В Госдуме состоялся «круглый стол» на тему: «Формирование системы дорожных фондов в Российской Федерации». В его работе приняли участие министр транспорта РФ Игорь Левитин, заместитель министра транспорта РФ Олег Белозеров, вице–спикер Государственной думы Олег Морозов, председатель Комитета ГД по строительству и земельным отношениям Мартин Шаккум, председатель Комитета ГД по транспорту Сергей Шишкарев, генеральный директор Российской ассоциации территориальных органов управления автомобильными дорогами «РАДОР» Игорь Старыгин, директор Департамента бюджетной политики в отраслях экономики Минфина России Игорь Кузин.
Образно говоря, прошедший «круглый стол» успел вскочить в последний вагон уходящего поезда парламентского процесса. Ведь он проходил 16 июля, в последний день весенней сессии Госдумы. Позже собрать всех представителей комитетов, от которых зависит судьба дорожных фондов, очень проблематично. Между тем в данной ситуации от позиции парламентариев зависит очень многое. Вопрос острый, и решать его надо безотлагательно.
По информации Игоря Левитина, только на финансирование содержания и ремонта федеральных дорог в 2011 году требуется 193,5 млрд рублей. В проекте бюджета предусматривается выделение только 56,8 млрд рублей. Дефицит составляет 136,7 млрд рублей. В части финансирования содержания и ремонта региональных дорог положение еще хуже. Исходя из нормативов финансовых затрат регионам нужно выделить 650 млрд рублей. В 2010 году на эти цели выделено 119 млрд рублей. То есть дефицит составляет 531 млрд рублей. «При таком финансировании армия дорожных рабочих остается не у дел. Строительные организации, закупившие технику и потратившие немалые средства на обучение кадров, окажутся обманутыми. Смертность, вызванная плохим состоянием дорог, будет увеличиваться», – сказал Игорь Левитин.
Главной проблемой организации дорожных фондов является определение источников финансирования. Для решения ее предлагается применить принцип «пользователь платит». Этот принцип применяется в трубопроводном транспорте, при оплате инженерной инфраструктуры и инфраструктуры в электроэнергетике. Пользователь оплачивает 100% затрат владельцу инфраструктуры железнодорожного транспорта при ее эксплуатации. Кроме того, принцип «пользователь платит» соответствует мировой практике. Во всем мире деньги в дорожные фонды поступают в виде налогов на бензин и дизельное топливо. По отношению к финансированию дорожного строительства это справедливый принцип: больше проехал – больше заплатил. Суть предложений Игоря Левитина состоит в постепенном увеличении акцизов на топливо до уровня 3 рублей за литр. Увеличение акциза на топливо даст 240 млрд рублей, которые разделятся между федеральным и региональными дорожными фондами. Одновременно с этим предлагается обнулить ставку транспортного налога для автомобилей с мощностью двигателя до 150 л.с. «Транспортный налог имеет массу недостатков. Это – возникновение преференций для зарубежных перевозчиков, в том числе в государствах единого таможенного союза, трудности администрирования, отсутствие связи с уровнем и интенсивностью использования инфраструктуры, неравенство пользователей в различных регионах (разница в ставках налога доходит до 10 раз)», – сказал Игорь Левитин.
Кроме повышения акцизов на топливо, Игорь Левитин предложил депутатам задуматься над возможностью использования дополнительных источников по наполнению дорожных фондов. Ведь повышение акцизов на 3 рубля позволит собрать минимальные средства, необходимые только для ремонта и поддержания автодорог. На строительство новых дорог этих средств не хватит. В числе дополнительных источников пополнения фондов – введение платы за проезд по автодорогам грузовых автомобилей с массой в 12 тонн, введение платы по договорам на присоединение объектов дорожного сервиса к автодорогам, введение налога с продаж нефтепродуктов, введение акциза на легковые автомобили с мощностью двигателя менее 90 л.с.
По мнению Игоря Левитина, восстановление дорожных фондов приведет к улучшению состояния дорог и снижению издержек владельцев транспортных средств на ремонт автомобилей. Среднесуточный пробег увеличится с 300 до 500 км. Выравнятся условия пользования дорожной сетью России для пользователей независимо от государства регистрации транспортного средства.
