• декабря 24, 2020 В КРЕМЛЕ

    Подписан закон

    о требованиях к российским международным перевозчикам

  • декабря 24, 2020 В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

    Продлен срок

    программы поддержки авиакомпаний

  • декабря 24, 2020 В ГОСДУМЕ РФ

    Дорожный фонд пополнится

    за счет штрафов за нарушения законодательства о пользовании платными дорогами

  • декабря 24, 2020 922

    Хроника 21 – 27 декабря 2020 года

    Состоялось совместное заседание Коллегии и Общественного совета Федерального агентства морского и речного транспорта.

    Состоялось заседание экспертного совета по транспорту в Азиатско–Тихоокеанском регионе.

    В Минтрансе России обсудили вопросы развития дорожной отрасли Хабаровского края.

В режиме ручного управления?

В режиме ручного управления?На расширенном заседании Комитета Госдумы РФ по транспорту был рассмотрен вопрос «О развитии Мурманского транспортного узла».

В режиме ручного управления?Мурманская область настаивает на исключении из правил
На расширенном заседании Комитета Госдумы РФ по транспорту был рассмотрен вопрос «О развитии Мурманского транспортного узла».
Участники заседания поддержали просьбу администрации Мурманской области о создании Мурманской портовой особой экономической зоны (ПОЭЗ) без проведения конкурса по отбору заявок. В заседании комитета принимал участие заместитель министра транспорта РФ Виктор Олерский.
В рамках проекта по развитию Мурманского транспортного узла предполагается  строительство на западном берегу Кольского залива  терминалов по перевалке 20 млн тонн угля и 35 млн тонн нефти и нефтепродуктов. На восточном берегу пролива будет построен контейнерный терминал на 1 млн TEU, проведена  реконструкция угольного терминала до 9,6 млн тонн. Запланировано развитие железнодорожной инфраструктуры, включая строительство железнодорожной ветки Выходной – Лавна. Для управления проектом создается ОАО «Управляющая компания «Мурманский транспортный узел», в состав учредителей которой вошли ОАО «Мурманский морской торговый порт», ОАО «РЖД», ОАО «НК «Роснефть», ФГУП «Росморпорт, правительство Мурманской области.
«На мероприятия по комплексному развитию инфраструктуры транспортного узла потребуется 117,3 млрд рублей. Из них в рамках ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010–2015годы)» 50,9 млрд рублей выделяется из федерального бюджета и еще 66,4 млрд рублей планируется привлечь за счет частных инвесторов», – заявил губернатор Мурманской области Дмитрий  Дмитриенко.
Очевидно, что руководители других портов страны, таких, как, например, Архангельский и Беломорский, внимательно следят за коллизией вокруг образования ПОЭЗ в Мурманском порту. В случае удовлетворения просьбы мурманчан они получат моральное право требовать таких условий и для себя. В таком случае норма Закона «Об особых экономических зонах» в части проведения конкурса станет законодательным излишеством, и судьба ПОЭЗ переходит в режим «ручного управления».
Губернатор Мурманской области Дмитрий Дмитриенко объяснил свое право на исключение из правил тем, что Мурманский порт имеет особо важное значение для экономики России. Действительно, его уникальность объясняется  целым рядом  обстоятельств. В их число входят: близость порта к европейскому и американскому рынкам; порт Мурманск расположен в непосредственной близости к перспективным месторождениям нефти и газа на Арктическом шельфе; у него есть надежная транспортная связь с промышленно развитыми районами России; порт не зависим от необходимости прохождения через международные проливы. Но главное состоит в том, что порт имеет глубоководную  незамерзающую, защищенную от волнения акваторию. На важность  последнего обстоятельства обратил особое внимание заместитель министра транспорта РФ Виктор Олерский: «Даже некоторые южные порты не имеют такую незамерзающую акваторию, как порт Мурманска. При перевозах это дает экономию в 2 доллара на одну тонну груза».
