• декабря 24, 2020 В КРЕМЛЕ

    Подписан закон

    о требованиях к российским международным перевозчикам

  • декабря 24, 2020 В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

    Продлен срок

    программы поддержки авиакомпаний

  • декабря 24, 2020 В ГОСДУМЕ РФ

    Дорожный фонд пополнится

    за счет штрафов за нарушения законодательства о пользовании платными дорогами

  • декабря 24, 2020 922

    Хроника 21 – 27 декабря 2020 года

    Состоялось совместное заседание Коллегии и Общественного совета Федерального агентства морского и речного транспорта.

    Состоялось заседание экспертного совета по транспорту в Азиатско–Тихоокеанском регионе.

    В Минтрансе России обсудили вопросы развития дорожной отрасли Хабаровского края.

В поисках компромисса

1_s.jpgПрофсоюзы готовы к диалогу
с работодателями.

1.jpgВ Москве состоялся VII съезд Федерации профсоюзов работников морского транспорта (ФПРМТ). Одно из крупных профсоюзных объединений защищает интересы около 90 тысяч человек, работающих в морской отрасли. В своем отчете о работе объединения за последние пять лет председатель ФПРМТ Игорь Павлов отметил, что значимым событием стало вступление в ФПРМТ Профсоюза работников морского транспорта Крыма в марте 2015 года.
Можно выделить несколько направлений в деятельности ФПРМТ. Это взаимодействие с Минтрансом России и другими госструктурами по подготовке нормативных актов, затрагивающих социально–трудовые права работников морской отрасли, работа с Правительством РФ (в том числе – в рамках Российской трехсторонней комиссии (РТК) по урегулированию социально–трудовых отношений) по совершенствованию законодательства, развитие социального партнерства при заключении отраслевых и профессиональных соглашений, коллективных договоров.
Федерация также отвечает за информационное обеспечение деятельности ФПРМТ и входящих в нее профсоюзов, развитие сотрудничества между профсоюзами.
К сожалению, многие проблемы в сфере защиты прав трудящихся, отраженные в решениях предыдущего съезда, состоявшегося пять лет назад, остаются нерешенными. При этом, как отметил Игорь Павлов, изъяны в Трудовом кодексе РФ признаны Международной организацией труда. Вместе с тем, сообщил глава федерации, вопрос о выполнении рекомендаций Административного совета МОТ по приведению ТК РФ в соответствие с международными трудовыми стандартами вновь включен в план работы РТК на 2014–2016 годы.
По инициативе ФПРМТ существенно доработан законопроект «О мерах поддержки российского судостроения и судоходства» в части защиты трудовых прав моряков при заключении срочных трудовых договоров (только по соглашению сторон).
Много времени было уделено обсуждению и принятию закона «О специальной оценке труда» и дополнительных подзаконных актов. В результате совместной работы с Российским профессиональным союзом моряков (РПСМ) удалось добиться, чтобы у плавсостава морских судов сохранился класс вредности не менее 3.1, что дает право на досрочный выход на пенсию.
ФПРМТ продолжает работу по выработке нового Отраслевого соглашения по морскому транспорту. Установлены рабочие отношения с союзом «Российская палата судоходства», объединившим судовладельцев на морском и речном флоте. В настоящее время создан единый представительный орган от общероссийских профсоюзов для ведения переговоров по Отраслевому соглашению на морском транспорте.
Как следует из отчетного доклада, впереди еще много работы. Например, конституционное право на забастовку сведено до минимального уровня и ограничено правом на коллективный трудовой спор только по условиям труда. Оно не предполагает забастовок в целях солидарности и признания прав
профсоюзов. По существу, ТК РФ запрещает профсоюзам самостоятельно участвовать в урегулировании коллективных трудовых споров, не говоря уже о том, что он заведомо ставит первичные профсоюзные организации в неравное положение в сравнении с работодателями.
До сих пор не установлена гарантированная законом о правах профсоюзов уголовная и административная ответственность за воспрепятствование их законной деятельности. Нет механизмов, обязывающих работодателей создавать во многих видах экономической деятельности, включая морской сектор, соответствующие объединения. Их отсутствие сужает базу социального партнерства, исключает возможность заключения соответствующих коллективных соглашений, что, по мнению ФПРМТ, свидетельствует о явной недооценке государством социального партнерства как средства повышения социальной ответственности бизнеса.
ФПРМТ оказывала помощь Российскому профсоюзу докеров в недопущении практики привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства при выполнении погрузоразгрузочных работ с учетом специфики их труда во вредных и опасных условиях. Федерация считает недопустимым легализацию использования заемного труда в портах. Подобные притязания законодателей к членам экипажей российских морских судов удалось пресечь при активной поддержке РПСМ (в законодательстве содержится норма, прямо указывающая на недопустимость направления работников частными агентствами занятости – круинговыми компаниями для работы у принимающей стороны в качестве экипажей российских морских судов). Что же касается докеров, ФПРМТ вместе с Российским профсоюзом докеров не нашли необходимого понимания в этом вопросе с правительственной стороной.
Поэтому одной из приоритетных задач ФПРМТ остается прекращение порочной практики привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства при производстве погрузоразгрузочных работ в морских портах.
В вопросах реализации Сводной конвенции о труде в морском судоходстве, имплементации ее базовых норм и положений в действующее законодательство Российской Федерации вызывает недоумение позиция Минтруда России: ведомство отказало в закреплении их в специальном разделе Трудового кодекса РФ, который бы регламентировал особенности труда работников транспорта. По мнению ФПРМТ, отсутствие такого комплексного подхода к реализации КТМС девальвирует значение этого международного документа и снижает его эффективность в деле защиты прав российских моряков.
По обозначенным проблемам съезд принял резолюцию «О состоянии трудовых отношений», а также резолюцию «О морском образовании». Так, съезд считает необходимым прекратить наступление на средние мореходки, выражает серьезную обеспокоенность положением дел в морском образовании и, в частности, в среднем морском специальном образовании. Отмена вступительных экзаменов на конкурсной основе и государственных выпускных экзаменов в средних учебных заведениях приведет к качественному ухудшению подготовки специалистов плавсостава морских судов и деградации средних учебных заведений, что недопустимо для морского транспорта на сегодняшний день. Кроме того, вызывает вопросы запрет на работу в должности старших командиров судов выпускникам средних морских учебных заведений, что приводит к дискриминации российских моряков на международном рынке труда.
В ходе съезда председателем ФПРМТ избран глава Российского профессионального союза моряков Юрий Сухоруков. В течение 5 лет до следующего съезда он будет представлять интересы моряков на самых разных уровнях власти. В своем выступлении он отметил, что люди должны чувствовать внимание и поддержку со стороны профсоюзов, в рядах которых они состоят. Они должны быть уверены, что профсоюз им нужен, профсоюз – это та организация, которая, несмотря на нежелание работодателей индексировать и повышать зарплаты со ссылкой на кризис, будет с этим бороться и отстаивать интересы людей труда.
Юрий Сухоруков также отметил, что за прошедший период членские организации ФПРМТ усилили свои позиции – «набрали определенный вес», и у федерации есть все возможности успешно продолжать работу.

