• декабря 24, 2020 В КРЕМЛЕ

    Подписан закон

    о требованиях к российским международным перевозчикам

  • декабря 24, 2020 В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

    Продлен срок

    программы поддержки авиакомпаний

  • декабря 24, 2020 В ГОСДУМЕ РФ

    Дорожный фонд пополнится

    за счет штрафов за нарушения законодательства о пользовании платными дорогами

  • декабря 24, 2020 922

    Хроника 21 – 27 декабря 2020 года

    Состоялось совместное заседание Коллегии и Общественного совета Федерального агентства морского и речного транспорта.

    Состоялось заседание экспертного совета по транспорту в Азиатско–Тихоокеанском регионе.

    В Минтрансе России обсудили вопросы развития дорожной отрасли Хабаровского края.

Кто поможет моряку в Арктике?

Кто поможет моряку в Арктике?О сложности оказания медицинской помощи членам экипажей судов.

Кто поможет моряку в Арктике?Работа моряка – нелегкий труд, сопряженный со многими рисками не только в экстримальных, но и в штатных ситуациях. Вероятность получения травмы на борту судна значительно выше, чем на берегу, и очень часто травмированному или внезапно заболевшему моряку требуется срочная медицинская помощь.

Без врача…

В современных экипажах морских судов сегодня, как правило, отсутствует должность судового врача, и морякам, которым нужна серьезная медицинская помощь, она оказывается в ближайшем порту. А как быть, если судно следует трассой Северного морского пути? Какой порт в этом случае можно считать ближайшим, учитывая, что в нем должна быть полноценная больница, а в больнице – необходимые специалисты?
Вопросы обеспечения экстренной медицинской помощи для моряков в условиях Арктики далеко не риторические. Например, по официальной информации, предоставленной администрацией Северного морского пути, за период с 22 апреля по 27 декабря 2013 года было выдано 635 разрешений на плавание судов по акватории СМП. В 2014 году их количество увеличилось. Таким образом, и число моряков, работающих в Арктике, неуклонно растет. Кто же возьмет на себя ответственность за их здоровье?
Государственная программа «Развитие транспортной системы России» одним из приоритетов транспортной и энергетической политики нашей страны называет «интенсивную эксплуатацию трасс Северного морского пути для реализации транзитного потенциала Российской Федерации, вывоза энергоресурсов с шельфа Северного Ледовитого океана и устойчивое снабжение населения арктических территорий России». Северный морской путь рассматривается программой как «комплексный инфраструктурный объект, управляемый государством, где перевозчикам оказываются государственные услуги по обеспечению безопасных условий плавания». В ней четко расписаны роли служб и ведомств, призванных эти условия обеспечить.
Например, государственные задачи по оказанию помощи людям и судам, терпящим бедствие на море, а также по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций выполняются Росморречфлотом и ФБУ «Служба морской безопасности». Навигационно–гидрографическое обеспечение осуществляется ФГУП «Гидрографическое предприятие». Защиту объектов морского транспорта от незаконных актов, направленных против безопасности судоходства, обеспечивает ФБУ «Служба морской безопасности». Однако не совсем ясно, как (и кем) должна оказываться необходимая медицинская помощь членам экипажей судов, работающих в российской арктической зоне, если таковую невозможно оказать непосредственно на борту судна?

Ситуация на местах

Проблему ограниченных возможностей (а в некоторых случаях – полного их отсутствия) береговых учреждений здравоохранения в арктической зоне для предоставления медицинской помощи морякам подняли специалисты – врач Архангельской гидрографической базы филиала «Гидрографическое предприятие» Александр Будиев, профессор кафедры мобилизационной подготовки здравоохранения и медицины катастроф Северного государственного медицинского университета Валерий Лупачев и профессор, заведующий кафедрой морской и подводной медицины медико–биологического факультета Северо–Западного государственного медицинского университета имени И. И. Мечникова Константин Логунов. В 2011 и 2012 годах они совершили две рабочие командировки на гидрографических судах по всей трассе Северного морского пути. Полученные ими наблюдения «ситуации на местах» должны послужить толчком к дальнейшей работе на государственном уровне по восстановлению и созданию необходимой инфраструктуры экстренной морской медицины.
Отмечая довольно хорошо налаженную систему оказания медицинской помощи морякам в западном секторе СМП, медики указывают на практически полное ее отсутствие в восточном. На побережье от Мурманска до Карских ворот есть крупные многопрофильные больницы, оказывающие в полном объеме квалифицированную медицинскую помощь, а в портах Мурманск, Архангельск и Нарьян–Мар имеется штатная санитарная авиация, включая санитарные самолеты и вертолеты, которые способны доставить врача или эвакуировать заболевшего. Также в западном секторе налажена связь «судно – берег – судно», получившая свое распространение еще в советские времена.

