и связи города Москвы,
были рассмотрены вопросы
о целесообразности организации областных автобусных маршрутов в части их прохождения по территории города Москвы.
На официальном сайте министерства транспорта Московской области размещено извещение о проведении конкурса на право заключения договора на выполнение пассажирских перевозок по маршруту (маршрутам) регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам. Область, заинтересованная в перевозке своих жителей к месту работы и обратно, сформировала дополнительные маршруты. Казалось, все нормально, и городская власть должна проявить добрую волю и дать возможность областным жителям добираться до работы в Москве.
Но… Вопрос требовал обсуждения, что и было сделано на заседании Экспертного совета при Департаменте транспорта и связи города Москвы, где были рассмотрены вопросы о целесообразности организации этих маршрутов в части их прохождения по территории города Москвы.
По большинству рассмотренных маршрутов принято решение об их нецелесообразности в связи с перегруженностью улично–дорожной сети, отсутствием возможности организации посадки и высадки пассажиров на остановочных пунктах города и наличием действующих маршрутов по рассмотренным направлениям.
Департамент транспорта и связи города Москвы сообщает, что федеральным законодательством не предусматривается проведение конкурсов на обслуживание регулярных автобусных маршрутов в межсубъектном сообщении. В случае проведения такого конкурса его победители не смогут осуществлять обслуживание маршрутов на территории Москвы, поскольку данные маршруты не согласованы с уполномоченным органом Москвы в сфере транспорта.
Департамент транспорта и связи города Москвы считает рассмотрение на конкурсе маршрутов между Москвой и Московской областью нецелесообразным и направил министру транспорта Московской области письмо с просьбой снять с рассмотрения маршруты, трассы которых предусматривают движение по территории города Москвы.
Вместе с тем департамент готов рассматривать заявки на открытие, изменение или отмену регулярных межсубъектных маршрутов в соответствии с приказом Минтранса России от 14.08.2003 № 178 «Об утверждении Порядка формирования сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации» и протоколом от 22.05.2009 №61–07–66/9 «О взаимодействии в организации автобусных маршрутов регулярных перевозок между Московской областью и городом Москвой». (Ниже представлен перечень маршрутов между Московской областью и г. Москвой, по которым проведение конкурса Департамент транспорта и связи г. Москвы считает нецелесообразным.)
Оставим за скобками теоретические рассуждения на тему: Москва и область – единый регион или нет. На практике ежедневно утром к железнодорожным вокзалам, платформам метро, к автобусным остановкам на проспектах и улицах при въезде в Москву подходят сотни переполненных электричек, автобусов, маршруток. Вечером – процесс обратный, когда жители не только ближнего Подмосковья, но и районов, граничащих с соседними областями, спешат домой, с тем чтобы утром снова отправиться в Москву. Не прогуляться по московским магазинам, не полюбоваться достопримечательностями, а работать и (или) учиться, т. е. за хлебом насущным и знаниями. Это в осеннее–зимний сезон, а летом, когда количество студентов заметно уменьшится, их с лихвой заменят дачники. Для многих дача, точнее ее дары, в это нелегкое время становится жизненно необходимой.
А теперь доведем решение о нецелесообразности организации дополнительных межсубъектных автобусных маршрутов до логического конца, т. е. запретим или отменим их. Дополнительных рабочих мест в области от такого решения не прибавится, в московские вузы студенты ездить будут, да и количество владельцев шести и более соток в Подмосковье не уменьшится. Да, возможно, кто–то пересядет на личный автомобиль, но, по оценкам специалистов, на 1 пассажира общественного транспорта требуется в 20 раз (!) меньше места на дороге, чем на 1 пассажира легкового автомобиля. А если нет этого автомобиля, значит, нужно втискиваться в уже битком набитые электричку или автобус действующего маршрута. Но, во–первых, железнодорожное пригородное сообщение с Москвой есть не у всех населенных пунктов области. Во–вторых, количество электричек постоянно сокращается по всем направлениям, и в то же самое время стоимость проезда как в электропоездах, так и на действующих автобусных маршрутах постоянно растет. Запреты, как известно, никогда проблем не решают, а создают новые, прежде всего социального характера, когда люди даже за возросшую плату не могут добраться до места работы.
Решать проблему можно только комплексно: одновременно создавать новые рабочие места в области, что уменьшит количество потенциальных пассажиров, и формировать маршрутную сеть городского транспорта таким образом, чтобы с его помощью перехватывать основной пассажиропоток при въезде в город по примеру перехватывающих парковок.
Отмена дополнительных маршрутов общественного транспорта и продекларированное в Транспортной стратегии обеспечение транспортной доступности населения – согласитесь, плохо сочетаются, хотя стратегия является базовым документом для всего транспортного комплекса, в том числе и Департамента транспорта и связи г. Москвы.
Ирина ПОЛЯКОВА,
обозреватель «ТР»
Перечень маршрутов, признанных нецелесообразными