Министр транспорта не скрывал, что предлагаемые меры по наполнению дорожных фондов имеют и свои недостатки. Главные из них состоят в том, что рост акцизов приведет к увеличению себестоимости перевозок общественным транспортом на 50 копеек. Увеличатся издержки сельхозпроизводителей и расходы бюджетных учреждений.
В целом участники «круглого стола», организованного Комитетом ГД по строительству и земельным отношениям, поддержали идею организации дорожных фондов, но при этом обратили внимание на ряд сопутствующих проблем.
Председатель Комитета ГД по строительству и земельным отношениям Мартин Шаккум предложил не ограничиваться предложениями Игоря Левитина. Он считает, что дорожные фонды должны стать внебюджетными. По его мнению, проблема организации финансирования дорожного хозяйства не только в том, что денег не хватает. Она состоит еще и в том, что логика строительства, обслуживания, содержания дорог «привязана» к бюджетному процессу. В результате финансирование начинается не тогда, когда нужно – в период марта – октября, а в зимний период, после того как Минфин и МЭР согласуют федеральную адресную инвестиционную программу. «При таком раскладе эффективность использования каждого рубля в два раза ниже. Как только в регионах дорожные фонды перешли в состав бюджетов, они сократились с 480 млрд рублей в 2000 году до 133 млрд рублей в 2010 году», – пояснил Мартин Шаккум.
Председатель Комитета Госдумы по транспорту Сергей Шишкарев считает, что предложения Игоря Левитина по сути являются поиском обходных путей, чтобы вопреки позиции Минфина сохранить дорожную отрасль. «Вместе с тем то, что сегодня предлагается, ляжет тяжким бременем на плечи наших граждан. Повышение акцизов увеличит стоимость проезда и увеличит расходы автотранспортных предприятий, которые сегодня работают на грани рентабельности».
Директор Департамента бюджетной политики в отраслях экономики Минфина Игорь Кузин выступил против предложения Мартина Шаккума о придании фондам статуса внебюджетных. «Мы предлагаем депутатам воздержаться от создания внебюджетных фондов. Дорожный фонд должен существовать на тех же принципах, что и Инвестиционный фонд. Это предполагает перенос неиспользованных остатков на следующий год. Средства фонда никто не может секвестировать и эти средства не могут распределяться на другие цели. Оперативность управления и сохранность средств гарантируется», – считает представитель Минфина.
По итогам «круглого стола» было принято решение. В нем Правительству Российской Федерации рекомендовано:
– ускорить подготовку и внести в Государственную думу проект федерального закона, предусматривающего переход с 1 января 2011 года на финансирование дорожной отрасли за счет федерального и региональных дорожных фондов;
– обеспечить при формировании проекта федерального закона о федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов направление в федеральный дорожный фонд ассигнований из федерального бюджета на уровне не ниже расходов текущего года, включая бюджетные кредиты бюджетам субъектов Российской Федерации на дорожное хозяйство и субсидии на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования административных центров субъектов Российской Федерации, без учета дополнительных источников формирования федерального дорожного фонда в виде акцизов на нефтепродукты и иных поступлений;
– рассмотреть возможность реализации дополнительных мер, направленных на увеличение объемов финансирования дорожного хозяйства в целях достижения объемов расходов, предусмотренных подпрограммой «Автомобильные дороги» Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010–2015 годы)» в среднесрочной перспективе;
– обеспечить приоритетное финансирование расходов на ремонт и содержание автомобильных дорог в целях приведения транспортно–эксплуатационных показателей действующих федеральных автомобильных дорог в соответствие с нормативами финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог федерального значения;
– при разработке общих принципов и порядка формирования и использования средств федерального дорожного фонда предусмотреть возможность гибкого управления средствами этого фонда, в том числе упрощение бюджетных процедур.
Министерству транспорта Российской Федерации совместно с Министерством финансов Российской Федерации рекомендовано образовать рабочую группу по подготовке нормативных правовых актов, необходимых для формирования системы дорожных фондов в Российской Федерации, включив в ее состав членов и сотрудников аппарата Комитета ГД по строительству и земельным отношениям.
Алексей КАЗАКОВ,
обозреватель «ТР»