Как эвакуировать больного на берег?

Однако в восточном секторе – от Дудинки до Провидения – ситуация коренным образом отличается. Диксон, Хатанга, Тикси, Певек – порты, где теоретически моряку можно получить медицинскую помощь, но практически рассчитывать на нее не приходится. В Дудинке – порту, расположенном на Енисее в сутках хода от моря, есть районная больница, оснащенная современной медицинской техникой и способная оказать все необходимые специализированные медицинские услуги, но дальше цивилизация заканчивается.
В Диксоне, который находится в 680 км к северу от Дудинки, то есть еще ближе к морю, остался даже аэродром, но в местной больнице, рассчитанной на 12 коек, нет врачей–специалистов. Через сотни километров на восток – относительно крупная больница в Хатанге, но особенностью этого порта является малая доступность с моря: возможны заходы только мелкосидящих судов, ледоколу туда не зайти, а значит, порт доступен только летом. Еще через сотни миль к востоку – Тикси, где дела обстоят немногим лучше, там еще осталась санитарная авиация, но ее работа ограничивается береговой линией, и как эвакуировать моряка на берег – большой вопрос.
В Певеке, до которого еще сотни миль, больница небольшая, но в этот порт хотя бы могут заходить суда всех типов без ограничений осадки и любые ледоколы. Конечный пункт Северного морского пути – порт Провидение. Там есть не только районная больница, но и связь с Большой землей: при необходимости больной может быть доставлен самолетом в Анадырь.
Специалисты–медики с сожалением отмечают, что все упомянутые больницы были построены в 60–х годах прошлого века и сейчас требуют ремонта, оснащения современным оборудованием, а главное – укомплектования штатами специалистов. Но даже если будут устранены все эти недостатки и больницы отремонтируют и снабдят супероборудованием и врачами, острейшим вопросом остается эвакуация с борта судна моряков, нуждающихся в экстренной медицинской помощи.
Сейчас эвакуировать заболевшего или травмированного моряка с судна в условиях высоких широт возможно только с помощью ледокола, что занимает по времени пять–шесть суток. Больные и травмированные поступают в береговые больницы зачастую уже в тяжелом состоянии, и оказываемая медицинская помощь становится малоэффективной. Да и дальнейшая транспортировка в специализированные больницы в глубь материка возможна только воздушным транспортом, а с ним сегодня на Севере очень проблематично.
Таким образом, ставя задачу развития Северного морского пути и безопасности мореплавания, нужно прежде всего подумать о создании в этом регионе безопасных условий для моряков, таких, при которых квалифицированная и своевременная медицинская помощь была бы не просто возможна, но и гарантирована. А с этим пока ясности нет.

