В Госдуме РФ состоялось заседание «круглого стола» на тему «Актуальные проблемы доступности железнодорожной инфраструктуры и транспорта для инвалидов. Инновационные решения». Его организаторами выступили Комитет Госдумы по транспорту и Межфракционное депутатское объединение по делам инвалидов.
В своем обращении к участникам «круглого стола» председатель Комитета Госдумы РФ по транспорту Сергей Шишкарев напомнил, что на первом заседании Совета по делам инвалидов Президент России Дмитрий Медведев отметил, что в связи с подписанием международной Конвенции о правах инвалидов потребуется серьезная корректировка законодательной, нормативно–правовой базы. По итогам заседания в поручениях Президента РФ обращено внимание Правительства РФ, руководителей регионов на существующие проблемы в сфере общественного транспорта и необходимость его обновления с учетом потребностей инвалидов. Доступность транспорта и транспортной инфраструктуры призвана улучшить качество жизни инвалидов и является важным условием достижения равенства возможностей и активного участия маломобильных категорий граждан в социальной и культурной жизни общества. Конституция РФ гарантирует заботу об инвалидах, но, по словам Сергея Шишкарева, наша транспортная инфраструктура до сих пор вопреки нормам, прописанным в Конституции, зачастую остается для инвалидов недоступной. Из–за этого люди с ограниченными возможностями не могут нормально передвигаться, отдыхать, лечиться и трудиться.
Транспортной стратегией России до 2030 года поставлена задача обеспечить доступность пассажирского транспорта для маломобильных групп населения на 90%. Между тем, заметил глава думского комитета, в ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010–2015 годы)» нет даже раздела, не говоря уже о плане мероприятий, по обеспечению доступности транспортной инфраструктуры для инвалидов. Технические регламенты и стандарты по транспорту и транспортной инфраструктуре во многом несовершенны и не отвечают современным требованиям. Невнятно прописана мера ответственности за несоблюдение требований по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам транспортной инфраструктуры и транспорту.
Сопредседатель Межфракционного депутатского объединения по делам инвалидов Олег Смолин дополнил перечень нерешенных проблем, усложняющих жизнь российских инвалидов. Он затронул, в частности, вопрос о такой социальной льготе, как проездной билет на электропоезд. Во многих регионах в большинстве сельских районов железных дорог нет, и эта льгота инвалидам ничего не дает. По мнению депутата, необходимо подумать над тем, чем можно ее заменить.
Существуют проблемы с использованием специально оборудованных вагонов для пассажиров–колясочников. Часто даже при наличии свободных мест в эти вагоны не допускаются, например, инвалиды по зрению. Остается непонятным, почему специальными вагонами не могут пользоваться все инвалиды. Ясно, что колясочники должны иметь в данной ситуации приоритет, но уж если появляются свободные места, почему бы не продавать билеты другим категориям пассажиров с ограниченными возможностями?
Несмотря на эти и другие сложности, участники «круглого стола» отмечали, что наметились позитивные тенденции в обеспечении доступности транспортной инфраструктуре для маломобильных групп населения. Разрабатывается государственная программа «Доступная среда», интересы инвалидов учитываются при модернизации железнодорожной инфраструктуры. Начальник Дирекции железнодорожных вокзалов – филиала ОАО «РЖД» Сергей Абрамов отметил, что обеспечение доступности железнодорожной инфраструктуры для всех категорий пассажиров, и прежде всего инвалидов, является основной задачей компании. Речь идет о вокзальных комплексах, подвижном составе, а также инфраструктуре, связанной с приобретением проездных документов, оказанием других услуг.
«Трудности, с которыми мы столкнулись, – сказал Сергей Абрамов, – носят объективный характер. В советское время в проектных решениях не учитывались ограничения для маломобильных групп населения, поэтому сегодня нам приходится реконструировать и модернизировать железнодорожную инфраструктуру, а это требует огромных капиталовложений».
В ближайшие годы более 300 российских вокзалов ждут серьезные перемены. Они должны превратиться в современные многофункциональные комплексы, связывающие между собой различные виды транспорта. В соответствии со специальной программой модернизации вокзалов на первом этапе будут осуществлены работы на вокзалах в Москве, Санкт–Петербурге, в Сочинском узле, на Дальнем Востоке. Во все проекты в обязательном порядке закладываются решения, обеспечивающие доступность железнодорожной инфраструктуры для всех категорий маломобильного населения. Работа проводится в тесном контакте с немецкими специалистами, накопившими большой опыт в этой области.
«Оценивая программу, мы понимаем, что без активной поддержки государства и заинтересованных инвестиционных институтов, законодателей мы эту задачу решить не сможем», – подчеркнул Сергей Абрамов. С учетом масштабности проектов, объемов капиталовложений необходимо введение так называемых финансовых стимулов для инвестиционной деятельности и привлечения частного капитала, использование механизма государственно–частного партнерства. Вопросы финансирования должны быть учтены при разработке государственной программы «Доступная среда», заказчиком которой выступает Минздравсоцразвития России. Отдельное направление – развитие «интеллектуальных транспортных систем» пользовательского, клиентского типа, которые позволят использовать современные инновационные решения.
Заместитель руководителя Росжелдора Алан Лушников остановился на той роли, которую призвано сыграть государство в обеспечении доступной среды на железнодорожном транспорте. Это прежде всего установление нормативных требований к техническим средствам и объектам инфраструктуры. Уже практически готовы технические регламенты, которые станут первым шагом к полноценному и современному регулированию технических средств и объектов инфраструктуры. Согласно законодательству о техническом регулировании технические регламенты – это первый уровень, дальше идут отраслевые стандарты, которые должны быть разработаны в ближайшие несколько лет.
Но встает вопрос: требования установим, а как приводить инфраструктуру в соответствие с этими требованиями? Алан Лушников констатировал, что новых вагонов, предназначенных для перевозки инвалидов, других маломобильных групп населения, пока, к сожалению, немного, и реконструкция вокзалов идет достаточно медленно. Дело упирается в финансирование. Даже программы, утвержденные на уровне правительства, в настоящее время не выполняются. Общая позиция финансово–экономического блока правительства состоит в том, что все это документы докризисного периода, сейчас иная реальность, иные подходы к расходованию бюджетных средств.
Вопреки трудностям железнодорожники по мере сил заботятся о пассажирах с ограниченными возможностями. Так, созданы необходимые условия для инвалидов на вокзалах, прошедших реконструкцию после 2002 года. К ним относятся Челябинск, Самара, Ростов и другие. На ряде вокзалов для инвалидов установлены специальные лифты. Они есть на вокзалах Липецка, Белгорода, Красноярска, Саратова, Калининграда и т.д. Но, как отмечалось в ходе «круглого стола», железнодорожникам при формировании доступной транспортной среды для пассажиров с ограниченными возможностями необходима помощь и со стороны законодателей, и со стороны исполнительной власти как в федеральном центре, так и в регионах.
Вячеслав ЛОБОВ,
обозреватель «ТР»