оптимизации
расходов.
В начале года в прессе появилась информация о том, что билет в плацкартный вагон подорожает на 7%. Позже эта информация подтвердилась, но частично. Рост цен на плацкартные билеты, по решению правительства, составил 4,2% (индекс потребительских цен 5,6% минус 30%). Речь идет обо всех регулируемых услугах по перевозке пассажиров внутри страны Российскими железными дорога10.04.2014ми, Федеральной пассажирской компанией, пассажирской компанией «Сахалин» и Железными дорогами Якутии.
Увеличилась и стоимость перевозки багажа и грузобагажа во внутригосударственном сообщении в составе дальних поездов, а также сборы и плата за дополнительные работы, связанные с их перевозкой. Если читать между строк, то можно сделать вывод, что проезд в плацкартном вагоне увеличится на большую сумму, чем заявлено.
Что касается купейных вагонов, СВ и класса «Люкс», то Федеральной пассажирской компанией принято решение не индексировать тарифы на перевозку пассажиров в этом сегменте. Одним словом, они останутся на прежнем уровне. Причем повышение цены на проезд в этих вагонах не меняется уже третий год подряд, но при этом постоянно растет цена на билет в плацкарте.
В качестве примера можно привести стоимость проезда от Москвы до Краснодара. Разница между билетами от 800 до 2000 руб., СВ и люкс не имеются в виду. Примерно такая же картина и на других направлениях. То есть медленно, но уверенно стоимость плацкартного билета подтягивается к купейному. В подтверждение этого вывода говорит и следующий факт: количество купейных и плацкартных вагонов, находящихся в ведении Федеральной пассажирской компании, почти одинаковое.
Однако постоянно растущий тариф не покрывал и не покрывает расходов монополиста – Федеральной пассажирской компании, «дочки» РЖД.
Не спасают и государственные дотации, которые, кстати, государство намерено сокращать год от года. В 2014 году, согласно прогнозу социально–экономического развития отрасли, предусматривалась индексация проезда в размере 10%. Однако новые условия потребуют увеличения государственной поддержки.
По словам начальника финансового управления ОАО «Федеральная пассажирская компания» Андрея Зиятдинова, при индексации тарифов на пассажирские перевозки в размере 10% и индексации тарифов на инфраструктуру на 6% «…потребность в субсидиях для компании составляет 27 млрд руб., а при замораживании тарифа на инфраструктуру и 4,2% роста цены на билеты эта сумма увеличивается до 29,3 млрд руб». При этом бюджетом сумма поддержки определена в 23,6 млрд руб. Значит, ФПК будет работать в условиях дефицита финансов, как, впрочем, и в прошлом году.
Дефицит средств приводит к оптимизации расходов, – модная в последнее время фраза, за которой скрывается сокращение. В нашем случае – это сокращение либо поездов, либо маршрутов, либо количества плацкартных мест – сегмента с регулируемой государством ценой. И как следствие – падение пассажиропотока и снижение мобильности населения.
Положение с пассажирскими перевозками осложнило и прошлогоднее предложение Минфина об отмене субсидий на железнодорожные перевозки, дабы граждан пересадить на самолеты. Однако эксперты не смогли установить прямой причинно–следственной связи между двумя пассажиропотоками, но пришли к единому мнению, что в случае реализации идеи цена плацкартного билета на дальние расстояния вырастет на треть.
Однако, как считает руководитель Федеральной службы по тарифам Сергей Новиков, в правительстве пока не определились, каким образом будет строиться регулирование пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте. «С нашей точки зрения, нет ничего зазорного в том, чтобы дотировать дальние пассажирские перевозки из бюджета, тем более что эта мера широко применяется и в западных странах. Система регулирования должна рассматриваться как комплексная, которая допускает и рост, и снижение тарифа, и дотирование в рамках того заказа, который может быть определен государством».
То, что дотации необходимо увеличить, считает и первый заместитель руководителя комитета по транспорту Государственной думы РФ Михаил Брячак. «Пассажирские перевозки и ранее были убыточными, просто покрывались за счет грузовых, – заметил депутат. – В данном случае бюджетная поддержка – это социальная ответственность государства, наша страна с ее расстояниями не может гармонично развиваться без железнодорожных пассажирских перевозок».
Однако выступая 1 апреля на заседании координационного совета по развитию транспортной системы Петербурга и Ленобласти, на просьбу о финансовой поддержке Октябрьской железной дороги Максим Соколов заметил: «Сейчас бюджет переживает такой период, когда рассчитывать на дополнительные расходы регионального и федерального бюджетов не приходится, тем более на направление денег в программу развития таких крупных компаний, как РЖД. Да и сам бюджет РЖД достаточно напряжен и формируется по принципам, заложенным в бюджетный кодекс, то есть без дополнительных источников доходов».
А пока в качестве инструмента регулирования ФПК обнародовала на своем сайте график сезонного изменения тарифов на этот год.
Татьяна ЛЕВЧУК,
обозреватель «ТР»
10.04.2014
Как пользоваться коэффициентами для расчета стоимости билета
Методика расчета
1. Найдите в таблице текущий период и коэффициент для вашего типа вагона.
2. Разделите текущую стоимость на этот коэффициент.
3. Найдите в таблице интересующий вас период и коэффициент для вашего типа вагона.
4. Умножьте число, полученное в пункте 2, на этот коэффициент.
Пример расчета
Предположим, нам нужно узнать стоимость билета Москва – Санкт–Петербург. Мы планируем ехать в обычном купе без услуг в середине июня. И мы узнали, что стоимость купе Москва – Санкт–Петербург на 23 февраля – 1490,2 руб.
1. Сегодняшний коэффициент – 0,8 (в период 10 января – 6 марта).
2. 1490,2 / 0,8 = 1862,75.
3. Коэффициент для середины июня – 1,1 (13–28 июня).
4. Искомая стоимость билета = 1862,75 * 1,1 = 2049 руб.