• декабря 24, 2020 В КРЕМЛЕ

    Подписан закон

    о требованиях к российским международным перевозчикам

  • декабря 24, 2020 В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

    Продлен срок

    программы поддержки авиакомпаний

  • декабря 24, 2020 В ГОСДУМЕ РФ

    Дорожный фонд пополнится

    за счет штрафов за нарушения законодательства о пользовании платными дорогами

  • декабря 24, 2020 922

    Хроника 21 – 27 декабря 2020 года

    Состоялось совместное заседание Коллегии и Общественного совета Федерального агентства морского и речного транспорта.

    Состоялось заседание экспертного совета по транспорту в Азиатско–Тихоокеанском регионе.

    В Минтрансе России обсудили вопросы развития дорожной отрасли Хабаровского края.

Транспортный комплекс: и локомотив, и барометр экономики

Транспортный комплекс: и локомотив, и барометр экономикиВ канун Нового года министр транспорта РФ Игорь Левитин дал традиционное интервью газете «Транспорт России».

Транспортный комплекс: и локомотив, и барометр экономикиВ канун Нового года министр транспорта РФ Игорь Левитин дал традиционное интервью газете «Транспорт России». В беседе с главным редактором министр рассказал о некоторых итогах уходящего года, поделился планами министерства и отрасли на ближайшую перспективу, затронул ряд острых проблем, требующих безотлагательного решения.
– Игорь Евгеньевич, 2009 год для отрасли – особый, юбилейный. Но вместе с тем и крайне сложный. Если говорить о предварительных итогах, какие главные моменты вы бы выделили?
– Завершающийся год еще раз показал, что транспортная отрасль крайне важна для всей экономики страны. И когда ее называют локомотивом экономики, в этом нет никакого преувеличения. Но я бы назвал нашу отрасль еще и барометром экономики государства. Ведь по грузообороту и пассажиропотоку можно ориентироваться, что происходит в экономической жизни страны. Когда кризис только начал развиваться, именно снижение объемов перевозок стало тревожным сигналом того, что начался спад производства.
Но должен сказать, что в это непростое время наша отрасль выстояла. Прежде всего потому, что она имеет огромный потенциал. Даже несмотря на серьезное падение перевозок в первые месяцы кризиса, транспорт смог до конца года восстановиться практически во всех своих сегментах. Здесь, конечно, исключительно важную роль сыграли меры антикризисной поддержки. Именно на поддержку транспортной отрасли была направлена значительная часть средств, предусмотренных правительственным пакетом антикризисных мер.
В частности, беспрецедентное внимание оказано гражданской авиации. Так, решение о субсидировании перевозок воздушным транспортом пассажиров в возрасте до 23 и старше 60 лет с Дальнего Востока в европейскую часть страны и обратно позволило в этом году перевезти около 160 тысяч человек по льготному тарифу. Предполагается, что в 2010 году сезон скидок продлится с 1 апреля до 31 октября, расширится и география перевозок.
Также было принято постановление Правительства Российской Федерации, позволяющее предоставлять субсидии авиакомпаниям, осуществившим перевозку пассажиров, заключивших договор перевозки с авиакомпанией, в отношении которой принято решение о приостановке действия сертификата эксплуатанта. На его реализацию в 2009 году были зарезервированы средства федерального бюджета в размере 5 миллиардов рублей.
В целях обновления парка воздушных судов и повышения эффективности перевозок принято постановление правительства об увеличении размера возмещения из средств федерального бюджета части затрат на уплату лизинговых платежей до трех четвертей подлежащих возмещению сумм.
В текущем году на этих условиях 7 авиакомпаний получают субсидии по лизингу 25 самолетов.
Хочу подчеркнуть, что те меры поддержки, которые реализуются в гражданской авиации в период кризиса, останутся и в послекризисный период. И это очень важно.
Железнодорожный транспорт также был очень серьезно поддержан правительством. В 2009 году государство продолжало субсидировать выпадающие доходы ОАО «РЖД» при перевозке пассажиров в дальнем следовании в плацкартных и общих вагонах, а также в направлении Калининграда. Кроме того, впервые в этом году были предусмотрены бюджетные средства в размере 2,3 миллиарда рублей на компенсацию выпадающих доходов ОАО «РЖД», связанных с предоставлением 50%–ной скидки на проезд школьников и студентов. Эти средства были предоставлены компании в виде взноса в уставный капитал. Также государство направило в уставный капитал компании 3 миллиарда рублей для приобретения пассажирских вагонов производства ОАО «Тверской вагоностроительный завод».
Правительством было принято решение о субсидировании железнодорожных перевозок автомобилей, собранных в России, на Дальний Восток. На эти цели федеральный бюджет выделил ОАО «РЖД» 2 миллиарда рублей.
В целом, считаю, в этом году транспорт выполнил все стоявшие перед ним задачи и сумел обеспечить потребности экономики в перевозках грузов и пассажиров.
