• декабря 24, 2020 В КРЕМЛЕ

    Подписан закон

    о требованиях к российским международным перевозчикам

  • декабря 24, 2020 В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

    Продлен срок

    программы поддержки авиакомпаний

  • декабря 24, 2020 В ГОСДУМЕ РФ

    Дорожный фонд пополнится

    за счет штрафов за нарушения законодательства о пользовании платными дорогами

  • декабря 24, 2020 922

    Хроника 21 – 27 декабря 2020 года

    Состоялось совместное заседание Коллегии и Общественного совета Федерального агентства морского и речного транспорта.

    Состоялось заседание экспертного совета по транспорту в Азиатско–Тихоокеанском регионе.

    В Минтрансе России обсудили вопросы развития дорожной отрасли Хабаровского края.

Катализатор обновления

Катализатор обновленияПроблемы и решения строительства  транспортной инфраструктуры для мероприятий глобального значения стали предметом обсуждения участников сессии «Современная инфраструктура для мероприятий глобального значения: содействие гармоничному развитию транспортных сетей».

Катализатор обновленияПроблемы и решения строительства современной транспортной инфраструктуры для мероприятий глобального значения, которые в ближайшие годы пройдут на территории Российской Федерации: саммита АТЭС (Владивосток, 2012 год), Универсиады (Казань, 2013 год), зимних Олимпийских и Паралимпийских игр (Сочи, 2014 год), Чемпионата мира по футболу (13 городов России, 2018 год), стали предметом обсуждения участников сессии «Современная инфраструктура для мероприятий глобального значения: содействие гармоничному развитию транспортных сетей».

Мировая стройка

Мероприятия глобального значения являются катализатором процесса обновления инфраструктуры: энергетика, аэропорты, автомобильные и железные дороги, общественный транспорт, очистные сооружения, телекоммуникационные возможности, благоустройство. Затраты на строительство и модернизацию инфраструктуры существенно превышают расходы на организацию самого мероприятия. Однако формирование современной инфраструктуры создает предпосылки устойчивого развития и процветания любого региона, способствует нейтрализации серьезных экономических и геополитических рисков. Кроме того, появляется необходимость поиска и создания оптимальных моделей финансирования, что позволяет интенсифицировать темпы экономического роста в перспективе.
Этому есть вполне конкретные впечатляющие примеры. Олимпийские игры 1992 года в Барселоне позволили за 5 лет произвести изменения, на которые по плану ушли бы три десятилетия, рост «брендового» капитала позволил Барселоне удвоить доходы от туризма. Пекин к Олимпийским играм 2008 года инвестировал 40 млрд долларов США в создание инфраструктуры и теперь занимает одну из ведущих позиций в мировом рейтинге в категории «инфраструктура». Бразилия в рамках подготовки Олимпийских игр 2016 года инвестирует в инфраструктуру 83 млрд долларов США.
Среди наиболее крупных инфраструктурных проектов к мероприятиям глобального значения – увеличение пропускной способности пекинского метро, строительство нового аэропорта, устройство монорельсовой дороги на магнитном подвесе в Китае. Англия реконструировала железнодорожные и автомобильные магистрали для обеспечения доступности олимпийских объектов, создала самые протяженные кольцевые дороги в мире. В Бразилии была построена высокоскоростная железнодорожная магистраль стоимостью 20 млрд долларов США. В Канаде – сеть скоростного транспорта Canada Line, в ЮАР – первая высокоскоростная железная дорога на Африканском континенте, в Катаре – новая высокоскоростная железнодорожная сеть, аэропорт, автодорога.
Что же Россия? Только для Белой Олимпиады в Сочи для обеспечения ожидаемого роста энергопотребления постепенно вводятся 200 новых электростанций, что в 2,5 раза увеличивает существующую энергоемкость. Строятся 367,3 км дорог и мостов, 200 км железнодорожных путей, газопровод протяженностью 480 км, 22 тоннеля, создается новая телекоммуникационная инфраструктура. Сочи превращается в круглогодичный международный туристический центр, для чего строятся 16 стадионов в 13 городах, 7700 км автомагистралей, 1920 км скоростных и высокоскоростных железных дорог.
В рамках программы развития улично–дорожной сети Казани к Универсиаде предусмотрены строительство и реконструкция 23 городских дорог протяженностью 65,1 км, из которых 15,75 км – новое строительство и 49 км – реконструкция. В городе также строятся 12 транспортных развязок и 45 пешеходных переходов, ведется капитальный ремонт 73 городских улиц. На 4 транспортных развязках из 12 уже обеспечено движение, сданы в эксплуатацию 7 пешеходных переходов. В Казани идет внедрение 1–го этапа АСУДД – адаптивной системы управления дорожным движением. Предполагается, что АСУДД позволит организовать оптимальные маршруты движения, управлять дорожным движением в чрезвычайных ситуациях и обеспечить приоритетный пропуск спецтранспорта. В целом это на 15–20% увеличит среднюю скорость движения в городе, снизит аварийность на дорогах, уменьшит выбросы выхлопных газов.
В ходе реконструкции международного аэропорта Казань строится новый терминал, ведется работа по оснащению пунктов пропуска через государственную границу современным оборудованием, а также модернизация плоскостных сооружений на территории аэропорта. Кроме того, аэропорт Казань на федеральные средства приобретет новое аэронавигационное оборудование. Одним из основных транспортных проектов к Универсиаде является организация скоростных интермодальных перевозок от железнодорожной станции до международного аэропорта.
Наиболее крупные автодорожные проекты на территории объектов саммита АТЭС – это строительство автомобильной дороги пос. Новый – п–ов Де–Фриз – Седанка – бухта Патрокл; реконструкция автомобильной дороги аэропорт Кневичи (г. Владивосток) – федеральная автомобильная дорога Хабаровск – Владивосток (М–60 «Уссури»); реконструкция автомобильной дороги «Уссури». Кроме того, строится новый пассажирский терминал в международном аэропорту Владивосток. Нельзя не упомянуть и о строительстве мостового перехода на остров Русский через пролив Босфор Восточный. А запуск скоростного аэроэкспресса по маршруту Владивосток – аэропорт Кневичи потребовал реконструкции железнодорожного полотна от Владивостока до города Артем, строительства новой ветки длиной 4 км от Артема до аэропорта с подходом к международному пассажирскому терминалу, а также вокзального комплекса в центре Владивостока.