Первичная медпомощь на судах

Постановлением Правительства РФ № 996 от 6 ноября 2013 года в целях выполнения обязательств России, вытекающих из положений Конвенции 2006 года о труде в морском судоходстве, обеспечение соблюдения требований конвенции, предусмотренных правилом 4.1 «Медицинское обслуживание на борту судна и на берегу», возложено на Министерство здравоохранения РФ.
Разработкой нормативно–правовых актов по медико–санитарному обеспечению на морских судах, отвечающих конвенционным требованиям, занимается ФГУП НИИ промышленной и морской медицины по заказу Федерального медико–биологического агентства Минздрава России, в ведении которого находятся окружные медицинские центры, осуществляющие медобслуживание моряков. Принятие первых нормативно–правовых актов, касающихся вопросов проведения освидетельствования моряков и оказания медицинской помощи на судах, а главное – их выполнение помогло бы решить медицинские проблемы моряков, считают специалисты.
Проект одного из приказов Минздрава России – «Об утверждении нормативно–правовых актов, регулирующих вопросы оказания медицинской помощи на судах» – как раз предусматривает наличие судовых врачей, во–первых, на транспортных судах, осуществляющих переход по Северному морскому пути, независимо от перевозимого груза и числа членов экипажа. Во–вторых, на любых атомных ледоколах и линейных ледоколах, осуществляющих проводку судов по Северному морскому пути. Кроме того, этот документ предусматривает создание отделений судовой медицины в медицинских организациях, осуществляющих обслуживание организаций–судовладельцев. Именно на них возлагаются такие функции, как организация оказания первичной медико–санитарной помощи людям, находящимся на морских судах, а главное – круглосуточное проведение медицинских консультаций по радио– или спутниковой связи при неотложных состояниях в случае болезни моряков в период нахождения в море.
При этом компетентный орган (Минздрав) должен обеспечить создание такой системы, чтобы медицинские консультации предоставлялись бесплатно всем судам в море круглосуточно и независимо от флага. В Российском профессиональном союзе моряков уверены, что государством должен быть создан Морской медицинский консультационный центр, который бы оказывал такую помощь и имел прямую связь с одним или более Спасательно–координационными центрами, поскольку медицинская помощь на море является составной частью операций поиска и спасания.

НАША СПРАВКА
Чем болеют моряки
Говорят, все болезни – от нервов. Нервные клетки не восстанавливаются. А у моряков так вообще нервные клетки гибнут килограммами. Воздержания, стрессы, курение. А кое–кто и попивает втихаря. Все это не добавляет моряку здоровья.
Согласно исследованиям самая распространенная болезнь среди плавсостава, как ни грустно это звучит, – простатит. Профессиональная болячка. Неприятная штуковина с тяжелыми последствиями, если, конечно, вовремя не вмешаться. При качке не только нервы страдают, но и желудочно–кишечный тракт соответственно. А самые распространенные болезни среди командного состава – это болезни органов дыхания (ОРВИ, грипп, бронхит, пневмония). Из заболеваний желудочно–кишечного тракта – язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки (в основном после 30 лет) и гастрит (у большинства молодых).
Болезни органов кровообращения: ишемическая болезнь сердца встречается чаще у судомехаников, а у судоводителей – варикозное расширение вен (обусловлено длительным пребыванием на ногах), гипертония – одинаково часто встречаются и у механиков, и у судоводителей. Болезни нервной системы. У молодых мореманов – отит, неврит, в старших возрастных группах – радикулит (причем чаще у судоводителей).
Психические расстройства – неврастения у радиоспециалистов, астенический невроз у штурманов и радиооператоров возникает в два раза чаще, чем у механиков.
Шизофрения зарегистрирована только у штурманов. Травмы чаще получали судомеханики (ушибы, ссадины, раны). У судоводителей травмы чаще представлены повреждениями связочного аппарата и переломами костей.
А вот болгарские ученые изучали проблему ожирения. По их данным, у моряков имеется высокая степень риска развития ожирения и сердечно–сосудистых заболеваний. Причины – нерациональное питание, нарушение обмена веществ, гиподинамия, нервно–психическое перенапряжение, перемена климатографических условий.

Сергей ОЗУН,
обозреватель «ТР»

29.01.2015

№ 52 (1171) 21 – 27 декабря 2020 года

В Минтрансе России 1111

Гордость отрасли

Министр транспорта РФ Виталий Савельев вручил государственные и ведомственные награды работникам транспортной отрасли.
Речной транспорт 1134

Без альтернативы

Водный транспорт может и должен сыграть ключевую роль в эффективном транспортном балансе страны.
IT-технологии 1607

Под бдительным оком «ЭРЫ–ГЛОНАСС»

По итогам 2020 года в системе зарегистрированы более пяти миллионов автомобилей.
Автомобильные дороги 1299

Диверсификация возможна?

Перейдет ли Россия на строительство цементобетонных дорог.
Безопасность 1269

Техническое перевооружение

О старых проблемах и новых вызовах российской подземке.
Перекрестки истории 1209

По законам морского братства

Если в море затонули корабли...

Уважаемые читатели!

Сообщаем вам, что 1–й номер газеты «Транспорт России»

выйдет 14 января 2021 года.

Коллектив редакции сердечно поздравляет всех с Новым

годом и желает здоровья и счастья!

novogodnyaya kompoziciya