Вячеслав ЛОБОВ,
обозреватель «ТР»

НАША СПРАВКА
ФПРМТ была учреждена на I съезде 22 ноября 1995 года в целях консолидации действий морских профсоюзов по защите прав и интересов моряков и работников морской отрасли, а также для укрепления профсоюзной солидарности морских профсоюзов. В Федерацию профсоюзов работников морского транспорта входят общероссийские профсоюзы: Российский профессиональный союз моряков и Российский профсоюз докеров, а также профсоюзы с межрегиональным статусом: Российский профсоюз работников морского транспорта, Межрегиональный профсоюз лоцманов, территориальная профсоюзная организация «Мурманский траловый флот».
Территориальные организации ФПРМТ действуют в большинстве морских портов России. Общая численность членов профсоюзов членских организаций ФПРМТ составляет более 90 000 человек. Главными приоритетами, стоящими перед ФПРМТ, являются защита социально–трудовых прав работников – членов
профсоюзов, входящих в федерацию, повышение их уровня жизни, обеспечение безопасных и достойных условий труда, а также представление и защита интересов профсоюзов – членских организаций ФПРМТ. ФПРМТ как общероссийское профсоюзное объединение входит в состав профсоюзной стороны Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально–трудовых отношений (РТК). ФПРМТ стремится максимально использовать механизм РТК для защиты интересов трудящихся. Эксперты ФПРМТ принимают участие в работе рабочих групп РТК.

18.02.2016

№ 52 (1171) 21 – 27 декабря 2020 года

В Минтрансе России 1111

Гордость отрасли

Министр транспорта РФ Виталий Савельев вручил государственные и ведомственные награды работникам транспортной отрасли.
Речной транспорт 1134

Без альтернативы

Водный транспорт может и должен сыграть ключевую роль в эффективном транспортном балансе страны.
IT-технологии 1607

Под бдительным оком «ЭРЫ–ГЛОНАСС»

По итогам 2020 года в системе зарегистрированы более пяти миллионов автомобилей.
Автомобильные дороги 1299

Диверсификация возможна?

Перейдет ли Россия на строительство цементобетонных дорог.
Безопасность 1269

Техническое перевооружение

О старых проблемах и новых вызовах российской подземке.
Перекрестки истории 1209

По законам морского братства

Если в море затонули корабли...

Уважаемые читатели!

Сообщаем вам, что 1–й номер газеты «Транспорт России»

выйдет 14 января 2021 года.

Коллектив редакции сердечно поздравляет всех с Новым

годом и желает здоровья и счастья!

novogodnyaya kompoziciya