Почем инновации?

Геннадий Талашкин, первый заместитель генерального директора ОАО «РЖДстрой», рассказал участникам сессии об инновационных технологиях в транспортном строительстве, применяемых при создании инфраструктуры в Сочи. Это устройство безбалластного пути, использование тоннелепроходческих механизированных комплексов, шумо– и вибропоглощающих материалов в тоннелях, композитных материалов для волноотбойных и мостовых конструкций, платформ, шумозащитных экранов. Укрепление скально–обвальных участков железных дорог ведется с применением защитных тросовых конструкций с анкерами глубокого заложения. Применяются новые технологические решения для пассажирских платформ с использованием современных долговечных материалов. Энергосбережение достигается благодаря энергоэффективному оборудованию: солнечным модулям «Роснано–Ренова», автоматическому управлению освещением.
В ходе дискуссии возник вопрос о целесообразности внедрения инноваций: всегда ли они окупают себя, стоят ли тех затрат, которые всегда сопутствуют прогрессу? Анализируя экономический эффект применения инновационных технологий, Геннадий Талашкин сообщил, что, например, применение тоннелепроходческих механизированных комплексов в несколько раз сокращает время строительства железнодорожных тоннелей, а современные энергосберегающие технологии обеспечивают снижение расхода электроэнергии до 70%.
Виталий Гинзбург, президент ООО «ЭкоПрог», в своем выступлении также поднял тему инноваций. По его мнению, инновационная инженерная инфраструктура – это необходимое условие развития транспортных сетей для обслуживания глобальных мероприятий. Относительно окупаемости инновационных технологий он заявил, что ее сроки очень разные. Например, в части энергоэффективности окупаемость находится в прямой зависимости от стоимости энергоресурсов и рабочей силы.

Взаимодействие

Александр Воробьев, заместитель генерального директора АНО «Транспортная дирекция Олимпийских игр» в своем выступлении также сосредоточился на основных задачах подготовки транспортной инфраструктуры и транспортного обеспечения в Сочи. Особо он подчеркнул необходимость высокой пропускной способности транспортной системы, для чего создаются центры управления транспортом. Например, управление автомобильным транспортом требует четкого планирования услуг, определения потребности в передвижениях всех клиентских групп, точного расчета транспортных цепочек и составления планов обслуживания. Приобретение подвижного состава сопровождается расчетом необходимого количества по типам и вместимости, определением вариантов покупки.
АНО «Транспортная дирекция Олимпийских игр» уже имеет большой опыт подготовки транспортной инфраструктуры к международным массовым спортивным мероприятиям, таким как Олимпиада в Сочи и Универсиада в Казани. В рамках организационной работы по выдвижению России в качестве кандидата на проведение Чемпионата мира по футболу 2018 года Транспортная дирекция активно участвовала в подготовке главы «Транспорт» Заявочной книги России. На регулярной основе она проводит мероприятия по обмену опытом и выработке решений в области подготовки транспортного обеспечения ЧМ–2018, призванные обеспечить взаимодействие между представителями регионов и органов федеральной исполнительной власти, представителями проектных организаций и крупнейшими экспертами в области транспорта.
Поэтому стало вполне закономерным заключение на площадке форума соглашения о сотрудничестве в сфере транспортного обеспечения Чемпионата мира по футболу – 2018 и связанных с ним мероприятий между АНО «Организационный комитет «Россия–2018» и АНО «Транспортная дирекция Олимпийских игр». Соглашение было подписано в присутствии заместителя Председателя Правительства РФ Сергея Иванова, министра транспорта РФ Игоря Левитина и представителей руководства Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации.