– Намерен ли Минтранс в следующем году выносить на рассмотрение Правительственной комиссии новые инфраструктурные проекты, реализовать которые предполагается на принципах ГЧП?
– В следующем году мы будем в первую очередь работать над уже согласованными проектами. Это не значит, что у нас нет в портфеле новых. Они есть, но будут рассматриваться только в связи с возможностями частных компаний выполнять свои обязательства. Другими словами, многое будет зависеть от того, как сложится ситуация на рынке. А планы и перспективные наработки, еще раз подчеркну, у нас есть.
– Из общего объема финансирования программы развития транспортной отрасли миллиарды рублей будут направлены на научно–исследовательские и опытно–конструкторские разработки. Каков главный вектор этих исследований? Планирует ли Минтранс заказывать какие–то конкретные разработки?
– В Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года инновационная составляющая весьма весома. И это связано с теми задачами, которые она должна решить.
А задачи серьезные. Необходимо построить свыше 20 тысяч километров новых железнодорожных линий, обеспечить строительство и реконструкцию 147 тысяч километров автомобильных дорог общего пользования, увеличить пропускную способность морских портов – в 2,6 раза, речных – в 2,8 раза, а также обеспечить эксплуатацию около 5000 аэропортов, охватывающих все регионы России.
На заседании президиума Госсовета, прошедшем в Ульяновске, мы доложили президенту свое видение инновационных высокотехнологичных проектов в транспортной отрасли. Это прежде всего создание сети высокоскоростных железных и автомобильных дорог. В гражданской авиации – развитие и совершенствование системы управления воздушным движением. В области городского общественного транспорта это, конечно же, скоростной трамвай, производство которого планируется в Санкт–Петербурге совместно с итальянскими партнерами. Подчеркну, что речь идет о совершенно новом виде транспорта. Это не тот трамвай, который будет стоять в пробках. Это обособленные линии, обеспечивающие бессветофорное движение. И если говорить о перспективах развития городского транспорта, то я убежден: именно за скоростными трамваями будущее.
В области морских и речных перевозок это строительство новых, высокотехнологичных судов. За пять лет мы должны по нормативам укомплектовать наши аварийно–спасательные службы новыми судами, которые у нас, к сожалению, долгое время вообще не строились. Сегодня такие суда уже заложены, а всего до 2015 года планируется построить 42 единицы.
Понятно, что добиться желаемых результатов возможно только при условии широкомасштабного применения инновационных решений, то есть внедрения в практику новых или значительно усовершенствованных технологий, продуктов и услуг, методов их производства и передачи, улучшенных способов маркетинга, организационных и управленческих решений.
– На коллегии Минтранса, посвященной проблемам гражданской авиации, много говорилось о необходимости ликвидировать законодательные «прорехи»» в отрасли. Но, видимо, эта проблема не только авиации. Какие законы министерство будет «продвигать» в ближайшее время?
– Нормативно–правовая база транспортной отрасли нуждается в постоянном обновлении. И такая работа в министерстве ведется. Что же касается новых законов, то выделю два, на мой взгляд, первоочередных. Это, во–первых, уже направленный в Правительство РФ проект федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с обеспечением транспортной безопасности» (о внесении изменений и дополнений в УК РФ, УПК РФ  и КоАП РФ), предусматривающий новую редакцию ст. 267 УК, предполагающую ужесточение уголовной ответственности за приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения. Жизнь показывает, что необходимо заниматься не только безопасностью самой инфраструктуры. Мы должны ужесточить наказание для тех, кто на железной дороге из хулиганских побуждений занимается вредительством: снимает линии электропередачи, ворует контактные сети, ставит на рельсы посторонние предметы… Надо добиться, чтобы в полосу отвода железной дороги никто не мог входить без разрешения.
А во–вторых, нужен закон, унифицирующий страхование жизни на транспорте. Сегодня на каждом виде транспорта свои страховые суммы: в гражданской авиации – 2 миллиона рублей, на железной дороге – 12 тысяч, на морском и речном транспорте другая сумма… Мы предлагаем сделать на всех видах транспорта, как в авиации, – по 2 миллиона. Такой законопроект мы также внесли в правительство.
– В этом году утверждена Концепция реформирования управления внутренними водными путями РФ. Какие подводные камни вы видите на пути ее реализации? На каком этапе находится создание ФГУП «Росводпуть»?
– Напомню, что основная задача реформы – разделить управление перевозочным процессом и хозяйственную деятельность.
Главная же проблема на пути реализации концепции заключается в том, что полномочия по распоряжению имуществом находятся у Росимущества. Здесь камень преткновения. Что касается Росводпути, то мы готовы его создать, как только решим имущественные вопросы. Без этого создавать предприятие бессмысленно. С 2010 года Росимущество обязано начать передавать нам имущество. Как только этот процесс пойдет, мы соответствующую структуру создадим.