По мнению губернатора, масштабность развития порта не соответствует потребностям экономики страны. «Анализ мирового опыта создания портовых особых  экономических зон  и оценка текущего состояния порта Мурманск показали, что реализовать концепцию морского хаба–центра в порту Мурманск возможно только в режиме ПОЭЗ», – считает он. Опыт эксплуатации портов Европейского союза, работающих в режиме свободных экономических зон, показывает, что в них темпы роста грузооборота превышают в два раза темпы роста портов, работающих в обычном режиме. «Льготный режим на объектах ПОЭЗ, которые будут включены в комплекс Мурманского транспортного узла, позволит обеспечить экономию на стадии строительства в 15%, а на стадии эксплуатации объектов на 10%. Особый режим таможенного оформления позволит ускорить прохождение строительных материалов и оборудования», – сказал Дмитрий Дмитриенко.
Позиция губернатора нашла поддержку у участников заседания.
В частности, Виктор Олерский согласен с инициативой мурманчан. Он лишь счел нужным высказать свои предложения по работе ПОЭЗ. Замминистра считает, что одной из специализаций ПОЭЗ должно быть судостроение. «Это  решение напрашивается потому, что у нас на Севере есть  атомный ледокольный флот, пять судов Норильского никеля, 40 судов, которые осуществляют нефтяные перевозки в Арктике. Но на сегодня все они проходят ремонты за пределами России. В Мурманском порту нужно создать центр по ремонту судов», – сказал он.
Кроме того, Виктор Олерский считает, что  строительство терминала по перевалке железнорудного сырья позволит  отечественным горнометаллургическим комбинатам  конкурировать с Бразилией, которая является основным поставщиком сырья в Китай. Эту идею всячески поддерживает  один из крупнейших горнометаллургческих холдингов России – «Металлоинвест». Эта компания готова проинвестировать строительство терминала в ПОЭЗ.
По информации Дмитрия Дмитриенко, часть вертикально интегрированных компаний подписали меморандумы – протоколы о намерениях, которые, например, предполагают строительство завода по производству редких сортов чугуна.
Однако на пути осуществления этих планов есть свои проблемы. «Помимо Мурманска на Севере есть еще два проекта по строительству портов – в Архангельске и Боломорске. Оба этих порта претендуют на право называться глубоководными. Но их возможности и их экономика несопоставимы с Мурманским портом. Давайте не будем размывать бюджетные средства, а направим их в Мурманск», – обратился  за поддержкой к законодателям Виктор Олерский.
Эту проблему взялся решить председатель Комитета Госдумы РФ по транспорту Сергей Шишкарев. «Каждый из членов Комитета по транспорту представляет свои регионы и вправе отстаивать их интересы. Но мы берем на себя обязательства  расставить приоритеты. В ином случае, «попилив» бюджетные деньги, мы  не сумеем построить что–либо в одном месте  и завалим проекты в другом», – заявил он.

Алексей КАЗАКОВ,
обозреватель «ТР»

 

№ 52 (1171) 21 – 27 декабря 2020 года

В Минтрансе России 1111

Гордость отрасли

Министр транспорта РФ Виталий Савельев вручил государственные и ведомственные награды работникам транспортной отрасли.
Речной транспорт 1134

Без альтернативы

Водный транспорт может и должен сыграть ключевую роль в эффективном транспортном балансе страны.
IT-технологии 1607

Под бдительным оком «ЭРЫ–ГЛОНАСС»

По итогам 2020 года в системе зарегистрированы более пяти миллионов автомобилей.
Автомобильные дороги 1299

Диверсификация возможна?

Перейдет ли Россия на строительство цементобетонных дорог.
Безопасность 1269

Техническое перевооружение

О старых проблемах и новых вызовах российской подземке.
Перекрестки истории 1209

По законам морского братства

Если в море затонули корабли...

Уважаемые читатели!

Сообщаем вам, что 1–й номер газеты «Транспорт России»

выйдет 14 января 2021 года.

Коллектив редакции сердечно поздравляет всех с Новым

годом и желает здоровья и счастья!

novogodnyaya kompoziciya