национальных
интересов.
Транзитные возможности и региона, и страны в целом определяются действующими правилами игры, т. е. законодательными и нормативными актами. Причем для законодательной базы транзитных операций очень важна гармонизация с международными нормами. При этом необходимо учитывать, что Россия входит в Таможенный союз, а кроме того, является составной частью Евразийского экономического союза. Как защитить национальные интересы и не вступить в противоречие с интересами ближних и дальних стран при ведении транзитного бизнеса? Об этом шла речь на форуме, организованном компанией Conference Point, прошедшей в Санкт–Петербурге.
Обеспечение условий для максимального упрощения условий транзита товаров по территории каждого из государств Таможенного союза и объединения в целом является показателем вовлеченности данной страны или объединения в процесс мировой торговли.
Транзитные потоки создают целый набор рабочих мест, являются двигателем экономики, помогают создавать точки роста на всем пространстве такого глобального объединения, как Евразийский экономический союз, который заработает с 1 января 2015 года.
Казалось бы, проще всего для улучшения условий транзита взять из мирового опыта готовые решения и перенести на свою почву. Безусловно, такой способ решения проблем имеет свою логику. Еще в 2010 году Комиссия Таможенного союза начала заниматься изучением вопроса по присоединению к Конвенции об упрощении формальностей в торговле товарами 1987 года и Конвенции о процедуре общего транзита 1987 года.
Присоединение к Конвенции о процедуре общего транзита имеет ряд плюсов.
Во–первых, устраняются стыковые звенья – на границе не понадобится переоформлять европейскую процедуру транзита на процедуру транзита Таможенного союза. Это самая болевая точка, когда на границе предпринимателям приходится переоформлять транзит, предоставлять новое обеспечение уплаты таможенных платежей и т.п.
Во–вторых, национальные перевозчики будут включены в единую глобальную систему перевозок и смогут на равных участвовать в этом сегменте бизнеса.
Вместе с тем присоединение имеет ряд существенных минусов. Они, возможно, незаметны для конкретного перевозчика, но при комплексном взгляде на систему перемещения товаров становятся очевидными и даже из минусов перерастают в риски, более того, в некие угрозы.
Этих угроз не нужно пугаться, но их нужно трезво оценивать, принимая решение, по какому пути двигаться.
К негативным последствиям в первую очередь относится возможность только присоединиться к Конвенции о процедуре общего транзита, то есть вступить на существующих условиях. При этом владельцы конвенции обладают правом вето, правом выставления дополнительных условий, проведения инспекций и т.п. Поэтому, присоединяясь к этой конвенции, Россия должна быть готова к тому, что подвергнется череде инспекций, проверок, выставлению дополнительных условий с негарантированным результатом.
Во–вторых, плюсы для перевозчиков могут обернуться минусами для других сегментов рынка. Поскольку страны Таможенного союза, как правило, являются странами назначения товаров из Евросоюза, а их отправка и открытие доставки осуществляются в Евросоюзе, то прогнозируется, что европейские финансовые институты, предоставляющие гарантии по обеспечению транзита, окажутся более востребованы, соответственно, получат большие преимущества по сравнению с институтами Таможенного союза.
В результате возникнет перекос на финансовом рынке, который бережно охраняется национальными правительствами. Даже по условиям вступления России в ВТО ее финансовым институтам были предоставлены определенные гарантии и переходные периоды.
Третья опасность заключается в том, что Евросоюз получит возможность воздействовать на интеграционный процесс в отрицательном плане, и вот почему. К Конвенции о процедуре общего транзита может присоединиться только каждая страна в отдельности, в то время как Евразийский экономический союз может и должен работать с конвенциями как единое целое. При этом Республика Казахстан вообще остается за скобками европейского транзита, так как далеко не все члены Евросоюза готовы рассматривать ее как европейскую страну в силу географического расположения. Соответственно, будет долго–долго обсуждаться, можно ли применить эту конвенцию к Казахстану.
И четвертая угроза, реальность которой, к сожалению, подтвердили события последних месяцев, состоит в следующем. Информационными ресурсами, обеспечивающими работу Конвенции о процедуре общего транзита, владеет Евросоюз, никаких резервных или самостоятельных центров в странах – участницах конвенции не предусмотрено, поэтому отечественные информационные ресурсы, обеспечивающие контроль за доставкой товаров на территории Таможенного союза, будут перемещены в Брюссель, что станет еще одним рычагом воздействия на интеграционные процессы.