– Ориентация транспортных услуг на конкретного человека предполагает разработку минимальных транспортных стандартов, которые по определению своему – федеральные и долгосрочные. Насколько наша экономика может их обеспечить и как скажутся на них особенности и возможности регионов?
– Необходимость создания минимальных транспортных стандартов очевидна. Очевидно и то, что это влечет за собой увеличение инвестиций в отрасль. И, безусловно, не все регионы могут это осилить. Но тем не менее все–таки надо наконец посчитать, сколько это стоит. Когда мы завершим эту работу, будем выходить с предложениями в правительство об их постепенном вводе.
Думаю, что стандарты, связанные с безопасностью на транспорте, должны быть введены в первую очередь.
– Нет ли у вас обеспокоенности по поводу сроков ввода в строй объектов транспортной инфраструктуры в Сочи? Ведь, как известно, вопрос изъятия объектов недвижимости решается в городе крайне медленно.
– Замечу, что с точки зрения строительства олимпийских объектов у нас нет никаких проблем. Есть трудности с выделением земли для наших строек. Пока они не носят критического характера. Но если  мы в первой половине следующего года по целому ряду объектов не получим землю, придется вносить коррективы в работу, думать, как нам выполнять олимпийский транспортный план перевозок. Не хотелось бы, чтобы такие проблемы начались.
– Как вы оцениваете перспективы создания и развития саморегулируемых организаций в отрасли?
– Создание саморегулируемых организаций в отрасли, на мой взгляд, совершенно правильный ход. Главное, чтобы они не превратились в бюрократическую структуру. Поэтому важно, чтобы их возглавили серьезные профессионалы, чтобы там работали авторитетные юристы и экономисты. Министерство готово поделиться рядом функций с саморегулируемыми организациями. Например, в части регулирования автомобильных перевозок, выдачи разрешений. В гражданской авиации можно было бы передать некоторые функции в части регулирования коммерческой эксплуатации воздушных судов. И в других отраслях есть вопросы, решение которых можно было бы передать СРО.
– 2009 год прошел под знаком празднования 200–летия транспортного ведомства и образования на транспорте. Как вы оцениваете прошедшие праздничные мероприятия?
– Считаю, что все мероприятия прошли достойно, на высоком уровне. Мы постарались, чтобы праздник заметили и почувствовали транспортники во всех уголках нашей страны. К нему были приурочены Всероссийский творческий фестиваль студентов транспортных вузов «ТранспАрт–2009», студенческая Спартакиада, встречи молодежи с ветеранами отрасли. Были изданы фундаментальные книги, посвященные истории транспортного ведомства и транспортного образования. Почти 80 представителей министерств транспорта различных государств и лично 40 министров приняли участие в юбилейных мероприятиях. Знаковым является тот факт, что министров транспорта принял в Кремле Президент России.
Безусловно, это событие, а также прошедший в ноябре Международный транспортный форум позволили еще раз привлечь внимание к транспортной отрасли, подчеркнуть ее огромную роль в жизни государства.
Хочу искренне поблагодарить всех, кто поздравил транспортников с этой датой, а также принял участие в праздничных мероприятиях.
– Игорь Евгеньевич, большое спасибо за интервью. И примите самые сердечные поздравления с Новым годом от коллектива редакции нашей газеты.
– Спасибо. В свою очередь я хочу поздравить читателей газеты, всех работников отрасли с Новым годом. Уходящий год был для всех нас очень непростым. Я благодарен всем транспортникам за стойкость, понимание, оптимизм. Надеюсь, что все самое трудное у нас позади. От всей души желаю всем в Новом году крепкого здоровья, взаимопонимания, любви и поддержки. Пусть во всех начинаниях вам сопутствует удача, а в ваших домах всегда царят мир, согласие и благополучие!

Беседу вел Юрий БУРЫЛИН

№ 52 (1171) 21 – 27 декабря 2020 года

В Минтрансе России 1111

Гордость отрасли

Министр транспорта РФ Виталий Савельев вручил государственные и ведомственные награды работникам транспортной отрасли.
Речной транспорт 1134

Без альтернативы

Водный транспорт может и должен сыграть ключевую роль в эффективном транспортном балансе страны.
IT-технологии 1607

Под бдительным оком «ЭРЫ–ГЛОНАСС»

По итогам 2020 года в системе зарегистрированы более пяти миллионов автомобилей.
Автомобильные дороги 1299

Диверсификация возможна?

Перейдет ли Россия на строительство цементобетонных дорог.
Безопасность 1269

Техническое перевооружение

О старых проблемах и новых вызовах российской подземке.
Перекрестки истории 1209

По законам морского братства

Если в море затонули корабли...

Уважаемые читатели!

Сообщаем вам, что 1–й номер газеты «Транспорт России»

выйдет 14 января 2021 года.

Коллектив редакции сердечно поздравляет всех с Новым

годом и желает здоровья и счастья!

novogodnyaya kompoziciya