На вопросы корреспондента «ТР» отвечает директор ФГУ «Центр мониторинга безопасной эксплуатации автомобильных дорог Федерального дорожного агентства» (ФГУ «Росдорсервис») Константин УГАРОВ.
– Константин Сергеевич, расскажите об основных направлениях деятельности ФГУ «Росдорсервис».
– Основная функция нашего федерального государственного учреждения – выдача специальных разрешений на перевозку крупногабаритного и (или) тяжеловесного груза по дорогам общего пользования Российской Федерации в международном сообщении. Это ответственная работа, направленная на обеспечение безопасной доставки таких грузов с учетом минимизации ущерба для дорог и искусственных сооружений. Зачастую перевозчики не обладают информацией, по каким дорогам можно проехать. Обращаясь к нам, они говорят: «Нам нужно доставить такой–то груз из точки А в точку Б». Например, от государственной границы РФ до определенного пункта на ее территории. Иногда перевозчики указывают промежуточный пункт, через который они рассчитывают проехать с целью прохождения таможенных процедур. А наши специалисты определяют возможность такого проезда.
– То есть маршрут может быть скорректирован?
– В необходимых случаях он как раз и корректируется. После этого определяются все балансодержатели: владельцы автодорог и искусственных сооружений, с которыми необходимо провести согласование маршрута. Подчеркну, перевозка крупногабаритного и (или) тяжеловесного груза – это исключительное мероприятие, поскольку движение подобных автотранспортных средств пагубно влияет на дорожное покрытие и искусственные сооружения, осложняет передвижение других участников дорожного движения, вынуждая вносить коррективы в организацию дорожного движения. Проезд крупногабаритных автотранспортных средств порой сопряжен с их выездом на полосу встречного движения. Для этого МВД России дополнительно к спецразрешениям выдает специальные пропуска, цель которых – проработка графиков движения таких АТС, решение вопросов их сопровождения, а при необходимости осуществление перекрытия движения на дорогах. Тяжеловесные АТС наносят ущерб как автомобильным дорогам, так и искусственным сооружениям. Установлено, что при превышении нормативных нагрузок рост деформаций дорожных конструкций ускоряется примерно в два раза на единицу превышения нагрузки. Средства, собираемые за возмещение вреда, причиняемого тяжеловесными автотранспортными средствами автомобильным дорогам, покрывают лишь 5–10% реальных потерь дорожной сети от проезда тяжеловесов.
Напомню, что в соответствии с российским законодательством установлены предельно допустимые весогабаритные параметры автотранспортных средств. Общая масса многоосных АТС не должна превышать 38 тонн, длина – 20 м, ширина – 2,55 м для обычных и 2,6 м для изотермических кузовов, высота – 4 м. В настоящее время ведется работа по совершенствованию российского законодательства с учетом международного, где полная масса транспортного средства, не требующего получения специального разрешения, может достигать 40 тонн.
В зависимости от категории дороги и ее несущей способности (ведь тяжеловесные АТС могут следовать как по федеральным, так и по региональным и муниципальным автодорогам) допустимая нагрузка на ось может составлять и 6, и 10 тонн. Но, к сожалению, как показывают исследования, фактические возможности дорожных сетей в силу значительного износа гораздо ниже.
– Не раз приходилось слышать жалобы перевозчиков на длительность процедуры оформления специальных разрешений, которые выдаются только в Москве. Что, до сих пор и с Дальнего Востока люди летают за ними? А нельзя ли организовать выдачу спецразрешений в регионах?
– Наше федеральное государственное учреждение предоставляет для всех перевозчиков услугу по принципу «одного окна». Порядок такой: перевозчик подает нам все необходимые документы и после проведения оформления получает специальное разрешение со спецпропуском ДОБДД МВД РФ, предоставляющим право на движение транспортного средства. Почему мы выдаем спецразрешения в Москве? По статистике примерно половина заявителей – это иностранные перевозчики, которые получают спецразрешения при помощи своих представительств или партнеров, находящихся в столице. Еще около 30% заявителей – российские перевозчики, базирующиеся в Центральном федеральном округе.
Что касается перевозчиков с Дальнего Востока, то уже на протяжении шести лет у них заключены договоры с организациями, предоставляющими почтовые услуги, которые по их поручению доставляют к нам оригиналы документов. При представлении соответствующих доверенностей осуществляется выдача спецразрешений и их доставка непосредственно заявителям. По нашим сведениям, на сегодняшний день стоимость такой доставки около 550 руб. за пакет, в который входит примерно 20 специальных разрешений. Более того, международные перевозчики освобождены от госпошлины в размере 1000 руб. за каждое специальное разрешение.
Также в настоящее время реализована возможность подачи заявлений на получение специального разрешения в электронном виде через Единый портал государственных услуг (адрес справочно–информационного портала «Государственные услуги» в Интернете: www.gosuslugi.ru). В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 17 октября 2009 года № 1555–р предоставление нашей услуги в числе других переводится в электронный вид. Таким образом, любой перевозчик, зарегистрированный в установленном порядке, может направить заявление в ФГУ «Росдорсервис» в электронном виде, приложив к нему необходимые отсканированные документы.
Работая централизованно по принципу «одного окна», мы определяем для каждого тяжеловесного и (или) крупногабаритного АТС (ими могут быть автомобили, везущие турбины для ГЭС, котлы для котельной, оборудование для металлургического комбината и сталепрокатного завода и другие неделимые грузы) маршрут движения по федеральным, региональным и муниципальным дорогам. До недавних пор каждому балансодержателю, ответственному за тот или иной участок дороги, владельцу трассы, искусственного сооружения либо коммуникации мы отправляли документы, необходимые для согласования маршрута, только на бумажных носителях или с помощью факсимильной связи. Постепенно мы будем переходить на электронный документооборот.
