На это должно быть нацелено стратегическое сотрудничество России и Азии.
В Красноярске прошел XII экономический форум, посвященный вопросам экономической интеграции России со странами Азиатско–Тихоокеанского региона. В работе форума приняли участие свыше 6 тысяч ученых, промышленников, представителей различных ветвей власти и бизнес–сообщества из 35 стран мира и 54 регионов России. В целом по итогам форума заключено несколько десятков соглашений на сумму более 213 млрд руб.
Одной из ключевых на форуме стала сессия «Развитие транспортной инфраструктуры». В дискуссии приняли участие министр транспорта РФ Максим Соколов, заместитель руководителя Росморречфлота Виктор Вовк, заместитель руководителя Росжелдора Игорь Мицук, заместитель руководителя Росавтодора Дмитрий Прончатов, заместитель руководителя Росавиации Олег Клим, первый вице–президент ОАО «РЖД», генеральный директор ОАО «Скоростные магистрали» Александр Мишарин, председатель правления ГК «Автодор» Сергей Кельбах.
В своем выступлении Максим Соколов отметил, что в последнее десятилетие рост грузопотока между странами Азии и государствами региона с остальным миром стал устойчивым трендом. В этой связи транзитный потенциал России может стать сильным конкурентным преимуществом и позволит перераспределить потоки грузов и пассажиров в Восточном полушарии. «Выгодное географическое положение России позволяет получать значительные доходы от экспорта транспортных услуг, в том числе от осуществления транзитных перевозок, – сказал министр. – Одной из стратегических задач является привлечение грузопотоков, формируемых в Азиатско–Тихоокеанском регионе. Необходимо формировать новые и развивать существующие транспортные коридоры с современной логистической инфраструктурой».
В ходе «морской части» сессии предметом обсуждения стали структура финансирования проектов развития морских портовых терминалов, механизмы взаимодействия государственных компаний и частных инвесторов при реализации проектов, необходимость внесения изменений в соответствующие нормативно–правовые акты для использования частных инвестиций.
О текущем состоянии отрасли и перспективах развития морских портов рассказал Виктор Вовк. Он положительно охарактеризовал динамику развития морских перевозок и портовой инфраструктуры в прошлом году. Так, по его словам, перевалка грузов в российских морских портах впервые в истории составила 623,4 млн тонн. Это на 6% больше по сравнению с аналогичным периодом 2013 года. В 2014 году за счет ввода в эксплуатацию новых объектов морской портовой инфраструктуры портовые мощности РФ увеличились на 22,5 млн тонн.
Замглавы Росморречфлота отдельно остановился на вопросе развития портового комплекса Дальнего Востока. Эти порты являются опорными точками международного транспортного коридора «Запад – Восток» и непосредственно участвуют в перераспределении международных транзитных грузопотоков, проходящих через территорию России. Морские порты Дальнего Востока в 2014 году переработали 162,5 млн тонн, что на 12,3%, или 17,7 млн тонн больше по сравнению с 2013 годом. В структуре грузооборота морских портов страны доля морских портов Дальнего Востока выросла с 23,4% в 2011 году до 26,3% в 2014 году. Подобные тенденции, по мнению Виктора Вовка, свидетельствуют о значительном росте интеграции экономики России со странами Азиатско–Тихоокеанского региона.
Виктор Вовк отметил важность принятия решения по реализуемым проектам в части государственной поддержки в связи с изменившейся конъюнктурой заимствования средств.
Участники «железнодорожной части» сессии рассмотрели проблемы повышения пропускной способности на Транссибе и модернизации БАМа. По словам Игоря Мицука, для России приоритетными являются развитие и загрузка инфраструктуры Дальнего Востока, способной обеспечить сквозной транзит по территории одного государства за максимально короткий срок в рамках программы «Транссиб за 7 суток».
