумов, разработаны 11 национальных стандартов на применяемые в дорожном строительстве композитные и геосинтетические материалы. Выполняются НИР по 163 темам, разработан и принят Техрегламент Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог», который вступает в силу 15 февраля 2015 года. Реализуется Программа по разработке межгосударственных стандартов, в результате применения которой на добровольной основе обеспечиваются требования данного Технического регламента. Этой программой предусмотрена разработка 171 межгосударственного стандарта в области дорожного хозяйства.
Члены Общественного совета поддержали проект постановления Правительства РФ о бюджетных инвестициях в проектирование и строительство транспортного перехода через Керченский пролив, а также согласились с учреждением национальной премии за достижения в области транспорта и транспортной инфраструктуры.
Татьяна ЛАРИОНОВА,
обозреватель «ТР»
9.10.2014