К настоящему моменту Советом ЕЭК сформулирован следующий подход: необходимо усовершенствовать систему таможенного транзита Евразийского союза и довести до такого уровня, чтобы она могла взаимодействовать с европейской процедурой общего транзита практически на равных, чтобы перемещение товаров через границу Евразийского и Европейского союзов не создавало трудностей для участников ВЭД, но при этом управление и контроль за транзитной системой оставалось в руках национальных правительств или наднациональных органов Евразийского союза.
Уже сегодня в новом Таможенном кодексе союза серьезно доработаны нормы, касающиеся таможенного транзита:
– устранены неточности формулировок, некорректности понимания, двусмысленности трактовок и т.п.;
– более четко прописаны положения об использовании электронных документов при таможенном транзите;
– исключена необходимость при перевозке товаров железнодорожным транспортом доставлять документы лично перевозчиком в таможенный орган назначения, в регионе деятельности которого находится место доставки (особенно это актуально для удаленных регионов, где станции расположены далеко от таможенных органов);
– предусмотрена возможность осуществлять завершение процедуры таможенного транзита, в том числе путем помещения товаров на временное хранение;
– отменено обеспечение уплаты таможенных платежей при перевозке товаров воздушным транспортом.
Развитие и совершенствование таможенного администрирования и в Таможенном, и в Евразийском союзах происходит в рамках правительственного постановления 2012 года, которое носит название «Дорожная карта».
Мероприятия дорожной карты направлены на упрощение порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза при их ввозе/вывозе в Российскую Федерацию и из нее.
Предполагается усовершенствовать таможенные операции и таможенные процедуры, сделать их более простыми, быстрыми, прозрачными, менее затратными с одновременным повышением эффективности таможенного контроля за счет применения современных информационных технологий и смещения акцентов таможенного контроля на этап после выпуска товаров.
Успех мероприятий в рамках дорожной карты оценивается по такому показателю, как условия ведения бизнеса в Российской Федерации.
За 2013 год, по версии Всемирного банка, в общем комплексном рейтинге место Российской Федерации улучшилось на 19 пунктов: Россия переместилась со 111–го на 92–е место. Российская Федерация включена в десятку стран, продемонстрировавших наибольший прогресс в упрощении ведения бизнеса за указанный период времени. Российская Федерация заняла 1–е место по эффективности проведенных реформ среди стран БРИКС.
В рейтинге по показателю «международная торговля» Российская Федерация поднялась на 5 пунктов – со 162–го на 157–е место.
Улучшение позиции России по этому показателю произошло за счет сокращения на два дня времени, необходимого для осуществления экспорта и импорта, а также сокращения на один документ, необходимый для осуществления импорта: в частности, из таможенной документации исключено платежное поручение, так называемая платежка.
В рамках проекта «Дорожная карта» также ведется экспортное и импортное предварительное декларирование товаров. Операции по госконтролю в автомобильных пунктах пропуска сокращены до 70 мин., отменяются обязанности про предъявлению ряда сопроводительных документов, совершенствуется порядок взимания таможенных платежей.
Что же еще предстоит сделать в рамках дорожной карты, с тем чтобы облегчить таможенные процедуры и тем самым улучшить транспорт-
но–транзитную деятельность? Ожидается реализация пилотного проекта в пяти крупных морских портах (таможенный пост морского порта Владивосток; таможенный пост морского порта Восточный Находкинской таможни, Усть–Лужский таможенный пост, Калининградский таможенный пост, Новороссийский юго–восточный таможенный пост), которая позволит сократить срок совершения в морских (речных) пунктах пропуска таможенных операций за счет первичного селектирования товаров до их ввоза на территорию Российской Федерации, а также за счет осуществления выпуска товаров в течение времени, необходимого для разгрузки морского (речного) судна (перевалки грузов на другой вид транспорта). Это окажется возможным при наличии предварительной информации о товарах для выпуска и для таможенной процедуры транзита (при условии, что в отношении товаров и транспортных средств предоставлена необходимая информация (документы) и товары и транспортные средства не идентифицированы как рисковые товары и не требуют дополнительной проверки или досмотра документов.
Дальнейшее полномасштабное внедрение этих новаций позволит сократить срок прохождения таможенного контроля до срока, ограниченного промежутком времени, необходимого для разгрузки морского (речного) судна (перевалки грузов на другой вид транспорта). Оценка бизнеса в отношении этого проекта очень высокая, главное, чтобы ожидание не было слишком долгим.
Сегодня, когда транзитная деятельность в России оказалась в сложных условиях, тем более важно с оптимизмом смотреть в будущее. В этой связи подготовка документов, облегчающих работу транспортников в рамках Таможенного союза и Евразийского экономического союза, направленная на их гармонизацию с международными правилами, выглядит очень своевременной.
Ирина ПОЛЯКОВА,
обозреватель «ТР»,
кандидат экономических наук