• декабря 24, 2020 В КРЕМЛЕ

    Подписан закон

    о требованиях к российским международным перевозчикам

  • декабря 24, 2020 В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

    Продлен срок

    программы поддержки авиакомпаний

  • декабря 24, 2020 В ГОСДУМЕ РФ

    Дорожный фонд пополнится

    за счет штрафов за нарушения законодательства о пользовании платными дорогами

  • декабря 24, 2020 922

    Хроника 21 – 27 декабря 2020 года

    Состоялось совместное заседание Коллегии и Общественного совета Федерального агентства морского и речного транспорта.

    Состоялось заседание экспертного совета по транспорту в Азиатско–Тихоокеанском регионе.

    В Минтрансе России обсудили вопросы развития дорожной отрасли Хабаровского края.

С электричеством шутки плохи

Безопасность нефтеналивного транспорта стала темой очередного заседания Комитета Государственной думы Российской Федерации по транспорту. Дискуссия на тему «О нормативном обеспечении безопасности нефтеналивного транспорта и бункерных емкостей от электростатического и иных воздействий», развернувшаяся на заседании комитета, показала, что степень остроты проблемы по–разному оценивается специалистами. Одни считают, что необходимо срочно разрабатывать специальный регламент по обеспечению электростатической безопасности, привлекая к подготовке нормативного акта специалистов ГК «Ростехнологии», другие не видят необходимости прибегать к чрезвычайным мерам.