«Для обновления изношенной инфраструктуры БАМа и Транссиба и повышения их пропускной способности реализуется проект развития железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона, – сказал Игорь Мицук. – С целью обеспечения выхода на Транссиб грузоотправителей из северо–восточных районов Китая реализуются проекты «Приморье–1» и «Приморье–2».
С 2014 года на регулярной основе начали осуществляться перевозки каменного угля и руды из России в регионы Северо–Восточной Азии и Китая через железнодорожный пограничный переход Махалино – Хуньчунь. Идет плановая модернизация погранперехода и подходов к нему для дальнейшего расширения номенклатуры и увеличения объема перевозок, включая транзитные, с использованием российских морских портов Дальнего Востока. Этот погранпереход в перспективе может быть использован для транзитных перевозок грузов из Японии и Кореи в Китай и в обратном направлении.
Первый вице–президент ОАО «РЖД» Александр Мишарин в ходе дискуссии отметил, что основой повышения привлекательности российского транзита служит проект масштабной модернизации железнодорожной инфраструктуры Сибири и Дальнего Востока.
Выступая в рамках дискуссии, министр транспорта РФ Максим Соколов назвал программу модернизации Восточного полигона Транссиба и БАМа одной из ключевых для реализации стратегических задач транспортной политики РФ.
«Проекту придается особый статус. Это – первый транспортный проект, который получил средства из ФНБ. Объем перевозок по Транссибу и БАМу после модернизации Восточного полигона увеличится на 66 млн тонн. Он даст импульс экономике Сибири и Дальнего Востока, поскольку три четверти объемов – это та грузовая база, которая должна быть сформирована по промышленным инвестиционным проектам, реализуемым в Восточной Сибири и Дальневосточном федеральном округе. Они, в свою очередь, могут быть реализованы с привлечением инвестиций стран АТР – это увеличит мультипликативный эффект», – сказал Максим Соколов.
Основной темой выступления Дмитрия Прончатова были перспективные и текущие проекты в автодорожной отрасли России, в том числе инвестиционные проекты, реализуемые на основе механизмов ГЧП. Особое внимание замруководителя Росавтодора уделил проектам строительства и реконструкции участков федеральных дорог общего пользования, являющихся звеньями формирующихся транснациональных транспортных коридоров («Западная Европа – Китай», «Степной путь» и т. д.), в том числе М–5 «Урал» и М–7 «Волга», а также проекту создания пограничного транспортного перехода через реку Амур в районе гг. Благовещенск – Хэйхэ на границе с Китаем.
Дмитрий Прончатов рассказал также о ходе реализации крупнейшего отраслевого ГЧП–проекта по созданию на сети федеральных трасс России системы взимания платы с грузовиков разрешенной массы свыше 12 тонн. Данная инициатива направлена на компенсацию ущерба, наносимого автомобильным дорогам большегрузным транспортом. Собранные средства будут поступать в Федеральный дорожный фонд для строительства и ремонта трасс. При этом часть доходов планируется направлять на поддержку региональных проектов ГЧП (строительство обходов городов и других сложных инженерных сооружений), которые пока не могут финансироваться из местных бюджетов.
Сергей Кельбах призвал экспертов тщательнее проанализировать перспективы мегапроекта – транспортного коридора «Европа – Западный Китай», предполагающего воссоздание Шелкового пути. Общая протяженность коридора по территории России составляет 2300 км. В его рамках реализуются такие проекты, как строительство трассы М–11 Москва – Санкт–Петербург, скоростной дороги Москва – Нижний Новгород – Казань, п. Шали – п. Бавлы и другие.
В рамках форума Максим Соколов встретился с работниками Красноярского электровагоноремонтного завода. Это универсальный завод, который производит ремонт пассажирских вагонов и электропоездов всех видов. Министр отметил, что предприятие стало одним из флагманов отечественного транспортного машиностроения. Он пожелал коллективу успешного внедрения передовых технологий, выпуска конкурентоспособной машиностроительной продукции и вручил специалистам завода ведомственные награды.
Вячеслав ЛОБОВ,
обозреватель «ТР»