что прежде всего необходимо совершенствовать законодательство.
Эксперты единодушны во мнении: правовое обеспечение в сфере организации пассажирских автоперевозок требует безотлагательного и кардинального решения.
На больших и малых совещаниях и форумах регулярно поднимается вопрос о том, что наведению порядка в организации пассажирских автоперевозок препятствуют пробелы в правовой базе. Это подтверждает, в частности, практика правозащитной деятельности бизнес–омбудсменов в различных регионах страны.
Например, в Башкортостане, по мнению уполномоченного по защите прав предпринимателей Рафаиля Гибадуллина, до сих пор в муниципалитетах нет едино-
образных правил по организации пассажирских перевозок, в которых была бы закреплена процедура проведения конкурсов, а также ответственность должностных лиц органов власти за нарушение установленных процедур. В то же время ситуация с пассажирскими перевозками требует серьезного контроля и повышения эффективности системной работы по обеспечению надежного функционирования рынка.
Индивидуальные предприниматели, осуществляющие таксомоторные перевозки в городах, жалуются на действия нелегальных перевозчиков, ежедневно подвергающих угрозе жизни пассажиров. Предприниматели считают, что данная ситуация происходит вследствие отсутствия эффективного механизма правового регулирования таксомоторной отрасли, в связи с чем необходимы упорядочение рынка таксомоторных услуг, обеспечение безопасности перевозочного процесса и принятие комплекса мер по вытеснению с рынка теневого бизнеса.
Вполне типична такая ситуация. Добросовестный предприниматель по итогам конкурса на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом, проведенного муниципалитетом, заключил договоры на осуществление пассажирских перевозок и приступил к работе. Но очень скоро предприниматель сталкивается с проблемой «дублеров» в виде нелегальных перевозчиков.
По словам бизнес–омбудсмена, надо признать, что контрольно–надзорные органы предпринимают меры по пресечению деятельности незаконных перевозчиков: привлекают их к административной ответственности, в судебном порядке запрещают перевозить пассажиров. Однако незаконная деятельность по муниципальным перевозкам без соответствующего договора с муниципалитетом продолжается.
Как считает Рафаиль Гибадуллин, способствуют этому не только несовершенство законодательной базы, но и отсутствие налаженного межведомственного взаимодействия, длительность рассмотрения дел в судах. Словом, действующие административные заслоны ведению нелегального бизнеса явно недостаточны. Отсутствие адекватного административного воздействия на теневой сектор сопровождается низкой правовой защищенностью легального бизнеса. Финансовая ответственность нелегального бизнеса ничтожна по сравнению с получаемой выгодой, а затраты государственного аппарата на привлечение недобросовестного перевозчика к суду значительно превышают поступления в бюджет от денежных взысканий (штрафов).
По общему мнению экспертного сообщества, необходимо, наконец, сформировать эффективный механизм регулирования в сфере пассажирских автоперевозок, направленный на повышение безопасности дорожного движения, усиление конкуренции в данном сегменте рынка, улучшение качества обслуживания пассажиров, увеличение объема поступлений в бюджет. Нужно создавать правовые условия, обеспечивающие превращение отрасли по перевозкам пассажиров в ресурс социально–экономического развития, в важный механизм формирования инновационного потенциала общества и экономики при одновременном сохранении юридических гарантий свободы и равного доступа профессиональных субъектов к оказанию услуг на рынке автоперевозок.
Тема улучшения правового регулирования пассажирских автоперевозок широко обсуждалась на состоявшемся в минувшем году в Санкт–Петербурге II Международном Евразийском форуме «ТАКСИ». И в числе наиболее актуальных проблем были названы борьба с нелегальным извозом, обеспечение безопасности водителей и пассажиров такси.
В рамках работы форума его участники обсудили одну из основополагающих тем: государственную политику в сфере легкового такси. В частности, отмечалось, что в деятельности такси, причем не только в России, но и во всем мире, в настоящее время происходит технологическая революция. Это обусловлено несколькими факторами: массовой автомобилизацией населения, глобализацией таксомоторного бизнеса, увеличением транспортной мобильности населения, прорывным развитием информационных технологий и диспетчерских центров.
Надо признать, что существующее сегодня нормативно–правовое регулирование таксомоторных услуг не в полной мере отвечает современным потребностям рынка и оставляет нерешенными целый ряд проблем. В качестве основных можно назвать следующие: отсутствие реальных механизмов контроля перевозчиков в обеспечении легальности, безопасности и качества предоставляемых услуг; отсутствие жесткой ответственности перевозчиков за возможные негативные последствия предоставления потребителю услуги несоответствующего качества; распространение организаций, занимающих доминирующее положение на рынке данных услуг, установление демпинговых цен с их стороны.
По мнению большинства экспертов, реальный контроль за деятельностью нелегальных перевозчиков практически не осуществляется. Как следствие, представители малого и среднего предпринимательства, законно осуществляющие таксомоторную деятельность, оказываются в явно проигрышном положении. Экспертное сообщество пришло к единому мнению, что необходим новый закон о пассажирских автоперевозках, где были бы учтены все негативные моменты, которые выявились в течение последних лет.
Вячеслав ЛОБОВ,
обозреватель «ТР»