Безопасность нефтеналивного транспорта стала темой очередного заседания Комитета Государственной думы Российской Федерации по транспорту. Дискуссия на тему «О нормативном обеспечении безопасности нефтеналивного транспорта и бункерных емкостей от электростатического и иных воздействий», развернувшаяся на заседании комитета, показала, что степень остроты проблемы по–разному оценивается специалистами. Одни считают, что необходимо срочно разрабатывать специальный регламент по обеспечению электростатической безопасности, привлекая к подготовке нормативного акта специалистов ГК «Ростехнологии», другие не видят необходимости прибегать к чрезвычайным мерам. 
К числу первых относится генеральный директор ООО «Национальный инженерно–исследовательский центр электростатической безопасности» Виктор Галка. Он утверждает, что нефть и нефтепродукты являются диэлектрической жидкостью, способной при транспортировке генерировать и накапливать электрические заряды. При эксплуатации объектов транспортировки, особенно морским транспортом, возникает электростатическая опасность воспламенения паров углеводородов. «Если бы резервуары для транспортировки и хранения нефти были прозрачны, то внутри них мы увидели бы бесконечное множество вспыхивающих молний от разрядов статического электричества», – уверен он.
По словам представителя ООО «Национальный инженерно–исследовательский центр электростатической безопасности», изучение проблемы электростатической безопасности началось еще во времена Советского Союза. Поводом послужил взрыв на танкере «Людвиг Свобода» в порту Вентспилс. Причина взрыва была установлена в экспериментальном порядке на аналогичных танкерах типа «Жан Грива» и «Юлий Данишевский». При проведении экспертизы было установлено, что в струе топлива при истечении ее из трубопровода объемы электрического заряда превышались в 14 раз по сравнению с допустимыми, а значения электрического потенциала в грузовых танках – в 5 раз. Правительством СССР были выделены значительные средства Минморфлоту и Минсудпрому для проведения исследований. В правилах Морского регистра появился раздел требований по электростатической безопасности. «В результате проделанной работы почти два десятилетия не было аварий по причине электростатического электричества», – заявил Виктор Галка.
В 90–е годы такая работа была прекращена из–за отсутствия финансирования, что не замедлило сказаться. «В 2000 году во время моечной операции в Мурманском морском пароходстве взорвался танкер «Магас», а в 2003 году взорвался танкер Chassiron», – рассказал директор ФГУП «ВНИИ малых электрических машин» Тарас Данильченко.
По его мнению, объекты транспортировки и хранения нефтепродуктов продолжают взрываться и гореть. Так, в 2004 году на причале нефтебазы якутского поселка Юрюнг–Хая произошел взрыв на нефтеналивном танкере «Лена–нефть–2061». В 2003 году произошел взрыв паров нефти во время загрузки танкера «Виктория» у причала нефтеналивной базы «Ортини» в городе Октябрьске. В 2007 году на нефтеналивной станции в городе Саратове произошел взрыв. На железнодорожном полотне загорелись три 120–тонные цистерны с остатками нефти. В 2009 году произошли 4 крупные аварии на нефтебазе в Ногинске, на линейно–перекачивающей станции «Канда» в Ханты–Мансийском автономном округе, на нефтебазе ОАО «Леннефтепродукт» в Санкт–Петербурге. Расследование взрыва на территории ОАО «Газпромнефть–Тюмень», проведенное Северо–Уральским управлением Ростехнадзора, подтвердило, что основными причинами аварии стало несоблюдение требований электростатической безопасности, сообщил членам комитета Тарас Данильченко.
Специалисты считают, что существующая практика устранения статического электричества путем заземления металлического оборудования, снижения скорости потока нефтепродуктов в нефтепроводах или снижения концентрации паров нефтепродуктов является недостаточной мерой.
На заседании было предложено установить на морском транспорте и на крупных нефтехранилищах современные системы контроля параметров электростатического поля. Кроме того, сторонники усиления электростатической безопасности на нефтеналивном транспорте предлагают поручить ГК «Ростехнологии» разработать в 2010 году технический регламент «Общие требования электростатической безопасности объектов транспортировки, переработки и хранения жидких углеводородов». В проекте решения Комитета по транспорту говорится о необходимости рекомендовать правительству поручить комиссии по техническому регулированию внести в проекты технических регламентов разделы, посвященные электростатической безопасности. В этот перечень входят следующие технические регламенты: «О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта», «О безопасности железнодорожного подвижного состава», «О безопасности внутреннего водного транспорта и связанной с ним инфраструктуры», «О безопасности морского транспорта и связанной с ним инфраструктуры», «О безопасности химической промышленности». Кроме того, в проекте решения говорится о том, что раздел об электростатической безопасности должен быть разработан ГК «Ростехнологии» в 2010 году. При этом предполагается, что частичная компенсация расходов ГК «Ростехнологии» на подготовку регламентов будет осуществляться за счет бюджетных средств.
Однако заместитель директора департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Виталий Клюев заявил, что при принятии столь высокозатратных решений нужно иметь в виду, что Ространснадзор не имеет статистики в отношении аварий, случившихся по причине электростатических воздействий на судах морского и внутреннего водного транспорта за последние пять лет. Кроме того, Виталий Клюев сказал, что некоторые эксперты необоснованно считают, что, например, причиной пожара в 2006 г. на танкере «Джована» в Калининграде было пренебрежение нормами электростатической безопасности. «Но точная причина установлена не была, а электростатический фактор даже не рассматривался в качестве причины аварии. Скорее всего, пожар разгорелся из–за производства ремонтных работ с открытым огнем», – добавил он. Виталий Клюев напомнил, что безопасность морского транспорта регулируется Международной конвенцией по охране человеческой жизни на море и, исходя из международных требований, ни одно судно, которое выходит из российского порта, не может его покинуть, если не будет выполнять эти требования. Кроме того, надо учесть, что нефть из российских портов вывозят и суда под иностранными флагами. «Российский техрегламент по электростатической безопасности не может распространяться на эти суда. Таким образом, принимаемые нами решения ужесточают требования к судам под российским флагом и ставят их в дискриминационное положение по отношению к судам под иностранными флагами. Мы еще более отодвинем тот день, когда суда начнут стремиться под российский флаг», – заявил он.
Виталий Клюев напомнил, что Минтранс подготовил два проекта технического регламента – «О безопасности морского транспорта и связанной с ним инфраструктуры» и «О безопасности внутреннего водного транспорта и связанной с ним инфраструктуры». Оба они содержат нормы, которые предписывают обеспечить элетростатическую безопасность не только на судах, перевозящих нефть и нефтепродукты, но и на всех судах, поскольку там есть нефтепродукты в качестве бункерного топлива.
Первый заместитель начальника департамента коммерческой работы в сфере грузовых перевозок ОАО «РЖД» Александр Годовиков также не видит необходимости просить помощи у ГК «Ростехнологии» при подготовке технического регламента по электростатической безопасности. «На железнодорожном транспорте требования к подвижному составу регулируются международными документами. За рубежом подобного контроля нет. Поэтому нет смысла поручать ГК «Ростехнологии» включать в программу разработки национальных стандартов проект по электростатической безопасности», – считает он.
Член Комитета по транспорту Виктор Войтенко попытался найти компромисс между сторонниками и противниками форсированной подготовки регламента по электростатической безопасности. «Ссылка на то, что за рубежом нет документов, которые бы определяли правила электростатической безопасности, некорректна. В некоторых республиках бывшего СССР, например в Казахстане, такая норма есть. Я считаю, что разработка технического регламента, который бы мог быть положен в основу всех нормативных документов, должна быть проведена», – заявил он.

Алексей КАЗАКОВ,
обозреватель «ТР»

№ 52 (1171) 21 – 27 декабря 2020 года

В Минтрансе России 1111

Гордость отрасли

Министр транспорта РФ Виталий Савельев вручил государственные и ведомственные награды работникам транспортной отрасли.
Речной транспорт 1134

Без альтернативы

Водный транспорт может и должен сыграть ключевую роль в эффективном транспортном балансе страны.
IT-технологии 1607

Под бдительным оком «ЭРЫ–ГЛОНАСС»

По итогам 2020 года в системе зарегистрированы более пяти миллионов автомобилей.
Автомобильные дороги 1299

Диверсификация возможна?

Перейдет ли Россия на строительство цементобетонных дорог.
Безопасность 1269

Техническое перевооружение

О старых проблемах и новых вызовах российской подземке.
Перекрестки истории 1209

По законам морского братства

Если в море затонули корабли...

Уважаемые читатели!

Сообщаем вам, что 1–й номер газеты «Транспорт России»

выйдет 14 января 2021 года.

Коллектив редакции сердечно поздравляет всех с Новым

годом и желает здоровья и счастья!

novogodnyaya kompoziciya