Сегодня максимальный срок оформления специального разрешения – две недели, а согласно готовящимся нормативным правовым актам в этой сфере он может составить 11 дней. Это значительно быстрее, чем в некоторых европейских странах, имеющих меньшую по сравнению с Российской Федерацией территорию. В недалеком будущем все согласования будут проводиться с помощью Интернета по защищенным каналам связи, поскольку любая подделка документов может привести к трагическим последствиям. Ведь обрушение моста – это не только колоссальный материальный ущерб для бюджета, но, к несчастью, и возможные человеческие жертвы.
– А бывает, что кто–то из перевозчиков пытается провезти груз с зашкаливающими параметрами без спецразрешения?
– К сожалению, таких фактов, когда из–за несанкционированного проезда тяжеловесного и (или) крупногабаритного АТС повреждается искусственное сооружение или дорожное покрытие, у нас достаточно. Недавно по этой причине было введено ограничение на движение по мосту через р. Волга на обходе г. Тверь, где произошло частичное разрушение одного из его пролетов. Сейчас часть моста ремонтируется, организовано движение только по одной стороне, пропуск тяжеловесных АТС по этому мосту теперь значительно затруднен. В результате из–за одного недобросовестного перевозчика страдают остальные, им приходится делать крюк длиной 250–300 км. В другом регионе рухнул деревянный мост, когда по нему пытались провезти сверхтяжелый груз без спецразрешения. В 2006 году на железнодорожном переезде трассы М–5 «Урал» (246–й км) из–за несанкционированного проезда крупногабаритного АТС, повредившего искусственное сооружение, произошло крушение поезда с нефтепродуктами. Ряд подобных примеров можно продолжить.
– Как обеспечивается гарантированный сбор средств, взимаемых в счет компенсации ущерба, наносимого автодорогам?
– В настоящее время в соответствии с Федеральным законом от 8 ноября 2007 года № 257 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» владельцами автодорог производится расчет вреда, наносимого тяжеловесными АТС. Для федеральных дорог размер такого вреда определен постановлением Правительства РФ от 16 ноября 2009 г. № 934 «О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации».
Расчет суммы вреда осуществляется сотрудниками ФГУ «Росдорсервис», и соответствующие счета направляются конкретным перевозчикам для оплаты. Данные средства перечисляются в федеральный бюджет. Если маршрут движения проходит не только по федеральным дорогам, то счета, полученные от каждого владельца территориальной или муниципальной дороги, направляются сотрудниками ФГУ «Росдорсервис» конкретным перевозчикам для оплаты, а средства, соответственно, перечисляются в бюджеты различных уровней.
После оплаты всех счетов перевозчик предоставляет ФГУ «Росдорсервис» копии платежных поручений, на основании которых и выдается специальное разрешение. Разумеется, плата за ущерб, нанесенный дороге, дифференцированная и зависит от полной массы АТС, размера превышения предельно допустимых нагрузок и протяженности маршрута.
– Как проводится мониторинг обеспечения условий безопасной эксплуатации автодорог?
– На федеральных автодорогах располагаются 55 стационарных пунктов весового контроля, где производится проверка весовых параметров АТС сотрудниками Федеральной службы по надзору в сфере транспорта. На пунктах пропуска через государственную границу РФ также используется необходимое оборудование для проверки АТС, следующих в международном сообщении. Кроме того, контроль за передвижением по территории Российской Федерации АТС, перевозящих тяжеловесные и (или) крупногабаритные грузы, осуществляется также сотрудниками Госавтоинспекции. Часто недобросовестные перевозчики, прикрываясь специальным разрешением, пытаются провезти более тяжелый груз. Нередки и случаи подделок специальных разрешений.
– Как вы относитесь к предложению Минтранса России о введении обязательной платы за проезд со всех грузовых автомобилей массой более 12 тонн?
– Я поддерживаю это предложение. На состоявшемся недавно расширенном заседании коллегии Минтранса России начальник Упрдора «Кубань» Владимир Афанасенков привел красноречивый пример: прицеп «Тоннар», сертифицированный в России, имеет собственный вес 20 тонн, его грузоподъемность – 40 тонн. Следовательно, нагрузка на каждую ось достигает 15 тонн – полуторное превышение норматива. А водитель этого транспортного средства, когда его задерживают на пункте весового контроля, еще и возмущается: мол, я купил такой прицеп, чтобы перевозить как можно больше груза. Но он не думает о том, что таким образом приводит в негодность российские дороги и искусственные сооружения, расположенные на них.
Тяжеловесной сама по себе является и спецтехника, используемая в газонефтедобыче, строительной сфере (колесные краны «Liebherr», «Demag» и др.). Как правило, они 5–6–осные, и нагрузка на каждую ось составляет 12 тонн. Плата за проезд этих транспортных средств должна соответствовать ущербу, наносимому дорогам. В настоящее время наносимый подобной техникой ущерб возмещается другими пользователями АТС, бюджетами различных уровней. Таким образом, миллионы автолюбителей и налогоплательщиков дотируют деятельность узкой группы перевозчиков тяжеловесных грузов, мирясь при этом с неудобствами, которые создает на дорогах перевозка еще и крупногабаритных грузов. На мой взгляд, введение дополнительного налога на транспортное средство массой более 12 тонн обеспечит более справедливое распределение налоговой нагрузки на разные группы налогоплательщиков – пользователей автомобильных дорог.
Сергей ОЗУН,
обозреватель «ТР»