Каждому – по навигатору

Александр Борейко, директор программы «Олимпиада–2014» ОАО «Навигационно–информационные системы» рассказал о применении навигационных технологий ГЛОНАСС для организации мероприятий глобального значения на примере проекта «Логистический транспортный центр Олимпийских игр 2014 г. в Сочи». Это уникальная по масштабам и комплексному характеру техническая и управленческая задача внедрения технологий ГЛОНАСС. Последняя становится существенно эффективнее в содействии с другими навигационными системами, что и демонстрирует сегодня олимпийский проект.
Каждое крупное мероприятие при наличии общих задач логистики по–своему уникально. Поэтому и системы навигации на Олимпийских играх в разные годы в разных странах были различными. Для Олимпиады–2000 в Сиднее была разработана специальная информационная транспортная система, для Олимпиады–2004 в Афинах – система видеоконтроля въезда в центр города. Пекин в 2008 году приобрел систему мониторинга общественного транспорта и такси (60 тыс. машин) и систему мониторинга общественного транспорта для обеспечения безопасности в местах проведения соревнований. Олимпиада–2010 в Ванкувере потребовала систему мониторинга перевозок опасных грузов. К 2012 году в Лондоне появится система транспортного планирования.
В ходе подготовки к проведению Олимпийских игр в Сочи широко применяются навигационные технологии и навигационно–информационные системы в интересах управления транспортом и обеспечения безопасности. Навигационно–информационное обеспечение Олимпиады–2014 – уникальная по масштабам и комплексному характеру техническая и управленческая задача внедрения технологий ГЛОНАСС, считает Александр Борейко. Главным здесь становится ее интеграция с Автоматизированной системой управления дорожным движением, Автоматизированной системой мониторинга и управления транспортом администрации города Сочи и другими навигационными системами.

Приоритеты

Филипп Бови, эксперт Международного Олимпийского комитета по транспорту, подводя итоги состоявшейся дискуссии, дал свою рекомендацию: не строить слишком много! Он заявил, что возведение тех конструкций, которые не потребуются после Игр в течение 20 лет, не обосновано политически и финансово. Например, часть новых станций РЖД в горной местности явно не будет востребована в повседневной работе железных дорог. Некоторые стадионы в Сочи также будут временными площадками, их нужно строить с возможностью перемещения в другой регион страны. Не стоит возводить постоянную инфраструктуру, если она не будет оказывать социальный эффект на протяжении многих десятков лет в последующем. Филипп Бови убежден, что инфраструктурные проекты в любом случае должны быть окупаемы. Выводы эксперта МОК, несомненно, покажутся более спорными, чем сама дискуссия, – для России престиж и ответственность перед надвигающимися экзаменами мирового уровня все–таки приоритетнее западного прагматизма.

Инга ДМИТРИЕВА,
обозреватель «ТР»

№ 52 (1171) 21 – 27 декабря 2020 года

В Минтрансе России 1111

Гордость отрасли

Министр транспорта РФ Виталий Савельев вручил государственные и ведомственные награды работникам транспортной отрасли.
Речной транспорт 1134

Без альтернативы

Водный транспорт может и должен сыграть ключевую роль в эффективном транспортном балансе страны.
IT-технологии 1607

Под бдительным оком «ЭРЫ–ГЛОНАСС»

По итогам 2020 года в системе зарегистрированы более пяти миллионов автомобилей.
Автомобильные дороги 1299

Диверсификация возможна?

Перейдет ли Россия на строительство цементобетонных дорог.
Безопасность 1269

Техническое перевооружение

О старых проблемах и новых вызовах российской подземке.
Перекрестки истории 1209

По законам морского братства

Если в море затонули корабли...

Уважаемые читатели!

Сообщаем вам, что 1–й номер газеты «Транспорт России»

выйдет 14 января 2021 года.

Коллектив редакции сердечно поздравляет всех с Новым

годом и желает здоровья и счастья!

novogodnyaya kompoziciya